Рубаник Ю. И.
студент кафедры искусства
эстрады, факультета художественного творчества, Белорусского государственного
университета культуры и искусств
Зарождение и развитие рок-музыки в Беларуси
Рок-музыка
(англ. rock — качаться, раскачиваться, трястись) — это направление
современной музыки, сложившееся в первой половине 1950-х гг. в США. Термин «рок»
(«рок-музыка») произошёл как сокращённое от «рок-н-ролл». В
американской литературе он употребляется с 1967 г. для обозначения
самостоятельного стилевого направления.
Стилевую основу рок-музыки составили ритм-энд-блюз, рок-н-ролл
и кантри-энд-вестерн.
Ритм-энд-блюз (англ.
rhythm and blues) —
одно из основополагающих направлений рок-музыки, трактуемое как синтез
свинга и вокально-ориентированного «черного блюза». Характерными чертами
ритм-энд-блюза являются оригинальная ритмическая
основа – акцент на слабые доли такта (вторую и четвёртую), блюзовый двенадцатитакт,
приём «стоп-тайма» (когда весь оркестр, исполнив первую ноту такта, делал
двухтактовую паузу, во время которой продолжал петь или играть один солист). Ритм-энд-блюз является одной из важнейших составляющих
рок-музыки.
Рок-н-ролл (англ. rock; roll —
крутиться, кататься, вертеться, вращаться) — стиль популярной музыки, возникший
в результате синтеза ритм-энд-блюза с «хилбилли» (сельский
американский фольклор). Оригинальный ритмоинтонационный комплекс рок-н-ролла,
заимствованный из англосаксонского и негритянского фольклора оказал большое
влияние на вокально-танцевальную музыку, явившись одной из основ поп-музыки. Рок-н-ролл
является наиболее ранней формой рок-музыки. Он появился в США в середине
1950-х гг. и представлял собой упрощенный вариант ритм-энд-блюза с
элементами музыки кантри. Для произведений в стиле рок-н-ролл характерен
блюзовый двенадцатитакт, техника риффов (многократно повторяемых мелодических
попевок), краткие мелодические фразы, элементарный литературный текст и ярко
выраженная танцевальная основа. В состав ансамблей, исполняющих рок-н-ролл,
как правило входят: фортепиано, несколько электрогитар, медные духовые и
тенор-саксофон.
Кантри-энд-вестерн
(англ. country — сельский, деревенский; western – западный) – стилевое направление, развившееся из традиционного
песенно-инструментального творчества белого населения юго-восточных и западных
районов США. Кантри-энд-вестерн, сложившись в начале XX
века в результате смешения архаических форм музыкального фольклора европейских
иммигрантов (прежде всего кельтских баллад), использует элементы блюза,
упрощенного джаза и европейской польки. Для данного стилевого
направления в целом типичны простота мелодических и гармонических структур,
инструментальное звучание, в котором большую роль играют банджо, скрипка,
акустические гитары, губная гармошка. Тексты — преимущественно
лирического, шуточного или патриотического содержания. В современных формах
кантри-энд-вестерн интенсивно ассимилируются элементы современного
ритм-энд-блюза и рок-музыки.
Отметим, что понятие «рок» выходит далеко за пределы собственно музыки. Как
вид творческой деятельности рок-музыка есть способ и средство презентации
взглядов на мир молодежной субкультуры. Нередко рок является для молодых людей
некой «духовной субстанцией», «философской единицей». В связи с этим учеными
предлагается более широкое понятие — «рок-культура», куда, наряду с
рок-музыкой, входят способы ее функционирования в социальной среде.
Рок-культура (и рок музыка в частности) по своей сути плюралистична. Она
может вбирать в себя разные, а иногда и диаметрально противоположные идеи и
убеждения — от анархизма и либерализма до коммунизма и фашизма, от политической
активности до откровенной аполитичности, от христианства до сатанизма, от
глобального гуманизма до физической агрессивности и человеконенавистничества.
Важнейшим слагаемым рок-музыки является
вербальный текст. Лучшим рок-текстам свойственны социальная актуальность,
политическая заостренность, направленность на реальные проблемы повседневной
жизни, четко выраженное отношение автора к происходящему.
Трудность научного определения рок-музыки и рок-культуры в целом в немалой
степени объясняется ее социальной
природой. В соответствии с различными аспектами анализа рока — как музыкального
стилевого направления и как социокультурного феномена — можно рассмотреть
данное явление с двух позиций.
1) Рок как направление музыки есть совокупность стилей, для которых
характерны: гипертрофированная роль ритма, органическое сочетание музыки с поэзией
(рок-поэзия), театрализация (рок-шоу), пластика, интерактивность (участие
слушателей-зрителей в процессе исполнения композиций), а также высокий уровень
психологизации и физиологизации действия.
2) Рок как социокультурный феномен есть форма
художественной культуры, соответствующая, как правило, социально-этическим
запросам тех или иных молодежных течений и отражающая реальные проблемы их
существования.
Развитие зарубежной рок-музыки можно условно подразделить на несколько
этапов: 1) 1950-е гг. — период формирования рока как стилевого направления, его
выход из рамок ритм-энд-блюза (рок-н-ролл); 2) 1960 — 1967 – возникновение
британской бит-музыки; 3) 1967 — конец 1970-х гг. – разделение рок-музыки
на множество стилевых направлений, таких как фолк-рок, арт-рок, глэм-рок,
хэви-метал, хард-рок и др.; 4) 1980 — конец 1990-х гг. – активное взаимодействие
рок-музыки с различными стилями как развлекательной, так и академической (опусной)
музыки.
В 1960-е годы процессы, протекавшие в западноевропейской музыке, находят
своё отражение и в СССР.
В своём историческом развитии русская рок-музыка также прошла несколько
этапов: 1) 1963 — 1968 – период «битломании» (подражания группе «Битлз» и
другим британским бит-группам), подпольное («андеграундное») существование рок-музыки;
2) 1969 — 1980 – период профессионализации,
формирования самобытных черт стиля. Расцвет ВИА; 3) 1980 — 1986 –
период полуподпольного существования рок-музыки; 4) 1986 — 1991 – период выхода
на авансцену, востребованности обществом и активной коммерциализации русского
рока.
Для последнего периода в истории развития русского рока характерны
следующие тенденции: 1) – весь российский рок отчетливо дифференцировался на
«официозный», широко пропагандируемый средствами массовой информации, и
«андеграундный», игнорирующий шоу-бизнес; 2) – в республиках бывшего СССР ярко
обозначилось стремление музыкантов к воплощению средствами выразительности рок-музыки
идей национального возрождения.
Зарождение рок-музыки в Беларуси можно отнести к 1960 гг. В тот период она
носила по преимуществу любительский и подражательный характер. Первой
профессиональной белорусской рок-группой считается созданный в 1968 г.
коллектив «Лявоны», который год спустя сменил название на «Песняры». Наряду с
песнями советских авторов коллектив исполнял «ритмизированные» обработки
белорусских народных песен и рок-композиции собственного сочинения.
Формирование белорусской национальной рок-музыки происходило в начале
1980-х гг. Ее пионерами были минские группы «Бонда» и «Мроя». Бурный всплеск
белорусского рока начался в конце 1980 — начале 1990-х гг. и продолжается до
настоящего времени. Сегодня наиболее типичными его представителями являются
группы «Крама», «Н.Р.М.», «Indiga», «Нейро-дюбель», «Новае
неба», «Палац», «Троица», «Экзіст»,
«Юр’я» (Минск), ««Gateward», «Стена» (Брест), «Анархайзис»
(Столин), «Дивейшн» (Гродно) «ТТ-34» (Гомель) и мн. др.
Национальный рок
не отличается широким спектром стилевых направлений. И это объяснимо:
белорусскоязычный рок — явление молодое.
Характерной чертой белорусского рока является
тот факт, что одни и те же группы работают на стыке разных стилей — бард- и
хард-рока, хард-рока и ритм-энд-блюза, хард- и панк-рока и т.п.
Еще один пласт белорусской рок-культуры — это
стиль хэви-метал во всех его разновидностях — от блэк-метал до дум-метал. Проводить
грани между данными «ответвлениями» рок-музыки чрезвычайно сложно, так как одна
и та же группа может сочетать в своем творчестве различные стилевые течения. Из
наиболее известных «металлических» групп можно отметить минские «Vicious Crusade», «Торнадо»,
«Эксгуматор», гомельские «Gods Tower» и «Insania Trivium», брестские
«Гладиатор», впоследствии трансформировавшийся в «Wolfshade» и «Гейтвард». Данные
группы испытывали на себе влияние западного «металла» конца 1980 — начала 1990-х
гг., поэтому создают свои композиции на английском языке. Тематика текстов
чрезвычайно широка — от заигрывания с темными силами, культивирования
жестокости и насилия до философских размышлений о жизни, обращения к
христианской и языческой религии. Некоторые «металлические» группы вплетают в
музыкальную ткань элементы фольклора.
На сегодняшний день так или иначе с
белорусским фольклором соприкасается достаточно большое количество групп: «Троица», «Юр’я», «Postscriptum», «Лицьвины», «Зелень дорог», «Znich», «Зьмяя», «Нагуаль»,
«Яр», «Стары Ольса» и многие другие. Поэтому можно с уверенностью сказать, что
национальные традиции отечественной художественной культуры не забыты и активно
воплощаются в новом стилевом направлении белорусской музыки – рок-музыке.
Список используемой литературы
1.
Королёв О. К. Краткий энциклопедический словарь джаза,
рок- и поп-музыки. Термины и понятия / О. К. Королёв
– М., 2006. – 168с.
2.
Алексеев А. Кто есть кто в советском роке?
(иллюстрированная энциклопедия отечественной рок-музыки) / А. Алексеев, А.
Бурлака, А. Сидоров – М.,1991.
3.
Меньшиков В.К. Энциклопедия рок-музыки. –
Ташкент, 1992.
4.
Шостак Г. В. Массовые музыкальные жанры ХХ века в системе
музыкально-эстетического воспитания: Учебно-методическое пособие для учителей
музыки и мировой художественной культуры и студентов педагогических вузов / Г.
В. Шостак – Брест, 2002.
5.
Музыкальная газета. – 1997. −№4 – 6, 8.