Кадыралиева А. М., Хидоятов М.С.
Республика Казахстан, город Шымкент,
Южно-Казахстанский Университет имени М.О.Ауезова.
Традиции и новаторство в духовном
развитии
современного Казахстана.
Возрождение духовной культуры является важнейшим условием
обновления нашего общества. Оно стало предметом острых дискуссий в обществе.
Определение путей дальнейшего развития, критериев и механизмов реализации
оптимального соотношения в нем традиций и новаций является едва ли не самым
сложным вопросом в общественном управлении культурой. В демократическом
обществе нет и не может быть прямого властного вмешательства государства
в развитие духовной культуры. Но это не означает, что духовная культура – это
непредсказуемая и неуправляемая стихия,
что сфера духовной культуры может существовать без государственной защиты,
поддержки и стратегического управления. Государство должно обеспечить свободу
развития культуры, право на культурную самобытность народа, охрану
культурно-исторического национального наследия, необходимую финансовую
поддержку культурного процесса.
Одним из
наиболее серьезных факторов, влияющих на развитие духовной культуры Казахстана
как части мирового сообщества является глобализация, при которой локальные
цивилизации неизбежно втягиваются в мировые транснациональные отношения,
финансовые, торговые и информационные потоки, что ведет к переносу
политических, социально-экономических моделей, к обогащению, но и к унификации
и стандартизации культурных ценностей. Не только страны постсоветского
пространства, но и весь современный мир переживает переломный момент эволюции. Если учесть усредненность и агрессивность продвижения массовой культуры,
можно понять обеспокоенность последствиями глобализации со стороны, как
выдающихся деятелей культуры, так и широкой общественности, говорящих о наступлении эры
«конфликтов цивилизаций».
Казахстанская модель, где ключевые роли в
достижении мирного сосуществования разных культур, традиций и религий играют
непрерывный диалог между ними, а также объединяющий общество и регулярно обогащаемый
новыми идеями духовный стержень межэтнического и межконфессионального согласия
опровергает этот пессимизм. На наш взгляд, мировая культура, чтобы преодолеть негативные последствия
глобализации, должна преобразоваться в некую надэтническую, наднациональную
систему, в которой человечество будет гармонизировать мир в целом, избавляя его
от негативных проявлений.
Действительно, интенсификация глобальных миграционных и
информационных потоков порождает в мире немало взрывоопасных проблем. Так, в
ряде европейских стран серьезной проблемой стал рост ксенофобии и национализма.
Религиозно-этнические проблемы усиливают ближневосточный конфликт.
Межнациональные проблемы нередко обостряются и на постсоветском пространстве.
Сегодня любое некорректное высказывание в отношении иной культуры вызывает
масштабные протесты и рост насилия в мире.
В последнее время одним основных глобальных вызовов стало
смешение различных культур в единый, порой неконтролируемый поток. Усиление
неравноправного взаимодействия народов, усугубляющегося экономическим неравенством, порождает
естественные опасения в утрате собственной национальной идентичности. Это
вызывает неприязнь к носителям иных этнических и религиозных ценностей,
порождает в разных культурных системах жесткую ответную реакцию, которая при
отсутствии толерантности принимает зачастую острые конфликтные формы. Сегодня
лишь культура толерантности может противостоять этим конфликтам. А она, в свою
очередь, может возникнуть и развиться лишь на базе высокой общей культуры и духовности.
Одной из основных характеристик самобытности казахстанской
культуры является принципиальная открытость и направленность на созидательное
взаимодействие с другими культурными потоками, это культура мира и ненасилия.
Главное достижение Казахстана – межэтническое согласие, мир и стабильность –
это не только серьезный успех, но и большая ответственность перед будущим
планеты. Духовная культура Казахстана не должна замыкаться сама на себя,
необходимо всемерно изживать синдром культурной провинциальности, активнее
пропагандировать в мире свое наследие и современные достижения.
Для этого, а также для активного познания мировой культуры
необходимо освоение иностранных языков. Решение этой задачи находит
государственную поддержку в проекте развития трехъязычности. Это закономерное и
актуальное требование времени.
Развитие казахского языка как государственного, расширение
сферы его применения — не просто утверждение одного из главных атрибутов
суверенитета. Это направлено, прежде всего, на укрепление патриотизма, а
значит, является делом чести каждого гражданина Казахстана. Сохранение русского
языка не нуждается в аргументации, поскольку этот мировой язык является
средством межнационального общения для всех народов постсоветского пространства
и многих других народов Евразии. Английский язык – важнейший фактор
конкурентоспособности казахстанцев в глобальном формате.
География и история Казахстана объективно обусловливают
сосуществование в его культуре западных и восточных ценностей. Однако их
взаимное обогащение и развитие в симбиозе – вопрос не только сосуществования и
толерантности. Он осложнен противоположностью основ этих культур, проявляющейся
в оценке места и роли человека в окружающем его мире. В западной культуре
человек рассматривается как активное существо, ориентированное на
преобразование внешнего мира в соответствии со своими потребностями: отсюда
динамичность западной культуры, ее технико-технологическая нацеленность,
создающая цивилизационные преимущества. В восточной культуре человек более
нацелен на созерцание, на приспособление к миру: отсюда традиционность
восточной культуры, ее нацеленность на гармонию с природой.
С одной стороны, эти противоположные начала двух культур
усложняют взаимопонимание их представителей, с другой стороны, эти
противоположности, ставшие частями единой культуры, могут вызвать к жизни то
самое диалектическое противоречие, которое станет источником и мощной движущей
силой ускоренного культурного прогресса. Чтобы это произошло, необходимо найти
общее основание для этих противоположностей. Полиэтничность Казахстана,
присутствие в нем этносов, принадлежащих как к восточной, так и к западной
культуре, создает для такого развития уникальные условия. Особые возможности
для этого возникают сегодня, когда осуществляется ускоренная адаптация к новым
для Казахстана рыночным реалиям.
Человечество имеет примеры успешного вхождения в современные
рыночные отношения стран, народы которых ментально принадлежат к восточной
культуре. Это страны Юго-Восточной Азии, в первую очередь – Япония, которая
смогла войти в число лидеров экономического развития, не утратив при этом своей
культурной самобытности, а, напротив, успешно используя ее для нахождения
своего достойного места в мировой экономике.
У Казахстана, на наш взгляд, в этом плане есть значительные
стартовые преимущества, заключающиеся в его полиэтничности, объединяющей, как восточную тюркскую, так и западную славянскую культуры. Как
мы видели, развитие взаимодействия этих культур в истории не всегда было
бесконфликтным, но главное, что народам Казахстана удалось вынести из этой
истории – интерес и уважение к культурам друг друга, подкрепленные неплохой
осведомленностью об их сути.
Рыночные отношения с каждым годом углубляются и расширяются,
усиливая роль новых механизмов социальной адаптации личности, этнических и
социальных общностей к новым условиям жизни. Новая конструктивная система
ценностей является платформой для активной жизнедеятельности людей.
Но следует учитывать, что далеко не каждый конкретный способ
адаптации общества к новой социальной среде является оптимальным и
перспективным. Ведь в условиях реформации экономики и социальных отношений,
когда многие старые ценности вдруг перестают быть священными, на их место,
выдвигаются те, которые всей историей человечества оценены как тупиковые –
жажда наживы, жажда господства над людьми и т.д. Это приводит к росту коррупции, экономической и всякой иной
преступности, порождает дисгармонию в духовно-нравственных устоях общества.