Шамрова О. А.,

преподаватель кафедры хореографии Белорусского государственного университета культуры и искусств

Особенности профессиональной подготовки руководителей хореографических коллективов.

Обучение различным видам искусства – музыкальному, театральному, хореографическому – имеет свои специфические особенности, предполагает особые формы и методики обучения, специфический язык общения, своеобразные методы психологического воздействия. В основу профессионального хореографического обучения положены достижения педагогических школ России, Франции, Италии, Америки, Беларуси, представленные в творчестве известных теоретиков и практиков хореографического искусства: К.Блазиса, А.Я.Вагановой, С.М. Гребенщикова, Р.В.Захарова, А.М.Мессерера, Ж.Ж.Новерра, И.В.Смирнова, Н.М. Стуколкиной, Н.И.Тарасова, Т.С.Ткаченко, А.Чекетти и др.

Сложившиеся в хореографической педагогике стереотипы традиционно используемых преподавателями авторитарных подходов к процессу обучения танцу на сегодняшний день противоречат требованиям личностно-ориентированного, гуманистического образования и принципам социокультурной деятельности, являющихся доминирующими в работе руководителя хореографического ансамбля, определяя, таким образом, необходимость внесения ценностно-методических изменений в процесс профессиональной подготовки хореографов.

Современные условия профессиональной деятельности хореографа требуют от него общекультурологических, искусствоведческих, психолого-педагогических, менеджерских знаний наряду со специальными умениями и навыками в исполнительской, балетмейстерской и педагогической сферах. Профессиональная подготовка руководителей хореографических коллективов, деятельность которых синтезирует в себе все аспекты хореографической профессии, осуществляется в среднеспециальных и высших учебных заведениях культуры и искусства путем комплексного изучения спецдисциплин и предметов общеобразовательного блока с учетом специфики социокультурной деятельности, в рамках которой предстоит работать хореографу. На особенностях подготовки к исполнительскому, педагогическому и балетмейстерскому аспектам хореографической профессии остановимся более подробно.

Исполнительскую деятель­ность хореографа обычно рассматривают (М.Н.Юрьева и др.) в двух аспектах - репродуктивном и творческом: в исполнительском акте всегда присутст­вует творческое самовыражение танцовщика, определяющее субъективность данного аспекта профессиональной деятельности. Таким образом, относительно репродуктивная исполнительская деятельность хореографа представляет собой  творческий процесс, заключающийся в индивидуальной интерпретации исполнителями хореографического материала, отражающий личностные и индивидуально-художественные осо­бенности «Я» танцовщика. Учебно-исполнительская деятельность студента-хореографа, являющаяся доминирующей в процессе профессионального хореографического обучения, осуществляется на спецдисциплинах, реализуясь в систематической репетиционной работе в «классе» с четко раз­работанной системой развития психофизического аппарата, освоении и совершенствовании исполнительской техники, приобретении навыков выразительного и эмоционального воплощения хореографического образа на сцене.

Подготовка студентов-хореографов к педагогической деятельности осуществляется комплексно на психолого-педагогических дисциплинах («Педагогика», «Общая психология», «Возрастная психология», «Методика преподавания спецдисциплин», «Профессиональная педагогика» и др.), предметах по специальности и педагогической практике, обязательной для студентов всех специализаций. Проведенный опрос студентов хореографических специальностей Белорусского государственного университета культуры и искусств выявил у них недостаточный уровень профессиональной готовности к педагогической  и балетмейстерской работе, что свидетельствует о необходимости тщательной разработки спецкурсов «Хореографическая педагогика», «Основы профессионального мастерства хореографа» с целью усиления внимания к педагогическому аспекту в хореографическом образовании и целенаправленной подготовке студентов к социокультурной деятельности, главными принципами которой являются свобода выбора и участия в ней, мотивация удовольствия, создание условий для творчества и самовыражения личности в нем. Кроме того, доминирование педагогического аспекта в работе руководителя хореографического коллектива подтверждает необходимость целенаправленной педагогической подготовки хореографов с учетом специфики социокультурной деятельности.

Балетмейстерская деятельность является одним из сложнейших аспектов профессиональной работы хореографа, требующим от него образного мышления, творческого воображения, коммуникативных и организаторских способностей, исполнительских, педагогических и репетиционно-постановочных навыков. Необходимо отметить, что доминирующее значение в работе руководителя танцевального коллектива имеет постановочная и репетиторская деятельность.

Постановочная работа – индивидуально неповторимый процесс создания хореографического произведения, имеющий определенные закономерности и осуществляемый поэтапно следующим образом: - период первоначальных художественных накоплений (подбор музыкально-хореографического материала); - стадия переработки накопленного материала; - формирование идеи и замысла будущего хореографического произведения; - стадия построения драматургической линии хореографического произведения; - работа с музыкальным материалом, создание пластического мотива композиции; - разработка композиционного плана; - репетиционно-постановочная работа с исполнителями и т.д. Индивидуально неповторимое прохождение балетмейстером вышеперечисленных этапов, обусловленное индивидуальным балетмейстерским стилем, определяет многообразие и многогранность хореографических произведений и процесса их создания. 

Для создания хореографической композиции балетмейстер должен знать лексические модули различных жанров и направлений хореографического искусства; владеть на высоком профессиональном уровне исполнительскими и педагогическими навыками (практический показ и объяснение являются доминирующими методами в постановочной работе хореографа); обладать коммуникативно-организаторскими способностями; в совершенстве владеть балетмейстерскими приемами. Подготовка студентов-хореографов к балетмейстерской деятельности, выступающей основой работы руководителя хореографического коллектива, реализуется в рамках дисциплины «Искусство балетмейстера» и творческой практики, осуществляемой на базе любительских и профессиональных хореографических коллективов, в процессе которой проявляются способности и склонности студентов к данному аспекту профессиональной хореографической деятельности.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день деятельность руководителя танцевального коллектива характеризуется многоаспектностью и определяет ряд выполняемых им функций:

1)организационно-управленческая (руководитель-хореограф выступает организатором коллектива и управляет его функционированием);

2)балетмейстерская (руководитель коллектива является главным его балетмейстером-постановщиком, за исключением коллективов, в которых работают приглашенные балетмейстеры);

3)репетиторская (руководитель хореографического ансамбля осуществляет репетиционный процесс, выполняя функции главного педагога-репетитора);

4)обучающе-воспитательная (обучение исполнительскому мастерству и духовно-эстетическое воспитание танцовщиков являются фундаментальными в работе руководителя-хореографа);

5)развивающая (формирование всесторонне развитых личностей в ансамбле осуществляется путем равноценного физического, эмоционального, эстетического, интеллектуального, креативного развития исполнителей).

Подготовка будущих руководителей-хореографов, приоритетной целью которой является становление высококвалифицированного специалиста в области хореографического искусства, владеющего специальными хореографическими, общекультурологическими, психолого-педагогическими, искусствоведческими и менеджерскими знаниями, готового к новаторству и творчеству, быстро реагирующего на изменения в профессиональной деятельности, должна осуществляться в соответствии с выше обозначенными функциями.

Схема 1. Функции руководителя хореографического коллектива

Литература:

Грыгаровіч Я.Д. Эстэтычная накіраванасць асобы студэнта: педагагічны аспект. – мн.: Бел. Дзярж. Ун-т культуры, 2002. – 403с.

2. Юрьева М.Н. Профессионально-педагогическое взаимодействие субъектов в процессе подготовки педагога-хореографа в ВУЗе: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. - Тамбов, 2001.