Муравьёва Н.М.
Борисоглебский государственный педагогический
институт
Символика цвета у
М. Шолохова и С. Есенина (на материале романа-эпопеи «Тихий Дон» и повести
«Яр»)
Верой в единство природы и человека обусловлено
сходство стилистических приёмов, изобразительных средств, а также некоторых
особенностей повествовательных структур романа-эпопеи «Тихий Дон» М. Шолохова и
повести «Яр» С. Есенина. Близость художественных миров этих писателей наиболее
ярко проявилась в цветовой символике.
Многокрасочность «Тихого Дона» поразительна,
но преобладающими являются красный, белый и чёрный цвета. Изображение мира в
переломную эпоху потребовало красного цвета – цвета пролитой крови и пожаров.
Малиновая кровь краснотала, обрызганное кровицей
небо, багровый свет месяца, кровяные отсветы пожаров, рудые шлейфы дыма,
багрово-чёрные лица убитых, расстрелянных, повешенных и багряный куст
черноклёна, и алые степные тюльпаны, как брызги крови – все эти цветовые образы
являются показателем беспощадности того противостояния, в которое втянуты герои
«Тихого Дона».
В повести «Яр» С. Есенина нет военных событий, но
красный цвет, как и у М. Шолохова, является символом пролитой крови. Так в
сцене последней охоты Кузьки красный цвет преобладает: калиновый кустарник,
гроздья ягод, как застывшая кровь, мох, окроплённый кровяной брусникой и
красные капельки крови на губах убитого лося – всё подготавливает кровавую
развязку. Красным цветом обозначены и Лимпиада
(впервые Карев видит её в красном сарафане), и Карев: кровью
волчицы и медведя отмечено его появление, а уход из сторожки лесника -
образом дятла с красноватым, будто раненым, крылом, создающим символическую
параллель: любовь к Лимпиаде («ранение») заставляет Карева прервать свой «полёт» по жизни, остаться в лесу.
Другой есенинский цвет –
синий – это цвет неба и воды. Как образно пишет Н.И. Шубникова-Гусева,
окружающий земной и небесный поэтический мир Есенина смотрится в зеркало вод,
отражаясь, познавая свою иную, нездешнюю суть и преображаясь [1]. Небо у
Есенина всегда распахнуто над героями «Яра», оно яркого, насыщенного цвета: «В
застывшей сини клубилась снежная сыворотка» [2], «синь, как вода, застыла в
воздухе» [2, с.25], «в синеве повис весенний звон» [2, с.29], «солнце
плескалось в синеве, как в озере, и рассыпало огненные перья» [2, с.38], «в
темноте сини купола шелестели облака» [2, с.54], «синица упала в синь» [2,
с.87]. Тем контрастнее выглядит исчезновение этой небесной сини в тот момент,
когда Лимпиада принимает решение остаться в лесу:
«Какое бесцветное небо, – сказала она после долгого молчания» [2, с.92].
В поэтической реальности «Тихого Дона» небо редко
бывает насыщенно синим: оно то нежно-сиреневое, то фиолетовое, то малиновое, то
синевато-белёсое, а чаще всего зори и закаты красят его в багряные оттенки.
Только в одном пейзаже третьей книги всё окрашено в синий цвет: «Небо,
горизонты, день, тонкоструйное марево – всё синее.
Дон – и тот отливает не присущей ему голубизной, как вогнутое зеркало отражая
снежные вершины туч» [3], и этот изумительный одноцветный пейзаж, с одной
стороны, контрастен по настроению описываемым событиям, с другой – коррелирует с ними: совещание донского правительства и
Добровольческой армии проходит напряжённо – «встреча дышала холодком» (синий –
холодный цвет), отметит писатель, и следующим цветовым образом усилит
впечатление: «… бесконечно усталое лицо Алексеева. Оно белело, как
гипсовая маска» (там же).
Синий цвет использует
писатель в качестве психологической характеристики Натальи в один из самых
драматических моментов повествования.
Получив от Григория ответ, не оставляющий надежды на его возвращение,
она собирается в церковь, а мыслями постоянно обращается к синему клочку бумаги. И концентрация этого синего цвета в портрете
(«тонкая по-девичьи, иссиня-бледная,
в прозрачной синеве невесёлого
румянца»), в пейзаже («перламутровая синь раскинутых по улице лужиц»)
передаёт всё усиливающееся отчаяние героини, достигающее предела, когда все
цвета переходят в чёрный: «В сиреневой кочующей над двором темноте чернела приоткрытая дверь сарая. В одно
злое усилие собрала Наталья оставшийся комочек сил…» [3, т.1,с.176], «в чёрной тоске» схватила косу и «нарастающая волна острой боли
полымем прошлась по груди до горла, звенящими иглами воткнулась в уши…» [3, т.1,с.177]. Точно так в сцене на бахче
состояние Натальи соотнесено с цветовой палитрой пейзажа: многоцветность
летнего дня опять заменяется чёрным цветом. «Янтарно-жёлтый полдень» выписан
яркими и чистыми, без примесей, красками: синее небо, белые облака (правда,
появляется уже настораживающий эпитет: изорванные ветром облака),
золотые потоки сияющего света… И вдруг – ползущая с востока чёрная клубящаяся
туча и крик-проклятие Натальи: «Нету больше силы так жить! Господи, накажи его,
проклятого! Срази его там насмерть! Чтобы больше он не жил, не мучил меня!… [3,
т.4,с.116], жгуче-белая молния и властный приказ Ильиничны: «Проси у Бога
прощения!». Безумный, дикий порыв Натальи оставляет во всём мире только две
краски: чёрную и белую. После грозы краски возвращаются: дивно зеленеет омытая
дождём степь, встаёт над нею радуга, но мир Натальи остаётся бесцветным,
прозрачным, как слеза или роса. Так в момент её смерти, в окна «глянул голубой
рассвет. … На подоконник с вишнёвых листьев ветер отряхнул слезинки росы…» [3, т.4,с.123].
В смерти Натальи есть несомненное сходство с судьбой есенинской Лимпиады: обе
погибают в тот момент, когда
отказываются от материнства. Решение Натальи избавиться от ребёнка и по её
понятиям грех, покушение на милость Божию. Она разрушает свою же собственную
идею, то, на чём держалась вся её жизнь. Лимпиада
также понимает, что, убивая зашевелившуюся под сердцем жизнь, совершает
преступление: «Преступница», – шептал ей какой-то голос и колол, как шилом» [2,
с.104]. Реализованная через сравнение метафора «укол совести» передаёт противоречивость
охвативших героиню чувств. Авторская позиция и в том, и в другом эпизоде
однозначна.
Символику цвета используют и М. Шолохов, и С. Есенин в
пейзажах-предзнаменованиях. Так в «Тихом Доне»
размышления Григория Мелехова о «семенах
войны», взращиваемых в душах воюющих солдат, предваряет пейзаж: «По ночам за
горизонтом тянулись к небу рукастые алые зарева, зарницами полыхали деревни,
местечки, городки. <...> В садах жирно желтел лист, от черенка наливался
предсмертным багрянцем, и издали похоже было, что деревья – в рваных ранах и
кровоточат рудой древесной кровью» [3, т.1,с.247]. Картина осени дана в
багряном цвете, что характерно для этого времени года, но
эмоционально-экспрессивная окраска описания, метафора смерти придают пейзажу в
совокупности с описанием отсветов пожаров зловещую окраску, предвещают новые
смерти, боль и разрушение.
В другом пейзаже предвестником грозных событий
становится белый цвет. Обдонье, живущее «потаённой,
придавленной жизнью», затаившееся в предчувствии грядущих событий, писатель
сравнивает со спящей под снегом степью: «Кругом, наперекрест, прилизанная
ветрами степь, белая голая равнина. Будто мёртвая степь» [3, т.3,с.115].
Сравнение со смертью возвращает читателя к образу вымершего Обдонья,
который дан писателем чуть ранее, в начале ХIII главы: «И стало так, словно
покрыла Обдонье туча густым, непросветно-чёрным
крылом, распростёрлась немо и страшно и вот-вот пригнёт к земле тополя вихрем,
полыхнёт сухим, трескучим раскатом грома и пойдёт крушить и корёжить белый лес
за Доном, осыпать с меловых отрогов дикий камень, реветь погибельными голосами
грозы…» [3, т.3,с.88]. Символические
образы чёрной тучи, гибельной грозы вызывают в сознании читателя, как
справедливо отмечает Е.А. Ширина [4], историческую и поэтическую аналогию со
«Словом о полку Игореве», где тьма, покрывшая русское
войско, также сулит гибель. Символика контрастных чёрного и белого цветов,
усиленная красным («калёно-красный огромный щит
месяца», кровяные отсветы), становится средством воссоздания социальной ситуации
накануне Вёшенского восстания, объясняет его причины,
предвещает будущую трагедию, раскрывает авторскую позицию. Эта же цветовая
символика (красный, чёрный, белый–белёсый) в пейзажах переломного момента
восстания отражает уже реальную картину: пожары, багрово-чёрная мгла, тучевая
тень, белёсые столбы дыма, дождя и пыли.
С. Есенин также использует литературную традицию
знамения перед трагическими событиями. Так пейзаж начала повествования («умытое
снегом утро засмеялось окровавленным солнцем в окно» [2, с.21]) уже в
момент знакомства героев знаменует драматическую развязку. Смерть младенца
предвещает зловещий пейзаж: «Багрянец пенился в сини и красил кровью
облака» [2, с.94]. Карев и Лимпиада
перед появлением повозки с избитым Аксюткой
наблюдали, как «розовый закат поджигал чёрную, клубившуюся дымом тучу»
[2, с.42]. Чёрный цвет становится итоговым в жизни Аксютки,
предвещает смерть Лимпиады, образ чёрной тучи,
закрывшей розовый закат, проецируется на поведение Карева,
является знаком его вины и смерти.
Чёрный цвет в финале «Тихого Дона» (чёрное небо,
чёрное солнце и земля, выжженная палами) имеет многозначную символику: это и
личностная реакция Григория на смерть любимой женщины, и итог войны (чёрное
солнце – солнце мёртвых), и символ общего неблагополучия в мире, личная
трагедия, сопряжённая с трагедией народа.
Таким образом, М. Шолохов и С. Есенин близки в выборе
цветовых решений. Палитра этих художников передаёт цветовое богатство русской
природы, помогает создавать образы многозначные, символические, философски
насыщенные, посредством которых выражается не только авторское, но и
национальное мироощущение.
Литература
1. Шубникова-Гусева Н. И. «Пришёл в этот мир
поэт…» // Литература в школе. №11. 2005. С. 11.
2. Есенин С.А. Собр. соч. в 3-х т. Т.3. М.:
«Правда», 1983. С.7. Далее цитируется это издание с указанием страницы.
3. М.А. Шолохов. Собр. соч. в 9 т. Т.3. М.: ТЕРРА-Книжный клуб. 2001. С. 32. Далее цитируется это
издание с указанием тома и страницы.
4. Ширина Е.А. Образ природы в
романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон». – Белгород: Изд-во БелГУ,
2004. С. 32-33.