Политология/6. Проблемы взаимодействия
власти
и общественности (отечественный и зарубежный опыт)
УДК 316.3:
314.
Аспирантка Ткачёва В.А.
Одесский национальный морской университет
Демографический переход как этап в
развитии общества
1. Институт семьи в настоящее время
находится в состоянии глубокого экономического, социального, демографического и
культурного кризиса, специфика которого состоит в том, что трансформация
(кризис) семьи - это результат сложнейшей системной разбалансировки, которая
является следствием трансформации (кризиса) демографической структуры
человечества. Изменение человека на пути эволюции с необходимостью потребовало
рождения и развития новых структур, а они, в свою очередь, могли развиваться,
только разрушая демографическую структуру человечества. Трансформация
традиционного общества в техногенное подразумевает разрушение господства
демографической структуры и возникновение
феномена - демографический переход (ДП).
2. ДП - явление глобальное и относится к
человечеству в целом, но это не означает унификации демографических режимов для
различных групп населения.
3. На феноменологическом уровне ДП
заключается в постепенном движении определенной единицы от режима с очень
высокой рождаемостью и очень высокой смертностью к режиму с очень низкой
рождаемостью и очень низкой смертностью. ДП уже прошли: практически вся белая раса,
японский и корейский этносы. Актуальность этого явления позволяет рассмотреть
семью под таким углом зрения, что становится понятной одна из причин ее кризиса.
ДП «выключает» потребность населения в деторождении. Очевидно, что это «выключение»
не абсолютно и не равномерно, и говорить о нем можно лишь в отношении среднего
представителя демографической единицы. До ХХI века единственным местом воспроизводства
населения являлся союз между мужчиной и женщиной, но с развитием инноваций эта монополия
была нарушена, в момент появления технологии «ребенок из пробирки». Однако по
ряду причин воспроизводством населения в большинстве случаев занимается семья.
В связи с этим, кризис семьи - это результат изменения характера воспроизводства
населения, т.е. ДП делает институт семьи как демографический объект ненужным.
4. ДП отклоняет биологические инстинкты к
деторождению, а это, в свою очередь, исключает одну из важнейших функций семьи.
Из определения сложной системы ДП следует, что институт семьи умирает в одной
из своих ипостасей. Этот процесс практически не соотносится с экономическими и
культурно-цивилизационными особенностями страны. На сегодняшний день, от
многодетной семьи отказываются итальянцы, японцы, корейцы.
5. ДП прежде всего блокирует материнскую
функцию. Отсюда бесполый стиль унисекс и современный эталон женской красоты.
Если на протяжении всей человеческой истории идеалом была женщина дородная, с
крупными, округлыми формами, оптимальными для беременности и деторождения (от
Афродиты Милосской до женщин Рубенса и Ренуара), то современные модели никак с функциями
воспроизводства человечества не связаны. Следует сказать, что социально-ролевой
и культурно-психологический разрыв между традиционной домохозяйкой и
маскулинизированной, феминистски ориентированной self-made business-woman
превратился в такую пропасть, что фактически человечество, входит в эру
трехполого общества.
6. Причинами исторических изменений
современной семьи являются индустриальная урбанизация, которая разрушает
экономический и социальный строй патриархально-феодального образа жизни [3]. Как
необходимое условие индивидуальной мобильности в межпоколенном, биографическом
и географическом смыслах вместо большой семьи возникает малая супружеская
нуклеарная семья. Концентрация населения в городах делает невозможным
сохранение большой семьи не только по профессионально-экономическим
требованиям, но и вследствие остроты жилищной проблемы в городах. Нуклеаризация
семьи сопровождается малодетностью семей, снижением рождаемости с постоянной
занятостью женщины вне семьи и колоссальным ростом требований к воспитанию и
образованию подрастающего поколения [1].
7. Другой ряд предпосылок малодетности
формируется в связи с изменением внутренней структуры нуклеарной семьи.
Обобщенно совокупность внутрисемейных изменений можно охарактеризовать как
процесс индивидуализации семейных ролей. Его суть составляет изменение статуса
личности и социально-культурной основы внутрисемейной организации. Как наиболее
яркая внешняя особенность изменения семьи в крупных городах, стремительная
нуклеаризации на первый взгляд не означает ничего более чем превращение группы
супруги - родители - дети (несовершеннолетние) в модальный, а затем и полностью
доминирующий тип домохозяйства. Между тем, нуклеаризация означает многообразные
позитивные и негативные структурные следствия, имеющие социальное и
лично-групповое значение для населения больших городов. В условиях равенства
мужчины и женщины в сфере труда (облегчаемого распространением общего и специального
образования для обоих полов, гарантируемого социального обеспечения,
здравоохранения и коммунального обслуживания) нуклеаризация автоматически ведет
к снижению многодетности семей как условия реализации этого равенства. В
сословном обществе, почти не знавшем социальной мобильности, стать отцом или
матерью семейства было единственным актом, социального возвышения [2]. В
условиях современного крупного города появление даже первого, а тем более
любого последующего ребенка в нуклеарной семье влечет снижение душевого дохода,
уменьшение обеспеченности жилым пространством, отказ от привычного образа
жизни, сокращение круга общения, сужение круга возможностей (культурных,
образовательных, профессиональных и др.), открытых молодежи или бездетным
взрослым [4]. Хотя такое ограничение свободы личности является временным и
ситуация частично нормализуется уже после выхода ребенка из ясельного возраста,
оно является настолько всеобъемлющим и глубоким, что переживается матерью и
отцом как один из труднейших жизненных экзаменов.
8. По
результатам анализа, пока человечество будет воспроизводиться биологическим
путем, семья в той или иной форме продолжит существовать и сохранит себя.
Вероятно, со временем воспроизводство населения перейдет от биологического воспроизводства
к какому-либо иному, поскольку исследования по клонированию продолжают
развиваться. Нельзя также исключить и того, что разумная жизнь на планете Земля
трансформируется в новую форму, которую пока никто не в силах предугадать даже
в самых общих чертах. Семья является
сегодня ведущей средой утверждения индивидуальности. Она стоит на вершине
субъективно определяемых жизненных ценностей и даёт полноту личного счастья.
Ведь человек это еще и биологическое существо, а семья - древнейшая фундаментальная социальная
структура его воспроизводства. ДП, влекущий за собой изменение семьи есть,
таким образом, по самой своей сути изменение рамок формирования и судьбы
индивидуальности.
9. Исторические формы семьи менялись и будут меняться. Но семья, как содружество
любящих или хотя бы симпатизирующих друг другу мужчины и женщины является
идеальной организацией для нормального воспроизводства населения и в
количественном и в качественном отношении.
Психологически семья является
единственным спасением от одиночества, а дети – единственное возможное
бессмертие человека. Наконец, семья это возможность соединить прошлое с будущим
и, таким образом, обозначить смысл человеческой жизни.
Литература:
1. Голофаст В.Б. О взаимосвязи подходов
в изучении семьи. — В кн.: Социологические проблемы семьи и молодежи. Л., 1972;
Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. М., 1978.
2. Дарский. Л.Е. Рождаемость и
репродуктивная функция семьи. — В кн.: Демографическое развитие семьи. М.,
1979, С.104.
3. Маркс К., Энгельс
Ф, Соч., т. 23, с. 87.
4. Харчев А.
Г. Брак и семья в
СССР. М., 1979; Демографическое развитие семьи. М., 1979.
e-mail:
viktoriya_tkachova@yahoo.co.uk