Ромеро А.Н.
Астраханский государственный технический
университет, Россия.
Современные технологии
социологических опросов: проблемы, поиски решений…
Интервью
- одна из наиболее распространенных форм
социологического опроса. Не секрет, что
это целенаправленная, заранее
запрограммированная беседа с респондентом. И от того, как подготовились к нему
интервьюер и опрашиваемый, а также от степени доверия опрашиваемого к интервьюеру, зависит достоверность и качество ответов, получаемых
в результате данного интервью. Как показала жизнь, беседа одних и тех
же людей на одни и те же темы через определенный исторический промежуток
времени имеет разные результаты.
И это зависит не только от степени доверия двух беседующих людей, но и от
степени « открытости», « политичности», « разрешенности» тем, на которые
ведется беседа.
Не секрет, что до своего
исторического развала СССР была весьма закрытой страной, и иностранные
студенты, приезжающие к нам учиться, знали об этом и часто в своих ответах использовали тот материал,
который мы (интервьюеры) хотели услышать. Задолго
до распада СССР я работала на подготовительном факультете для иностранных
граждан тогда еще Астраханского рыбного института. У меня в
группе учились студенты из разных стран Азии, Африки и Латинской Америки. Мне
было интересно узнать о том, что они думают об отношении к ним астраханцев:
легко ли им (иностранцам) живется в
многонациональном городе, как им помогают люди, живущие рядом, видят ли они
(иностранные студенты) в СССР проявление расизма и т.д. Мне было приятно слышать от моих
студентов - иностранцев (респондентов),
как все замечательно в СССР: расизма нет, люди относятся к иностранцам хорошо, все им помогают, межнациональных проблем нет и
т.д. Только живи и радуйся! На самом же деле проблемы были: и на улице, и в
магазинах, и в транспорте, и в общежитиях, и в аэропортах, и в поликлиниках, и
на вечерах… Иногда
противоречия между тем, что человек думал и говорил, приводили его в больничную
палату психиатрической больницы, и таких примеров было немало (особенно среди
умных, думающих студентов). Я
часто думала о том, что заставляет иностранных студентов говорить нам неправду?
Ведь никто их за это не наказывал. Это у нас, а у них? Как им было трудно долгое время (5 или 6 лет, а если это аспирантура, то и 8-9
лет) держать в себе правду, часто переходящую в болезнь, в психозы, в затяжную
депрессию. А мы делали вид, что проблем с иностранными студентами у нас нет.
В то время мною было проведено около пятидесяти интервью
(каждый год в моей новой группе на подготовительном факультете училось 6-8
новых иностранных студентов). Через много лет в уже другую страну с
новым названием «Россия» приехали учиться в аспирантуру некоторые мои бывшие студенты. Многие из них
были из африканских стран. Каково же было мое удивление, когда они с восторгом
стали говорить о том, как трудно было раньше жить в СССР, в Астрахани, и как
сейчас все замечательно! И снова я услышала, что в современной России все
спокойно (и это при том, что всем известны факты
убийства иностранных студентов в Воронеже, в Санкт-Петербурге, не раз нападали
на иностранцев и в Астрахани).
В настоящее время в моей
группе учатся студенты из Вьетнама, Йемена и Кот-д´Ивуара. Совсем недавно
с некоторыми из них я провела интервью. Интересно, что все они сейчас живут в
одной стране, в одном городе, в одном
общежитии. Вопросы для интервью я брала одни и те же, а вот
ответы на вопросы были абсолютно разными: студентам из Вьетнама нравится все (и
их реакция на все происходящее вокруг очень
интересна): они не видят грубости россиян по отношению к иностранцам, их
не особенно волнует поведение российских студентов в общежитии (но только надо видеть их лица, когда у них возникают
конфликты на бытовой почве в общежитии!!); они говорят, что проявлений
расизма в России вообще нет (хотя совсем недавно в нашей стране был убит один
студент из Вьетнама, и всем понятно, почему; они не хотят ехать учиться в
Воронеж, и не секрет, почему и т.д.).
Студент
из Кот-д´Ивуара, наоборот, недоволен всем: на каждом шагу он видит только
проявление расизма, да и все здесь только плохо: и город, и университет, и
общежитие, и образование. Самое интересное то, что он приехал к нам учиться не
из столицы африканской страны, а из глубокой провинции. И взгляд его направлен
не на Россию и ее жизнь, а на страны Запада, в которые он мечтает уехать, наивно думая, что там у темнокожего
человека проблем не будет. На мои вопросы, смотрит ли он телевизор и видит ли,
что проблемы расизма в странах Запада тоже весьма серьезные, особенно у
молодежи – выходцев из африканских стран, студент, заикаясь, говорит, что
такого по телевизору не видит и ничего об этом не слышал.!!!
Студента
из Йемена в большей степени волнует одна
весьма важная (для него) проблема: где и как найти в Астрахани девушку, которая
бы помогала ему
учить русский язык, взяла на себя все бытовые
заботы и скрашивала его досуг. Он готов
терпеть все, что происходит между иностранными студентами в общежитии, а жизнь
российских людей его вообще мало интересует. Проблем расизма в России он вообще
не видит. Да и вообще - он мусульманин,
а потому, как в Астрахани очень много мусульман, проблем в общении с
астраханцами у него нет.
Вот
такая современная история с проведением
одной из самых распространенных
форм социологического опроса – интервью – с иностранными студентами. Может
быть, настало время разрабатывать какие-то специальные формы проведения
интервью с иностранными студентами, а потом проверять их на «детекторе лжи»?