К. соц. наук Панков А. А.
ОСОБЕННОСТИ
РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОГО И СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СОВРЕМЕННОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ
В последнее время при анализе современной религиозности религиоведы и
социологи в качестве одной из существенных характеристик этой религиозности
называют её диффузность. Приходилось об этом писать и
автору данного материала [1]. Вместе с тем, следует отметить, что ряд современных
религиоведов и социологов считает, что в современных религиозных практиках
имеет место как институциализация, так и диффузность [2]. «Диффузность»
как термин является антонимом «институционализма», но
сегодня диффузность в религиозной сфере не противопоказана институциональности
религии. Она является вполне самостоятельным феноменом. Религия как концепция
признается и вне института Церкви. И это признание ведет к тому, что появляется
внеиституциональная религиозность. Это
обстоятельство ставит вопрос в том, что теоретический социологический
инструментарий не адекватен современной религиозной ситуации.
Признание этого факта привело к тому, что ряд социологов выделяет два
уровня социологии религии - «академический» и «прагматический».
«Академический» уровень состоит в стремлении социологов уточнить содержательные
параметры той области знания, которую они называют социологией религии. В частности,
что именно входит в круг «обязанностей» социологии религии, вносит ли специфика
объекта (то есть религии) коррективы в инструментарий
социологического исследования или же его методы безотносительны к этой
специфике. Ведь социологию религии в равной степени правомочно рассматривать,
во-первых, как часть социологии в целом, то есть одну из специальных социологических
теорий; во-вторых, как один из разделов религиоведения, в рамках которого она
сочетается с историей, философией, психологией и феноменологией религии. Фактически
возникает общее исследовательское поле, где и социолог религии, и религиовед имеют
дело с общим предметным рядом. Эта предметность включает социальные основания возникновения,
эволюции и воспроизводства религии; структуру религии с точки зрения её общественной роли и функционирования в социуме;
взаимовлияние религии и общества; социальное поведение людей, исповедующих
какие-либо религиозные взгляды; типологию верующих и религиозных сообществ; критерии
религиозности; общественное мнение по вопросам религии.
При этом социологи полагают, что владеют эмпирически достоверным
материалом о реальном состоянии религиозной жизни общества. Религиоведы же
констатирует, что компетентность социолога в знакомстве с конфессиональными
доктринами, историей религиозных институтов, мировоззренческим строем религии
далеко не всегда безупречна. Поэтому в данный момент необходим междисциплинарный
синтез. Такой синтез был бы полезен как для религиоведов, действительно
нуждающихся в социологически выверенных данных о религиозной грани жизни
общества, так и для социологов, которым необходимы не только социологические
теории религии и конкретика полевых исследований в религиозной сфере.
И здесь необходимо перейти ко второму — «прагматическому» уровню
социологии религии. Идея социологии религии как междисциплинарного вида исследований
не может реализоваться во что-то практическое без совместно установленного
социологами и религиоведами согласованного мнения по ряду концептуальных вопросов.
Первый из таких вопросов: что даёт социология религии для понимания религии? Этот
вопрос имеет весьма важное, принципиальное практическое значение, определяя
перспективу институционального статуса социологии религии. Попытки ответа на
этот вопрос неминуемо приводят к необходимости проведения границы между
религиоведением и социологией религии. Второй вопрос: что даёт социологическое
понимание религии для общества? Без его постановки и ответа на него востребованность результатов любого исследования сужается
до масштабов самого исследующего субъекта. А отсюда — и третий вопрос:
существует ли какая-то иная востребованность
социологии религии, кроме как в научной среде? Можно было бы предположить такую востребованность на уровне
институтов власти — для принятия политически корректных решений, среди
общественных движений — для точной ориентации в социальном пространстве,
конфессиональными образованиями — для утверждения адекватных представлений о
них в восприятии государства и общества. Однако, наблюдая за действиями
властных структур в сегодняшней Украине (причём, на самом высшем уровне) –
например, в вопросах движения к созданию так называемой Поместной православной
Церкви нет никакой уверенности в том, что этими структурами востребованы
результаты социологических исследований. Равно как нет уверенности и в востребованности этих результатов общественными
организациями и конфессиональными образованиями.
В заключение необходимо сказать о том, исследователи религии должны не
только пытаться провести границу между современными
религиоведением и социологией религии, но и консолидировать совместные усилия в
формировании востребованности социологии религии в
современном украинском обществе.
Литература:
1.Панков А.А. Проблема формирования диффузной религиозности // Соціально-економічні,
політичні та культурні оцінки і прогнози на рубежі двох тисячоліть. Матеріали
ІІІ Міжнародної науково-теоретичної конференції студентів, аспірантів та
молодих вчених: м. Тернопіль, 15 квітня 2005 року. – Тернопіль, 2005. –
С.38-39;
2.Социология религии и современная религиозность (материалы «круглого
стола») // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2001. – Том IV. - № 3. – С. 176-188.