К.и.н. Григорьева А.А.
Восточно-Сибирская государственная академия образования, Россия
Актуальность
исследования панславизма в Центральной,
Восточной и Юго-Восточной
Европе
Актуальность темы панславизма и его
региональных вариантов в Европе обусловлена общеисторическими и
политологическими причинами. Процесс становления славянской государственности
протекал сложно и крайне противоречиво, сталкиваясь со многими
внутриполитическими и внешнеполитическими проблемами, что в полной мере отразили
идеология панславизма и ее эволюция.
После окончания Второй мировой войны при
поддержке благодарных за освобождение от нацистского режима государств
Советскому Союзу временно удалось воплотить в реальность некоторые постулаты
панславизма путем образования т. н. Большого пространства, в которое были
включены почти все этнически и конфессионально близкие России государства: Чехословакия,
Югославия, Болгария, Румыния и т.д. Русский язык был признан на этих
территориях в качестве международного, о чем, собственно, и мечтали многие
российские панслависты второй половины XIX века.
Просуществовав довольно длительное время, «сталинская модель» рухнула в
результате политики начатой М.С. Горбачовым и благополучно завершенной первым
Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным. В свою очередь, распад
советской системы повлек за собой изменение мирового баланса сил в пользу
атлантической цивилизации. В этих условиях на первый план вновь была выдвинута
проблема сохранения славянской этнокультурной идентичности, решение которой
многие политические и общественные деятели увидели в образовании единого
геополитического, геоэкономического и даже геокультурного пространства. Об этом
свидетельствует целый ряд фактов. Так, например, Югославский кризис, первым
этапом которого можно считать военные действия в Сербской Крайне (1991 г.) и
Боснии (1992 г.), способствовал возрождению Русского Добровольческого движения.
В 1994 г. сербское правительство официально поддержало идею создания Комитета
Русских добровольцев, преобразованного впоследствии в Союз Добровольцев.
Последний стал неформальным представительством России в Сербии. В этом же году
была основана и Международная ассоциация славянских вузов. Подписание в 1995 г. Дейтонского соглашения
об урегулировании конфликта в Боснии и Герцеговины ознаменовало окончательный переход
к «новому мировому порядку», под которым принято понимать положение в
международных отношениях, установившееся после окончания «холодной войны».
Несогласие славян с перспективой американского доминирования в мире нашло отражение,
в частности, на Всеславянском конгрессе в Праге (1998 г.), приуроченному к
150-летию первого аналогичного съезда. Показательно, что не осталась в стороне
от этих процессов и Русская Православная Церковь (РПЦ). 20 мая 1998 г.
предстатель отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата
митрополит смоленский и калининградский Кирилл от имени Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Алексия II направил председателю Международного оргкомитета
Всеславянского съезда генералу Н. Кикешеву послание, в котором говорилось, что
РПЦ готова поддержать любую инициативу, способствующую сближению и укреплению
межславянских связей.
Состоявшаяся в июне 2001 г. Встреча
лидеров России, Украины и Белоруссии, результатом которой явилось подписание
соглашения об экономическом сотрудничестве в плане введения на территориях
вышеуказанных государств единой денежной единицы – рубля, была воспринята
прославянскими кругами как первый крупный шаг в панславистском направлении.
Параллельно с ней проводился съезд Славянских народов России, Украины и
Белоруссии, поставивший своей главной задачей «развитие единых
духовно-нравственных основ и принципов организационного сплочения триединого
народа», а также «воссоздание политического единства восточных славян –
носителей могучей и самобытной цивилизации» [1, с.193].
Таким
образом, истоки и потребность в общеславянской консолидации лежат не только в
нерешенности социальных и политических проблем, в незавершенности экономической
модернизации России, Чехии, Польши, Болгарии, Сербии и др. У славян много общего в истории ХХ в.: борьба
с фашизмом во время второй мировой войны, включая деятельность Всеславянского
комитета (создан в 1941 г. в Москве), вхождение в «социалистический лагерь» с
экономической интеграцией в рамках СЭВ и военно-политической – в рамках
ОВД. Современные, реальные и
взаимовыгодные перспективы расширения культурных и политических контактов
дополняются панславистской утопией относительно обладания славянскими народами
«высшими духовными ценностями» и их мессианской ролью в решении глобальных
проблем человечества. От этой «исторической миссии» коротким оказывается путь к
лозунгу культурного, экономического, военного и политического Славянского союза
во главе Россией, вписанного, скорее, в
геополитические иллюзии, чем в реалии конструктивного сотрудничества. Потенциал
российской цивилизации в современном мире нередко рассматривается с позиций
имперского возрождения и тогда панславизм, как и в XIX в., выходит за рамки добровольного сотрудничества и
приобретает откровенно политический контекст, восходящий к лозунгам о
«руководящей роли» России или «старшем брате».
Литература:
1.
Приложение. Заявление
съезда славянских народов Белоруссии, России, Украины// Пыпин А. Н. Панславизм
в прошлом и настоящем. – М., 2002.