К.и.и., доцент Жумадил А.К.
кафедра истории Казахстана КазНУ им. аль-Фараби
Казахско-ойратские
отношения в конце ХVI - 20-х годах ХVII
веков
Начало первого
возвышения ойратов связывают с падением монгольской династии Юань в Китае в
1368 г. В числе возвратившихся в монгольскую степь 20 туменов (из 60) – 4 были ойратскими (1/5 часть всех монгольских
войск). Китайская хроника XV в. «Минши» сообщает, что юаньский полководец
Мункэ-Тэмур (Талба?) сам себя провозгласил правителем ойратов. Возможно, его
потомком был Урадай (Ойрадай) - хаган ойратов и монголов в 1415-1425 г.г.
Известно, что Урадай-хаган был из рода Ариг-Буки, сына Тулуя, а значит к
Чоросской династии прямого отношения не имел, хотя и опирался на ойратскую
военную силу. А вот истинным чоросом был современник аригбукаида Мункэ-Тэмура
Худхай-Тайю (Махама), советник Элбэг-хагана (годы правления 1393-1399), который
невольно (или преднамеренно) стал зачинщиком семидесятилетней феодальной войны
в Монголии, благодаря своему участию в «деле Улдзэйту-Гоа-бигэчи».
Чорос Эсэн в 1451 г.
утвердил себя на всемонгольском престоле. Это было невероятное дело, ибо
согласно «Ясы» Чингис-хана, на хаганский престол могли восходить только его
потомки-чингисиды. Эсэн же ссылался на свое происхождение от Потрясателя
Вселенной по женской линии, как правнук Элбэг-хагана и, возможно, как потомок
древних правителей Монголии. Это был выдающийся человек. Он не только стал
первым в постчингисхановскую эпоху хаганом Монголии из нечингисидов, но и
тем полководцем, который сумел нанести минскому Китаю сокрушительное военное
поражение и взять в плен императора Чжэнтуна в 1449 г.
Однако триумф Эсэна
Великого длился недолго. В 1455 г. он потерял власть и был убит. Его потомки на
полтора столетия ушли в тень с исторической сцены, оставив свои амбиции новым
героям. Об этих героях необходимо сказать несколько слов, ибо они тоже имели
отношение к ойратам и Чоросской династии.
Воссоздателем
Монгольской империи (правда в рамках уже самой Монголии) стал правнук Эсэна, со
стороны своей бабушки по отцу Цэцэг-гунджи, великолепный чингисид Бату-Мункэ
Даян-хаган (годы жизни 1464-1543; годы правления 1479-1543). Годы его правления
– это время ренессанса монгольской государственности, хозяйства, культуры,
равноправных отношений с великим южным соседом – Китаем, время внутренней
общественной стабилизации и авторитета центральной хаганской власти. Нельзя не
отметить особую роль его жены Мандухай-Сайн-хатун, которая, будучи вдовой
Мандагули-хагана и будучи значительно старше по возрасту, смогла обеспечить легитимный
переход престола к малолетнему тогда еще Даян-хагану. Именно она нанесла
поражение непокорным ойратам, а позже родила своему молодому мужу четыре пары
близнецов (семь сыновей и дочь). Сама же Мандухай-Сайн-хатун (Мудрая
императрица) была дочерью Чоросбай-Тэмур-чингсанга, предводителя ойратов.
Впрочем прямые потомки
Эсэна Чоросского тоже не бездействовали. Однажды, а именно в 1456-1457 г.г.,
один из них сыграл важную роль в истории соседнего с Монголией государства. Это
государство – Казахстан. Сын Эсэна Уш-Тэмур-тайджи, вытесненный со своими
людьми из родных кочевий, появился в Деште-Кыпчаке и наголову разбил у Сыгнака
войско правителя Государства кочевых узбеков шейбанида Абу-л Хаир-хана.
Получив огромный откуп, ойраты ушли, а ослабление центральной власти в
государстве Абу-л Хаир-хана, способствовало откочевке в Могулистан казахских
султанов Гирея и Джанибека, потомков Джучи, Орду-эджена и Урус-хана. Что было
дальше? Об этом знает любой казахстанский школьник: в середине XV века в долине
реки Чу и горы Козыбасы Гиреем и Жанибеком было провозглашено Казахское
ханство, прямым наследником которого является современная Республика Казахстан.
Один из парадоксов истории: будущие непримиримые противники, ойраты,
способствовали созданию Казахского государства!
Несмотря на занятость в
основном среднеазиатскими делами, в конце XVI в казахские правители нанесли
ойратам ряд поражений и по единодушному свидетельству источников, установили
политический контроль над какой-то частью ойратских племен. Так, в 1594 г.
Данила Губин, посланный Иваном Грозным в Ногайскую орду, сообщал в Москву что
«казаки ...добре сильны, а сказывают, государь Ташкен воевали и ташкенские
царевичи, сказывают, с ними дважды бились, а казаки их побивали» [1, С. 119; 125-126].
Действительно, как показали исследования, казахский хан Тауекел (Тевеккель)
подчинил на некоторое время своей власти не только Ташкент, но и Андижан,
Самарканд, осаждал Бухару [2, С. 47].
Казахский посланец,
прибывший в это время в Москву, сообщал живущему там казахскому «царевичу Ураз
Магомету: «Ныне дядя твой Тевкель-царевич учинился на Казацкой орде, а брата
твоего Шах-Магметя-царевича посадил на колмаках, а кочуют все поблиску и все в
соединении» [3, С.
83-93]. Этот факт, а также то, что в русских
документах данного периода хан Тевеккель называется не иначе как «царем
казацким и калмыцким», дали основание известному исследователю истории калмыков
С.К. Богоявленскому считать, что «калмыки в это время не пользовались
самостоятельностью, а входили в состав Казахской орды... Вопрос только в том,
что все ли калмыки подпали под власть казахов или только значительная часть их.
По-видимому, укрепившаяся в малодоступных местах часть калмыков сохранила
самостоятельность» [4, С. 51].
Во второй половине ХVI
века в Монголии окончательно восторжествовала феодальная раздробленность:
потомки Даян-хагана правили, практически, как независимые государи, в Чахаре,
Ордосе, Тумэте, Хорчине, Угушине, Уруте, Халхе и других аймаках (княжествах). В
это время начинает свою деятельность по воссозданию ойрат-монгольского
государства Хара-Хула, предводитель чоросов и прямой потомок Уш-Тэмур-тайджи в
шестом поколении: Эсэн (1), Уш-Тэмур (2), Хишиг-Ерлег (3), Архан (4), Онгоцо
(5), Абидай-Була (6), Хара-Хула.
Гумэчи Хара-Хула (Черный
Кулан) – предводитель чоросов с 1580 (1590?) – по 1634 г.г., правитель,
положивший начало объединению ойратских владений и образованию Жунгарского
ханства. О том, что он проделал в этом направлении трудную и длительную работу
говорят немногочисленные факты.
В 1587 г. среди пятерых
ойратских предводителей Хара-Хула по количеству своих воинов занимал лишь
третье место, а самое большое войско было у хошоута Байбагаса –30 тысяч
цириков.
В начале ХVII в.
Хара-Хула становится вторым чулган-даргой (председателем съезда конфедерации
ойратских племен), составив дуумвират с выше упомянутым хошоутским нойоном
Байбагас-Батуром. Чулган-дарги выполняли важные функции по регулированию
политико-правовых, религиозных, экономических отношений, касающихся жизни всех
ойратов.
В годы правления Баки-Мухаммеда (1599-1605) ойраты совершили
нападение на Хорезм. По существу это
был первый в XVII в. серьезный поход ойратов в Казахстан и Среднюю Азию. Его
неудача, свидетельствовала о том, что путь в этом направлении ойратам
закрыт и часть из
них, теснимая Алтын-ханом Шолоем-Убаши-хунтайджи (1567-1627)
– главой государства монголов-хотогойтов в северо-западной части Монголии,
двинулась в западном направлении через южные районы Западной Сибири [5]. Однако и здесь ойратов ожидал не менее
серьезный противник — гарнизоны русских крепостей: Тары, Тюмени, Тобольска и
др. Не имея сил сражаться одновременно с несколькими противниками, ойратские
тайши в 1608 г. принесли шерть (клятву)
о подданстве русскому царю. К
тому же в это время обострились отношения
с ногаями, проживавшими в бассейне Р. Эмбы, Яика,
Волги. «Дальнейшая борьба
на три фронта – с казахами,
ногаями и русскими – была
непосильна и потому калмыки поспешили
помириться с русскими и обеспечпть тыл в борьбе с казахами и ногаями» [6, С. 53].
Основной ударной
силой в этих вторжениях в Казахстан
были дербеты во главе с Далай-богатырем и некоторая часть торгоутов; старший
тайшa торгоутов Хо-Урлюк участия в
походе 1609 г. не принимал. Этот поход в Казахстан, как и ряд последующих, был
совершен той частью ойратов,
которая постепенно продвигалась вдоль северных пределов казахских кочевий к
Яику. Борьба казахов и проживавших в
районе Эмбы, Яика и Волги ногайцев
против ойратов нашла отражение в героическом эпосе этих народов. В частности,
творчестве известного казахского жырау Жиембета, автора «Ер-Таргын», где
говорится, что ойраты встретили в Западном Казахстане сопротивление не столько
со стороны к тому времени фактически распавшейся Большой Ногайской орды,
сколько со стороны казахов [7, С. 257].
Внутриполитическая обстановка в Казахстане осложнилась также в связи с походами казахских
дружин в Среднюю Азию и ответным вторжением в южные районы Казахстана
бухарского хана Имамкули (1611-1642 гг.).
Предводительствуя
общеойратским ополчением Хара-Хула в 1628-1629 г.г. наносит поражение злейшему
врагу и соседу джунгар хотогойтскому алтан-хану Шолой Убаши-хунтайджи.
Около 1630 г. он
способствует переселению торгоутов во главе с Хо-Урлюком из Джунгарии в
междуречье Урала и Волги, чем снижает остроту политических и
социально-экономических проблем внутри ойратской конфедерации племен и
увеличивает ареал ее влияния в регионе (1, С. 93-96).
К середине второго
десятилетия XVII в. некоторые казахские
и киргизские владетели вынуждены были в таких условиях признать свою
зависимость от ойратских феодалов. Kазаки Т. Петров и И. Куницын, ездившие в
1616 году в Джунгарию, сообщали Тобольскому воеводе И. Куракину, «в Колматкой
земле ныне в их подданстве и послушании Казачья Большая орда, да Киргизская
орда и тем обеим ордам колмаки сильны. А которые ясыри (пленники) Казатцкие
земли прежде сего пойманы были в полон в Колмацкую землю и тех ныне
Богатырь-тайша сыскивая, отдает им без окупу (выкупа). А казачьи и киргизские
орды начальники о том ему присылают бити челом и живут с ним в совете и во всем
Богатыря-тайша над собою почитают и его слушают» [8, С. 39].
Вероятно, поражение
казахов и временное подчинение некоторых казахских и киргизских владетелей
правителю дербетов Далай Батуру произошло вследствие тех осложнений, которые
имели место между ханом Есимом и ханом Имамкули почему казахский правитель не
смог принять участия в отражении ойратского вторжения. Сыграли свою роль
и усобицы, продолжавшиеся между ханом Есимом и султанами Турсуном и Аблаем.
К концу второго
десятилетия ХVII в. в ойрато-казахских отношениях произошли серьезные
изменения. Есим нанес джунгарам ряд значительных поражений и принудил к миру.
Казак Пятунка Семенов, побывавший в 1619 г. у ойратов доносил сибирским
властям, что тайша Байбагиш, глава той части хошоутов, которые присоединились к
торгоутам и дербетам, Далай-Батур, Хо-Урлюк, Чокур направили к Есиму послов с
предложением прекратить усобицы и заключить мир. Между тем, сами
воспользовавшись начавшимися
переговорами, напали на казахские улусы. В ответ на это «разгневанный Ишим убил
послов, двинул на калмыков большое войско и, в свою очередь перебил много
калмыков, взял в плен двух тайш, а третий едва спасся бегством» [9, С. 104].
В 1620 г. Есим совершил
поход и нанес ойратам ещё одно поражение. Oсенью 1620
г. тобольский воевода М. М. Годунов сообщал в Приказ Казанского дворца о новом
появлении ойратов в районе рек Тобола и Ишима вблизи русских поселений: «А прикочевали де, государь, те колмацкие
тайши блиско твоих государевых сибирских городов для того, что воюют де их,
колмацких тайшей Алтын-царь, да Казачья орда». Эти сведения подтвердили
побывавшие в ойратских улусах башкиры, со слов которых уфимский воевода О. Я.
Прончищев в октябре того же года доносил в Москву, что «колмацким тайчам
учинилась теснота великая от Казачьи орды от Ишима-царя: побил де у них многих
людей» [8, С. 41].
Между Алтын-ханом
Шолой-Убаши-хунтайджи и казахским ханом Есимом был заключен антиойратский союз
«А сложился де Алтын-царь с Казацкою землею, казацкие люди с нагаи», и
ойраты «ждут де на собя вскоре Казачьи
орды (и) нагай, а с другой стороны
Алтын-царя» [8, С. 42].
Обе стороны нередко,
особенно в 20-е гг. XVII в., действовали в борьбе против ойратов почти
одновременно. Так, в том же 1620 г.
из разных источников стало известно, что «комацким тайчам учинилась теснота
великая от казацкого от Ишима-царя, а
Олтына, государь, царя люди побили
у них многих людей и двух де
тайчей с улусы з женами и з детьми
поймали в полон» [8, С. 42].
Казахские ханы и
султаны, также как и Алтын-хан Шолой Убаши-хунтайджи хорошо знали положение
противника, имели подробную информацию
о ходе военных действий ойратов и исходя из этого строили свою тактику ведения войны.
Зимой 1624–1625 гг.
ойратские тайши Байбагиш и Далай, по показаниям возвратившихся из Джунгарии
тобольских служилых людей Ф. Вяткина, О. Чекеева и А. Ебанчеева, «хотели
воевать Казачьи орды Ишима царя, потому что Ишим-царь бухарскому Турсуну-царю
брат и была меж ими война. Да не пошли, потому что меж Турсуном и Ишимом
учинился мир». Вскоре между Далаем-Батуром, с одной стороны, и Есимом и
Турсуном, с другой, был заключен мир. Об этом стало известно от находившегося в
ставке Далая-Батура Я. Буголакова. Он сообщал, что зимой 1625 г. к Далаю
«приходили из Булгар от Турсуна-царя, да ис Казачьи орды от Ишима царя послы о
миру меж себя с Далай-тайшей шертовали, чтоб быть меж ими миру» [10, С.136, 141.].
Во второй половине 20-х
гг. XVII в. борьба казахских владетелей с ойратскими феодалами затихает. Связано это было с резким обострением межфеодальной борьбы в
Джунгарии, вспыхнувшей из-за раздела наследства между двумя братьями —
владетельными князьями Чокуром и Байбагишем.
Внутриполитическая
обстановка в Казахстане во второй половине 20-х гг. ХVII века характеризовалась
нарастанием напряженности между ханом Есимом и султаном Турсуном. Есим,
получивший за свои подвиги в борьбе с ойратами прозвище «Храбрый» нанес
поражение и в 1627 г. убил Турсуна, а через год скончался сам.
Таким образом, на рубеже
ХVI-ХVII веков между казахскими феодалами и различными группировками ойратских тайш, и прежде всего той частью
ойратов которая располагалась к северо-западу от казахских кочевий, а также по
Иртышу, Тоболу, начали устанавливаться политические отношения.
30-е годы XVII века
знаменуют новый этап в казахско-ойратских отношениях. Казахскому ханству на
Востоке противостоит юго-восточная группировка ойратов состоящая из племен
чоросов, хойтов, отчасти дербетов хошоутов, возглавляемая Хара-Хулой, а затем
его сыном Батуром, создавшим могущественное кочевое государство – Джунгарское
ханство, с которым народу Казахстана пришлось вести длительную упорную борьбу
до его гибели в середине 50-х годов XVIII в.
Список использованных источников:
1. Пищулина К. А.
Юго-Восточный Казахстан в середине XIV-начале XVIII веков (вопросы политической
и социально-экономической истории). – Алма-Ата: Наука, 1977. –
288 с.
2.Катанаев Г. Е.
Киргизские степи, Средняя Азия и Северный
Китай в XVII и XVIII
столетиях // Записки
Западно-Сибирского отдела ИРГО. Омск, 1893. Кн. 14. Вып. 1.
3.Абусеитова М.
X. Казахское ханство
во второй половине XVI века. Алма-Ата: Наука,
1985. – 104 с.
4. Богоявленский С.К. Материалы по истории
калмыков в первой половине XVII в. // Исторические записки.
- 1939. № 5.
5. Шастина Н. П. Алтын-ханы
Западной Монголии в XVII в.
// Советское востоковедение. 1949.
№ 6;
Международные отношения в
Центральной Азии. XVII–XVIII вв. Документы и материалы.
6. Богоявленский
С.К. Материалы по
истории калмыков в первой половине XVII в.
7. Габдуллаев Ч М.,
Сыдыков Т. Казахский героический эпос. Алма-Ата, 1972.
8.Моисеев В.А.
Джунгарское ханство и казахи. ХVII-ХVIII
вв. – Алма-Ата: Гылым, 1991. – 236 с.
9. Русско-монгольские
отношения. 1607-1634.
10. Материалы по истории
русско-монгольских отношений. М., 1959.