К.и.н., доцент Свечникова
С.В.
Орловский государственный
университет, Россия
Тоталитарная
пропаганда: сущностные черты.
ХХ век вошел в историю человечества как
век «восстания масс». Естественно, сразу же возник вопрос о том, можно ли массами
управлять? Позитивным ответом на этот вопрос стала пропаганда. По словам Х. Арендт
пропаганда была единственной возможностью организовать массы и повести их за
собой [1]. Видимо, поэтому на пропаганду сразу же обратили внимание
зарождавшиеся тоталитарные движения и режимы. Пропаганда стала средством
распространения идеологических догм, увеличения политического влияния,
завоевания масс и их мобилизации на построение нового мира.
Тоталитарная пропаганда отличается от
пропаганды демократического государства. Тоталитарное общество с его унитарной
идеологией, жесткой иерархической системой управления, господством одной
единственной партии и наличием репрессивного аппарата создает принципиально
иные условия для функционирования пропагандистской машины.
В тоталитарном обществе существует только
один, избавленный от конкурентов субъект пропаганды – партийно-государственный
аппарат и дополняющая его система массовых организаций. Ее объектом является
обычно все общество. Главное отличие тоталитарной пропаганды заключается в монополии
режима на все средства пропаганды. Власть в подобном обществе получает
небывалые возможности для безальтернативного транслирования своих ценностей.
Подобная ситуация была возможна только в первой половине-середине ХХ в., когда
средства массовой информации лишь начали свое развитие. Большое значение в те
годы имела только пресса, которую тоталитарным движениям предстояло подчинить
своим целям. Радио, кино и телевидение лишь начинали развиваться, и именно
тоталитарные режимы, распознав в них новые перспективные каналы трансляции
информации, сразу же поставили их под свой полный контроль. Характерными
примерами являются использование радио нацистским режимом, а художественного
кино ‒ советским.
Специфика тоталитарной пропаганды
заключается также в поставленных перед нею целях и тех функциях, которые она
выполняет в обществе. В тоталитарном обществе пропаганда, по определению К. А.
Говорухиной, является не просто «распространением идей, взглядов и мнений», а
«разновидностью политической деятельности, направленной на распространение
господствующей идеологии и официальной точки зрения в интересах правящего
режима» [2]. Эта деятельность направлена на формирование или быстрое изменение
в заданном направлении позиций и поведения индивидов. Тоталитарная пропаганда моноидеологична,
тотальна, жестка и антигуманна. Главные черты – это тотальность и
синкретичность. Тотальность проявляется сразу в нескольких позициях: во-первых,
тоталитарная пропаганда охватывает все общество, автономных, свободных от
воздействия групп внутри него не остается. Во-вторых, тоталитарная пропаганда
является перманентной. Она не прекращается ни на миг и в каждый конкретный
момент времени присутствует в жизни общества. И, в-третьих, тоталитарная
пропаганда имеет единую, четкую организационную структуру и действует как
единый механизм.
Необходимо сразу оговориться, в последнем случае зачастую содержится значительное количество исключений: внутри государственно-партийного аппарата постоянно идет борьба за власть и влияние. Но разногласия остаются на уровне принятия решений, в сфере их исполнения различные толкования допускаются не иначе как самостоятельный пропагандистский прием, создающий иллюзию свободы слова и присутствия альтернативных точек зрения. Тоталитарная пропаганда, несмотря на многочисленные исключения, функционирует как единый, четко отлаженный механизм, преследуя ограниченное количество целей: завоевание масс ради обеспечения поддержки существующего режима, распространение его идеологии и устранение оппозиционных настроений.
В тоталитарном обществе пропаганда выполняет ряд особых функций, основными из которых являются: политическое информирование населения, политическое мифотворчество, легитимизация политической власти, мобилизация масс и политический контроль.
Процесс мифотворчества является одним из
основных компонентов распространения нового мировоззрения. Политический миф –
это превращенная форма политического сознания, в которой знание и понимание
фактов заменяется образами, символами, вымыслами, легендами и верой в них.
Мифы, по мнению многих исследователей, задают вариант символической картины
мира, имеющей наибольшую объяснительную силу, поэтому пропаганда переходит не
от факта к факту, а от мифа к факту [3]. Миф, по мнению Х.-У. Тамера, являлся одним из центральных элементов национал-социалистической
пропаганды [4].
Вообще, надо отметить, что в конце ХIХ – начале ХХ вв. большое распространение получили
взгляды на человеческое сознание как явление иррациональное, мистическое,
религиозное; требующее не рационального объяснения фактов и мотиваций, а
идеологизированных мифов, религиозных переживаний. В этом отношении многие
пропагандисты опирались на идеи Густава Лебона [5]. Одним из главных постулатов
Лебона являлось утверждение, что все убеждения толпы имеют религиозную форму.
Сознание индивида в толпе исчезает, остаются лишь чувства и идеи, благодаря
чему толпа обладает внутренним духовным единством. Так что и нацистская, и
советская пропаганда во многом имели квазирелигиозный характер.
Кроме того, пропаганда в процессе своего
воздействия максимально часто оперирует целостными образами и стереотипами.
Особенно это касается тоталитарной пропаганды, способной благодаря монополии на
информацию внушать их концентрированно, заменяя прежние. Самые яркие примеры
подобного пропагандистского воздействия представляет, пожалуй, функция
мобилизации масс. Особую роль в достижении данной цели играют два
пропагандистских приема – создание «образа врага» и «образа друга».
Немецкий правовед К. Шмитт еще в
20−е гг. ХХ в. выступил с идеей о том, что главным критерием политики
является «различие друг − враг», на котором основываются «все
политические действия и мотивы» [6]. Пропаганда, формируя или изменяя картину
мира, также должна четко определить «врагов»
и «друзей» режима. «Образ врага» играл и играет большую роль в любой системе мировоззрений и
в реальной политике. Так, например, Адольф Гитлер своей политикой сумел
сплотить бывших непримиримых оппонентов – западный мир и Советский Союз. «Образ друга» не столь заметен, но также
является постоянным элементом формируемой картины мира.
«Образ врага», в принципе, является
центральным элементом любой тоталитарной пропаганды. Тоталитарные режимы, как
правило, предпочитают не конкретизировать лучшее будущее (это опасно), а
подчеркивать его ценность сложностями на пути к нему и могуществом врагов. Ну
и, конечно же, «образ врага» необходим для объяснения неудач. Существует образ
хитрого внутреннего врага (будь то масоны, евреи, или наймиты мировой
буржуазии) и внешнего (большевики или американские капиталисты).
«Образ друга» дублирует обычно эту же
схему внутреннего и внешнего друга. В первом случае упор обычно делается на
сотрудничество национальных сил или трудовых классов (рабочий и колхозница,
или народная общность всех
представителей арийской расы), а во втором – на поиск «собрата» (другого
фашистского государства или пролетариев всех стран).
«Образ друга» не является таким ярким и
однозначным, большое влияние на него оказывают реалии политического курса и его
изменения, но он столь же необходим. Ибо, во-первых, одним бороться с врагом
опасно, население должно быть уверено, что режим не одинок, ему прикрывают
спину; во-вторых «образ друга доказывает правильность выбранного пути, так как
и другие пытаются ему следовать; в-третьих, «образ друга» еще раз подчеркивает
отвратительность «врага», т.к. и другие страны и народы борются против него. У
нацистской Германии другом была фашистская Италия, и наоборот. У СССР сначала
братские коммунистические партии, потом правительства народного фронта, а потом
социалистические страны. Причем советская пропаганда продемонстрировала свою
исключительную силу, заставив население за считанные годы поменять давно
сложившиеся (и активно подпитываемые ранее) стереотипы, заявив, что немцы из
ГДР – друзья советских людей.
Важной является и последняя функция
пропаганды − функция политического контроля. Традиционно известен феномен
«доносительства», объясняющийся далеко не всегда страхом и террором, многие
доносили и из идеологических побуждений. Хорошей иллюстрацией, пожалуй, здесь
является пропагандистский пример Павлика Морозова. Подобная ситуация сложилась
и в нацистской Германии, неслучайно говорится о наступлении с 1935 г. (когда
была решена в целом проблема оппозиции) «террора канцелярских папок».
Таким образом, пропаганда в рамках
тоталитарного общества получает небывалые возможности для своего развития и
успешного выполнения своих функций. Поэтому пропаганда неслучайно считается
одним из признаков существования тоталитарного режима (в паре с унитарной
идеологией). И во многом успех или неудача внедрения с помощью пропаганды тех
или иных идеологических штампов определяет, станет ли режим тоталитарным или
останется авторитарной диктатурой.
Литература:
1.
Арендт Х. Истоки
тоталитаризма. М., 1996. С. 451.
2.
Говорухина К. А.
Политическая пропаганда в тоталитарном обществе. Автореферат диссертации на
соискание ученой степени кандидата политических наук. Краснодар, 2002. С. 7.
3.
Почепцов Г. Г.
Пропаганда и контрпропаганда. М., 2004.
С. 84.
4.
Thamer H-U. Verfuehrung und Gewalt. Deutschland 1933−1945. Berlin,
1986. S. 417.
5.
Stein Adolf Hitler und Gustav Le Bon//Geschichte in Wissenschaft und
Unterricht. Bd. 6. 1955. S. 362–368.
6.
Schmitt C. Der Begriff des Politischen. Hamburg, 1932.