Социокультурная антропология
Д.и.н. Елена
Носенко-Штейн
Институт
востоковедения РАН, Москва
Размышления о роли некоторых социальных и гуманитарных наук и их
взаимодействии
Доклад посвящен некоторым
тенденциям в отечественной социокультурной антропологии и ее взаимодействию с
тем комплексом дисциплин, который в России называют иудаикой, а за рубежом Jewish
Studies.
В XXI в. наблюдается неуклонный рост интереса к
антропологическим исследованиям и увеличение удельного веса социальной и
культурной антропологии в системе современных гуманитарных и социальных наук.
Это вызвано множеством причин, в том числе интересом к проблемам этничности,
культурного наследия, диаспор и мигрантов, конфессиональных движений, межэтнических
конфликтов и др. Однако, в постсоветской России антропология нередко
оказывается на «обочине» научного и образовательного процессов. Это является
следствием системного кризиса российской науки, разрушением локальной советской
этнографической школы, недостаточным внедрением даже общих антропологических
курсов в систему вузовского обучения. Российская антропология существенно
отстает от перемен в обществе, нередко сосредоточиваясь на изучении
традиционной этнической и / или крестьянской культуры.
Это тем
более грустно, что антропология имеет ряд существенных преимуществ перед
социологией и политологией в плане более глубокого проникновения в суть
рассматриваемых явлений, не ограничиваясь локальными рамками и выходя на
гораздо более широкий контекст; она также предполагает теоретические обобщения,
без которых научные данные практически лишены смысла. Антропология находится на
стыке гуманитарных и социальных дисциплин, следовательно антропологи могут
вносить очень важный вклад в развитие многих из них. Поэтому необходимо шире
внедрять ее в процесс вузовского обучения, а также в некоторые традиционные
комплексы дисциплин: славистику, иудаику и некоторые другие.
Одна из
причин редкого обращения антропологов к этим областям знания коренится в
до сих пор распространенном взгляде на антропологию как на науку,
«изобретенную» для изучения так называемых «примитивных народов». Если
вспомнить классификацию Кл. Леви-Стросса, то эта характеристика соответствует
двум ее ступеням: той, которую принято называть «этнографией», науке
преимущественно описательной и сосредоточенной в основном на изучении
примитивных обществ или традиционной, чаще крестьянской культуры Европы: той,
которую обозначают как «этнология» — науке теоретической, но основанной на
данных этнографии и сконцентрированной по преимуществу на сходных сюжетах.
Однако
изучение традиционных культур в Европе становилось все более затруднительным по
причине модернизации европейских обществ. Иными словами традиционная полевая
этнография (и в определенной степени — этнология) все более исчерпывала
себя как научная дисциплина. Поэтому с середины XX в. антропологи все чаще стали обращаться к разным
обществам и сферам человеческой деятельности, в том числе вполне модернизированным.
Сходные
процессы протекают и на территории бывшего СССР, где этнография долгое время
находилась под воздействием школ и течений, сложившихся еще в XIX в., особенно в Германии. Поэтому здесь она мало
напоминала социальную и культурную антропологию, получившую развитие в Западной
Европе и США. Замечу, что традиционная «советская» этнография также испытывала
менее жесткий идеологический прессинг, нежели ряд других гуманитарных и
социальных дисциплин. В результате этнология (антропология) в постсоветской
России получила новый импульс к развитию.
Многое из
сказанного удивительно созвучно тому, что происходит в иудаике, особенно российской.
Научное изучение разных аспектов еврейской культуры началось в 1820-е гг.
в Германии, где сложилась так называемая «наука о еврействе» (Wissenschaft des Judentums), первоначально включавшей библейскую критику и
историю еврейского народа (особенно в древности и эпоху средневековья) и
использовала методы, апробированные европейской наукой того времени. Вскоре иудаика
получила распространение во всех крупных европейских научных центрах. Так стали
называть совокупность дисциплин, включавших библеистику; изучение Талмуда и
других еврейских текстов античного и средневекового периодов; историографию и
археологию; еврейские языки и литературу; историю еврейского народа различных
эпох, а также еврейскую философию и право. Именно эти дисциплины стали «ядром»
современной иудаики.
На рубеже XIX —XX вв., в иудаике
получило развитие изучением экономики, социологии, психологии. Стремление к
тому, что тогда называли «национальным возрождением», стимулировало усиление
интереса к еврейской этнографии и фольклору. После Катастрофы европейского
еврейства и создания Государства Израиль в иудаике возникли новые направления:
изучение Холокоста, а также израилеведение.
В настоящее
время Jewish Studies изучаются
и преподаются во многих университетах и научных центрах Европы, США. В России
иудаика как научное направление возникла сравнительно поздно, в конце XIX — начале XX в. В СССР исследования в области иудаики были
практически свернуты. После перестройки были созданы центры, где изучают многие
направления в иудаике, готовят соответствующих специалистов, в ряде вузов
читают отдельные спецкурсы. Но «еврейские» кафедры практически не готовят
антропологов, а государственные университеты и академические институты обычно
не ведут подготовки специалистов в области иудаики. Более того, при всем
разнообразии дисциплин, которые входят в понятие «иудаика», антропология
по-прежнему находится на положении «бедной родственницы», хотя она, безусловно,
могла бы занять достойное место в изучении многих животрепещущих проблем.
Таким
образом, как уже говорилось, необходимо шире внедрять социальную и культурную
антропологию в систему вузовского обучения в России (общие и специальные
курсы). Говоря же об отдельных областях научного знания – в нашем случае об иудаике
(а также славистике и ряде других), следует стремиться к более тесному
взаимодействию антропологии с этим комплексом научных знаний.