История / 4.Этнография
Преп. Бугаёва В.А.
Харьковская государственная академия
культуры, Украина
Украинская свадьба: история и современность
(на материалах Харьковского региона)
Украинская свадьба – одно из самых символичных торжеств украинской
культуры. Слово «весілля» происходит от названия солнечного праздника
«въселія», которое отмечалось каждую фазу солнцестояния определенными ритуалами[2,
с.3]. Именно к таким ритуалам принадлежали и свадебные обряды. «Играть свадьбу»
— а играли неделю, потому что это была не просто гулянка, забава, а целый
комплекс ритуалов, которыми сопровождалось создание новой семьи и закладывались
основы ее будущего благополучия. Празднуя весеннее пробуждение, люди сами
чувствовали неуемное желание любить, создавать семью и продолжать род. Потому и
значительное большинство свадеб отмечалось именно в пору весеннего и летнего
солнцестояния, меньше — осеннего и зимнего. Только после введения христианства
свадьбы стали отмечать преимущественно осенью, когда окончены все летние роботы
и собран урожай. Кроме того, весеннее солнцестояние почти всегда совпадает с
большим постом, во время которого супружеская жизнь строго запрещалась. Таким
образам, свадьба весеннего солнцестояния, которые все время согласовывались с
циклами природы, постепенно переместились и были подчинены церковному
календарю.
Религиозно-магические свадебные ритуалы Слобожанского региона были
разными по классификации, видам, типам и категориям. Они наполняли свадебный
обряд социальным и сакральным смыслом. Ритуалы направлены на обеспечение
порядка и избежания беспорядка в "своем" мире на сакральном и
социальном уровне и влияли на психику человека так, что он верил в свою
счастливую будущую жизнь в достатке в рамках семьи, рода, колена, общины,
общества и т.п.
Меняются
времена, а с ними и традиции. В настоящее время пик свадебного сезона
приходится на лето. Хотя на самом деле, раньше летом никто не выходил замуж:
некогда было праздновать, ведь было много работы и в поле, и на огороде. Раньше
сезон свадеб традиционно приходился на осень, когда работы на полях были
завершены. Поэтому в Украине трудно ныне видеть то театральное действо, которое
имело место хотя бы два столетия тому назад, хотя и основные моменты обряда
украинской свадьбы: сватание, обручение, выпечка каравая, девич-вечер, свивание
веточки, свадьба – сохранились и до сих пор. В украинских свадебных обрядах
долгое время преобладали народные традиции. Некоторые из них настолько древние,
что и сейчас им нелегко найти объяснение. С древних времен считалось, что
духовно и физически здоровый, материально обеспеченная семья, как правило
воспитывает духовно развитую, физически и психически здорового человека. Такая
семья является гарантом духовно развитого, здорового, материально обеспеченного
общества. Поэтому брачную пару выбирали по целому ряду хорошо организованных
институтов: сельскую общину, молодежные объединения, вечерницы, учитывая
генетические и психологические знания.
Современная свадьба — это в большинстве случаев ресторанное торжество и
кортеж, отвозящий молодых и гостей из загса в ресторан, но на свадьбу оказывают
влияние как передающиеся из поколения в поколение обычаи, так и передовые
достижения технического прогресса. Европейское влияние на украинскую
самобытность не прошло мимо и харьковских свадеб. Сегодня молодые люди
предпочитают обручаться, но еще десять лет назад самым главным обрядом накануне
свадьбы было сватовство. Впрочем, сватовство до сих пор мирно уживается с
обручением, превратившись в обряд для родителей жениха и невесты. Свадебная
мода на романтические путешествия тоже пришла с Запада, так же, как и выездные
церемонии.
Хотелось бы также отметить, что важную часть современной украинской
свадьбы составляют обрядо-действия, которые приспосабливаются к тематике и к
главной идее конкретного свадебного действа. Отсюда, организаторы свадеб, и
выделяют некую типологизацию свадебного сценария (тематические сценарии,
театрализованные свадьбы, фольклорные свадьбы, VIP-свадьбы, и т.д.
Трансформация свадебного праздника – это процесс противоречивый, но
исторически объективный. С одной стороны, происходит изменение в отрицательную
сторону, когда идет деградация национальных ценностей, таких, например, как
язык, или вульгаризация, тривиализация ценностей семейственности. С другой стороны,
благодаря способности к обновлению, этнонациональные ценности модернизируются и
через современную поп-культуру становятся доступными для представителей других
наций и этносов. В последнее время в харьковском регионе постоянно растет спрос
на искомо украинские обряды. В сети, на форумах и свадебных порталах выложена
масса информации о том, как можно организовать украинскую свадьбу. И многие
молодые люди с удовольствием используют обычаи предков в современной свадьбе,
что придает торжеству особый колорит и оригинальность.
Взаимодействие
инновационного и традиционного в свадебных традициях Украины и Харькова в
частности, представляет этнонациональную культуру на общемировом уровне, интеграцию
и эволюцию, привнося каждый раз новые элементы, смыслы, символы
этнонациональной культуры. Попытка рассмотреть основные аспекты организации и
проведения современных свадебных праздников, определить типологические
особенности этого явления, в то же время предоставляет возможность обобщить
опыт развития свадебной индустрии, сделать прогностические выводы относительно
перспектив использования фольклорных традиций и драматургического наследства
прошлых лет в будущем развитии современной истории.
Литература:
1.
Матушенко В.Б. Сучасне
весілля в контексті української обрядової культури. – К., 2009. – 20 с.
2.
Марчук З.В. Евоюція
української весільної обрядовості (на матеріалах фольклору. – К., 2004. – 17с.
3.
Маєрчик М.С. Українські
обряди крізь призму моделі переходу. – К., 2002. – 20 с.