Учитель
русского языка и литературы Игенберлина К.Е.
Средняя общеобразовательная школа №63 Казахстан г. Караганды.
Моя
родословная
Обоснование работы.
В
связи с развитием общества, с бурными социально-экономическими изменениями в
жизни человечества утратила силу необходимость поддерживания связи между
родственниками, необходимость знания своей родословной, что постепенно ведёт к
падению морально-нравственных устоев, утере добрых человеческих отношений,
тёплых чувств. Информацию о своих предках
собирать и хранить нужно для
того, чтобы передать своим детям.
Время
диктует необходимость возрождения старых добрых традиций: знания своей
родословной, сохранения уважения к предкам, их делам и достижениям. Ведь без
прошлого, нет будущего. «Әкенің
жақсылығы балаға қырық жыл азық» - «Добрая слава отца
сорок лет служит сыну» [1],-
гласит народная мудрость.
«Мы никогда не поймём, куда и зачем идти, пока мы не поймём, как и здесь- то мы оказались.» Патриарх Кирилл.
Знание большой семьи очень важно, а
её исследование очень увлекательно. К такому выводу я пришла,
изучая свою родословную. «В древнейшие времена это
было частью традиции, так как от этого зависила передача
имущества, титула, власти. С
помощью родословного древа доказывали своё генеалогическое привилегированное
положение»[2].
Например,
дворянский титул передавался из рода в род. Но не только меркантильные интересы преследовали люди. Даже «крестьяне на обороте икон записывали имя
сына после имени отца, деда, чтобы
не быть «Иваном безродным»»[3]. И они понимали, что жить, не ведая собственных корней, нельзя.
Заниматься родословным - непростое дело. Оно требует
очень много времени, сил и терпения. В древности им занимались специально подготовленные
люди.
В древности у казахов бабушки и дедушки обязаны были
рассказывать легенды, предания, сказания
о своём роде, батырах своего рода, чтобы внуки знали и гордились ими, чтобы в
молитвах поминали своих предков, которых даже не видели. В казахских семьях и
сейчас сохраняется такой обычай: отец, гордясь знаниями сына, при гостях просит
его перечислить «жеті ата» –семь поколений рода. Умершие предки - это ангелы
–хранители, чем больше мы знаем предков, тем больше ангелов - хранителей. Когда
снятся умершие предки, говорят, что это ангел-хранитель в их образе оберегает
человека. Память о предках делает нас сильнее, мудрее, увереннее. Благодаря
этой памяти мы понимаем, что мы не из неоткуда.
«Знание своего родословного важно и с медицинской точки
зрения, так как некоторые тяжёлые болезни, патологии и даже черты характера
передаются из поколения в поколение»[4].
Зная великих, удачливых людей своего рода, родители могут направлять ребёнка на
правильный путь. Развивать в нём те качества, которые уже заложены природой.
«Ещё в 17 в. Есим хан издал указ о том, чтобы казахи
знали своё родословное и не смели жениться на родственниках до седьмого колена.
Было приказано свататься на девушках из дальних родов и аулов. При этом хан
преследовал две цели: прекратить барымту, т.е. междоусобные войны, и оздоровить
нацию»[5].
А у монголов, например, в паспортах указывается род, значит они предают этому должное значение.
Когда в семье появляется ребёнок, соединяются два рода. Ребёнок
– это маленькая веточка на большом дереве. Если мощное дерево рода, как дерево
жизни, не будет питать его, то дитя не сможет выжить. Недаром гласит народная
мудрость: «Где сам не устоишь, там род удержит»[6].
Ведь каждое новое поколение вбирает себя опыт прошлых поколний. Если ребёнок
знает близких, он чувствует себя частью большого, надёжного. У него появляется
чувство ответственности перед памятью предков. Он будет стремиться не только
«не огорчить маму», а будет стараться не опозорить фамилию, род.
Опрос на данную тему, проведенный среди учащихся школ,
неутешителен. Из опрошенных только один знает свою родословную до седьмого
колена. 37% опрошенных сказали, что им безразлична их родословная, и они не
хотят интересоваться своими дальними родственниками. 50% сказали, что они
небезразличны к данному вопросу, но заниматься им не хотят: это скучно. 10% сказали,
что даже если они захотят узнать свою родословную, то это будет невозможно, т.к.
их родители не смогут помочь им. К сожалению, результаты данного опроса
свидетельствуют о невысоком уровне
самосознания школьников. А.С.Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый
признак дикости и безнравственности»[7].
Родословную изучать полезно особенно детям из
неблагополучных семей. Если дети из таких семей будут изучать свою родословную,
они поймут, что это случайное явление в
их роде, так как непременно найдут в своём генеалогическом древе множество
деловых, удачливых, знаменитых мастерством, талантливых предков. Они поймут,
что они не безродные и не бездомные, а их поддерживают и протягивают им руку
помощи множество предков, ангелов-хранителей.
Итак, изучение
генеалогического древа - это увлекательное дело, помогающее узнать своё прошлое
и даже предвидеть будущее своей семьи.
1часть.
Наш род –найманы.
«Найманы входят в Средний жуз, это народ монгольского происхождения»[8].
По легендам, бытующим в Центральном
Казахстане, имя Найман происходит от названия реки «Найма», около которой раньше
жили найманы. Кочевья найманов располагались около Балхаша и Улытау, поэтому в Жезказгане
много найманов.
По принятой в науке версии, «найман» в переводе с
монгольского означает «восемь родов».
Предок отца в седьмом
колене - Абулгази. У Абулгази было два брата: Окреш и Саржомарт. Окреш умер в раннем детстве. А поколение
Саржомарта до сих пор существует. Они
носят фамилию по имени своего предка в третьем колене Болташа. Болташевы живут
в Казахстане, Жамбулской области. Сын Абулгази , Жиренше, наш предок в шестом
колене.
О родных братьях Жиренше не
удалось узнать что – либо. Сын Жиренше, Кенежбай, - наш предок в шестом колене.
У Кенежбая был брат Байгана. Он воспитывался у нагаши (деда по матери) и не
считался сыном Жиренше. Сын Кенежбая, Маямер, - прапрадед.У Кенежбая, кроме
Маямера, мальчиков не было. Были три дочки. Две из них были неудачно выданы замуж, и судьба
их неизвестна. А средняя, Казипа, вышла замуж за председателя поселкового
совета. Муж её воевал на двух войнах: Японской и Великой Отечественной. Маямер
работал в колхозе бригадиром полеводства, был объявлен врагом народа. Долгое
время он был в ссылке, затем вернулся на родину, но с родственниками не
общался, боясь навредить. Ведь родственников врагов народа тоже преследовали.
Много лет спустя, он стал общаться с близкими, но все по привычке называли его
Ботен-аға, что
в переводе с казахского означает «чужой дядя». Его имя было напрочь забыто. У
него был единственный ребёнок Омарбек, мой прадед. Когда Маямер был объявлен
врагом народа, Омарбека взяла на воспитания Казипа. Омарбек носил фамилию мужа
Казипы, и считался её сыном. Когда Омарбеку было 5 лет, Казипа умерла. Омарбека
аулсовет определил подпаском к пастухам. До 14-ти лет он был помощником
пастухов, а потом -
учеником сапожника. В 1939г. он женился и сразу пошел служить в армию. В 1942
г. его перевели на фронт Великой Отечественной войны. Он принимал участие в
Сталинградской битве. Был награжден медалью за отвагу. После войны прадед
работал бригадиром молочно-товарной фермы колхоза. Был народным целителем. Умер
в 1956 году.
Наша мать говорила, что прадед - герой, как и весь
простой народ, который победил фашизм.
В детстве представлялось, что герои - красивые высокие
офицеры в парадных мундирах. А прадед - обыкновенный старый добрый человек. Сохранилась
фотография, где прадед играет с детьми. Он там в обычной рубашке и помятых
брюках.
Единственный сын Омарбека, Болат, - наш дед. Он родился 9
мая 1942 года. В1959 году закончил школу имени Абая. Работал секретарем в
Акжарском сельском совете Тарбагатайского района Восточно-Казахстанской
области. В 1961 году поступил в Зооветеринарный институт города Семей. В 1971
году окончил Московскую ветеринарную академию. Работал директором совхоза,
секретарём парткома и главным врачом в Уланском районе.
Моя бабушка, ОмарбековаАсия, была единственной дочерью среди
десяти сыновей. Когда прабабушка родила девятерых сыновей и была в положении на
десятого, оказалось, что у неё двойня: мальчик и девочка. По этому поводу
прабабушка говорила: «Наконец-то Бог услышал мою молитву, смилостивился надо
мной и послал мне дочку, а вдогонку еще одного мальчика». Так вот, мой дед
Омарбеков Болат - единственный сын Омарбека, а бабушка Асия - единственная
долгожданная дочь своих родителей.
2 часть.
У нас замечательный папа, Ляпкало Леонид. Он русский,
поэтому у нас интересная, дружная, интернациональная семья.
Очень сложно было составить родословную со стороны отца,
т.к. в пятом колене обрываются всякие нити. У предка отца в шестом колене
умерла жена, остался сын Ефим. Он женился второй раз и, недолго прожив, умер.
Вторая жена вышла замуж повторно, и наш предок в четвертом колене, Ефим,
воспитывался, получается, чужими людьми, а именно, мачехой и её мужем. Звали
этих людей Федот и Марья, но они не являются нашими предками. Итак, родословную
отца мы ведем, начиная с четвертого колена, предка Ефима, который является нам прапрадедом.
Его сын - прадед Василий. У прадеда Василия и его жены, прабабушки Анны, долго
не было детей, т.е. дети рождались и умирали. Прадеду подсказали, что он должен
купить своего ребёнка. Когда у него родился сын, он заплатил деньги бабке,
которая принимала роды и купила своего сына. После этого у Василия благополучно
рождались дети и выживали.
Моя прабабушка Анна, перед смертью своего отца узнала, что,
оказывается, её первоначально назвали не Анной, а Зинаидой ,и её мать неродная.
А родная мама обменяла её на мешок пшеницы своему мужу. Отец Анны развелся с её
мамой и женился второй раз. У первой жены, т.е. мамы Анны, оставалось четверо
маленьких детей. В голодный год маме Анны нечем было кормить детей, и отец Анны
предложил в обмен на мешок пшеницы
отдать Анну ему на воспитание. Мать Анны была вынуждена согласиться, т.к.
голодали четверо детей. У отца Анна выросла сытой, довольной. Мачеха очень
хорошо к ней относилась, хотя были и родные дети у мачехи. Анна даже не
подозревала, что мать неродная. Когда Анне было 19 лет, умерла мачеха. Анна всю
жизнь, даже в замужестве, прожила с отцом, и только перед смертью отец
исповедался перед ней. На тот момент родная мать Анны была жива. Уже очень
состарилась и жила недалеко от города, где жила прабабушка Анна. Началась
война, и всё забылось.
Наш дедушка, Ляпкало Николай, и бабушка, Ляпкало Галина,
ныне живы, здоровы, чего и нам желают. Живут в Казахстане, в городе Усть-Каменогорске.
Подводя итого исследования, нужно отметить, что родственники
- это на самом деле наши корни. Чем разветвленнее корневище, тем крепче стоять
на земле своих отцов. Нравственное падение людей, человечества начинается с
потери уважения к предкам, их делам и достижениям. Недаром их называют
«Иванами,не помнящими родства». В казахском народе людей, не знающих своих
корней, неуважительно относящихся к прошлому своего народа, называют «мангуртами».
Чтобы нас не считали «Иванами» и «мангуртами», очень важно знать свою
родословную.
Жүсіп Қадыров «Еркін өлең»[9]
Туыстар,достар,таныстар,замандастар!
Жылырақ сөйлейікші бір-бірімізге,
Жақынырақ жүрейікші бір-бірімізге.
Тіршілікте марапатайықшы бір-бірімізді.
Еркімен сайратайыкшы бұлбұлымызды.
Мың күнге балап бір күнімізді...
Бұл ең соңғы кездесуіміз болуы мүмкін
ғой.
Кеше тіп-тік жүрген
Бүгін жоқ.
Кеше айналған ана
Бүгін жоқ.
Кеше жүрген аяулы аға
Бүгін жоқ.
Кеше жүрген жалғыз бауыр
Бүгін жоқ.
Кеше құлың-тайдай тебіскен құрдас
Бүгін жоқ.
Кеше сап-сау жүрген қадірлі замандас
Бүгін жоқ.
Туыстар!Достар,таныстар,замандастар!
Жылы сөйлейікші бір-бірімізге,
Жақын жүрейікші бір-бірімізге.
Сырласайықшы бір-бірімізбен,
Мұңдасайықшы бір-бірімізбен.
Көлеңке түсірмейікші жақын жүздерге,
Жас толтырмайықшы қара көздерге.
Туымызды көтеріп бір-біріміздің
Сағын сыңдырмайықшы бұлбұлымыздың!
Вольная песня.
Родные, друзья, знакомые,
сверстники!
Давайте теплей
разговаривать друг с другом,
Давайте общаться друг с
другом!
Давайте восхищаться друг другом!
Давайте заливаться соловьём!
Может быть, мы встречаемся в последний раз.
Ведь жизнь скоротечна.
Только вчера был отец,
А сегодня его нет.
Только вчера ласкала мать,
А сегодня её нет.
Только вчера был дорогой брат,
А сегодня его нет.
Только вчера были ненаглядные родные,
А сегодня их нет.
Резвым жеребёнком бегали с друзьями,
А сегодня их нет.
Родные, друзья,
знакомые, сверстники!
Давайте теплей
разговаривать друг с другом!
Давайте общаться друг с
другом!
Давайте откровенничать
друг с другом!
Давайте делиться печалью
и болью.
Ведь ненасытна сырая
земля.
Давайте высоко нести честь человечества!
Пусть не смолкают словьи!
Мы должны беречь друг
друга, изучать и знать свои семейные корни, историю своих Отцов, своего
Отечества!
[1]Здесь и далее перевод автора работы Игенберлиной К.
[2]Махил Гершзона «Древо жизни». Москва «Просвещение» 1979 год.
[3]Николай Бривко «Дебютант». Москва 2006г.
[4]Махил Гершзона «Древо жизни». Москва «Просвещение» 1979 год.
[5]Профессор Березин «Этимология этнонима».
Алматы 2002г.
[6]Ш.Х. Вахидов. Алматы: Дайкпресс,2006г.
[7]А.С. Пушкин. В мире мудрых мыслей. Ред. док.фил. наук А.Г. Спиркин.
[8]Найман Мухамеджан Тынышбаев «Материалы по истории казахского народа». Ташкент, 1925 год.
[9]Жүсіп Қадыров «Еркін өлең». Избранные. Алматы 1999г.