Л.М. Гарсаев, М. М. Гарсаева, Т.С. Шаипова
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова Российской
академии наук
Грозный, +7(928) 290-39-52, lab_etniarh.ras@mail.ru
мужская праЗДНИЧНАЯ ОДЕЖДА ЧЕЧЕНЦЕВ – ЧОА (ЧЕРКЕСКА) КАК ГЛАВНЫЙ
ЭЛЕМЕНТ ОБЩЕКАВКАЗСКОГО КОСТЮМА.
Аннотация.
Описаны генезис, эволюция, трансформация черкески, ее покрой, ткани, способы и манера
ношения. Установлено, что она является общекавказской праздничной одеждой с
некоторыми локальными особенностями.
Ключевые слова: чеченцы,
Северный Кавказ, черкеска, чоха, бешмет.
В
одежде северокавказских народов очень хорошо выражены общекавказские культурные
традиции. Она характеризовалась этническими и локальными особенностями наряду
со многими общими чертами, которые сложились в течение длительного времени
(генезис традиционных форм одежды полностью не раскрыт). Особенно эти черты
общности просматриваются в мужской одежде, в частности, в черкеске, что
объясняется ее исключительной приспособленностью к военным и всадническим
функциям. Последнее обстоятельство повлияло и на одежду терских и кубанских
казаков, многое перенявших у местных горцев (папахи, черкески с газырями,
бурки, оружие на поясе как непременный атрибут костюма и т.д.). В тоже время в
одежде ярко выражались социальные различия и престижность.
Черкеска - подчеркивал
известный журналист и исследователь ХХ века Н. Н. Брешко-Брешковский,
«…пожалуй, самый красивый, самый воинственный мужской наряд… кто создан для
нее, кто строен и ловок и кто умеет ее носить. А для полных и неповоротливых
ничего нет убийственнее черкески» [2, с. 18]. Она самая популярная и удобная мужская верхняя распашная
одежда всех народов Северного Кавказа, относящаяся к праздничной, которую в
полном комплекте костюма носили поверх бешмета, а позже поверх кавказской рубахи. До конца XIX - начала XX
в. ее шили в основном из самого лучшего домотканого сукна, а затем для ее
пошива стали использовать привозные фабричные ткани. Домотканина для черкески была
самых разных цветов – черная, серая, бурая, белая. Применялись для ее шитья
сукна крашеные: красно-коричневые, темно-красные, коричневые.
Черкеска в отличие от бешмета была выходной,
праздничной одеждой, ставшая общенациональной для всех кавказских народов, и
она имелась далеко не у каждого горца. Черкеска считалась нарядной одеждой и ее
надевали, отправляясь в гости, на свадьбу (ловзар), вечеринки (синкъерам), в
общественные места, мечеть и т.д. Идти на какие-либо мероприятия в одном
бешмете было не принято по обычаю и появление там без черкески могло быть
расценено как неуважение к общественному этикету.
Черкеску также нельзя было одевать при выполнении
вайнахами и черновых работ. Как говорит Б.Б-А. Абдулвахабова [6, с. 80],
«...иметь черкеску считалось очень престижным, она была символом гордости и
достатка горца. Шили ее обычно из сукна домашнего производства черной, серой
или коричневой окраски. Представители привилегированных сословий носили белую
черкеску». Если черкески молодых мужчин из состоятельных и богатых слоев
общества отличались тонкостью сукна, изяществом отделки, дорогими газырями и
поясом, то черкеска бедняков шилась из сукна грубой выделки, иногда без
газырниц.
Коричневого и красного цвета крови черкески одевались
чеченцами перед боем. Ведь раны свои у них было принято скрывать, чтобы
исключить торжество врага.
Интересен сам вопрос, почему этот вид одежды у многих
народов Кавказа называется черкеской. Мы согласны с мнением известного
ученого-кавказоведа С.Н. Студенецкой, которая утверждает, «что наименование
черкеска получила от русских, которые впервые ее увидели на адыгах-черкесах» [1,
с. 137]. От чечено-ингушской она отличалась своеобразными локальными признаками
(качество ткани, цвет, длина, наличие газырей, шитье и оформление), а выкройка
черкески настолько сложна, что вряд ли она могла быть создана в Адыгее. Но
название еще не доказательство происхождения данной одежды. Кстати, у самих
адыгов черкеска называется по-другому, к примеру, цый, а у кабардинцев и черкесов – цей; а остальные
кавказские народы имеют собственные ее названия: ногайцы – шепкен, карачаевцы, балкарцы, кумыки - чепкен и т. д. Все эти названия обозначают также и ткань, из
которой шили черкеску, т. е. домашнее сукно. Наименование одежды по названию
ткани свидетельствует о ее давности и характерности народа. Таким образом, в
формировании ее приняли участие многие народы большого региона, и поэтому она
считается общекавказской одеждой.
Безусловно, все местные названия черкески представляют
большой интерес.
Черкеску грузины называют чоха, чеченцы - чоа,
ингуши - чокхи, кисты – чуакх, осетины – цухъхъа. Ив. Джавахишвили пишет: «Чоха означает по-турецки шерсть. Персы называли ее чоха. Поскольку
она в грузинском быту появляется в IX-X
в.в., следует полагать, что этот термин усвоен из персидского, а не турецкого,
влияние которого на это ощущается позже» [4,
с. 106].
Чоха, согласно словарю Сулхана Саба Орбелиани,
означает одежду из шерсти. Раньше (в
XVI-XVII-XVIII в.в.) слово чоха в грузинском языке означало монашескую одежду -
мужскую и женскую. «Чоха» употреблялось также для обозначения одного вида ткани
(у Вахушти) и шерсти (у Саба). Д. Чубинашвили толкует это слово по-русски как
сукно, кафтан, т. е. с одной стороны, ткань, с другой - вид верхней одежды.
Таким образом, термин чоха использовался в трех значениях: как один из видов
верхней одежды, как монашеское одеяние и как одна из разновидностей шерстяной
ткани. В XIX веке эта верхняя мужская одежда горцев Кавказа обозначалась
названием «черкеска» [5, с. 33].
Следовательно, термин чоха широко распространен на Кавказе и у тюркских народов. По
отношению к вайнахам он активно проходит и в древних формах их хозяйственной
деятельности. Зафиксирован также элемент орнамента – чоха. Затем он теряется и «выплывает» в обозначении верхней одежды
у других народов. В целом этот термин носит обобщающий характер, а в одежде
берется во внимание лишь один принцип из заложенных в этом термине.
Чокхи – это конкретное обозначение вида одежды, характерное
только вайнахам, имеющее нахскую этимологию: чо+кхи (др. нах. яз. – покрытие и переводится в рамках этих
обозначений, как-то из волоса (шерстинок) покрытие (независимо от пола).
Лезг. – чухва
и азерб. – чуха не относятся к ряду
– чокхи.
Что касается чоа
(правильно – чо-ав, где «ав» вносит импульсивность в определение), но «в» выпадает в конце произношения слова. Указывает на качество и
относится к ряду выходной мужской одежды – объясняет исследователь Т.М.
Шавлаева.
По мнению А.Д. Вагапова «Чоа» 'черкеска', 'бешмет'; 'шинель',
общенахск.: инг. чокхи, цова-тушинск. чокхаъо 'чоха' важное в
культурно-историческом смысле слово,
распространенное во многих кавказских
языках: будух. чухва 'грубое сукно, черкеска, бешмет', лак. чухъа
и т.д. На материале нах. яз. может быть объяснено как произв. от чо
'волос, ворс' > чоха ‘ворсистый’ > чокха // чокъа
'ворсистая ткань' > чоа [чоъа], ср. лезг. цак ‘ворсинка’. К
переходу къ à ъ в чеченск. ср. еще даъа ‘кушать’, тоъа
‘хватать’. Типологически ср. чеченск. мас
‘волос’ – маша ‘сукно’; каб. цей, адыг. цый ‘черкеска’ от цы
‘шерсть’. Ингушская и цова-тушинская формы могут быть результатом обратного
заимств. из тюрк. яз., ср. турец. чока, чоха 'длинный кафтан;
сукно', крым.-тат. чука 'сукно'. Не исключена, однако, и контаминация в
чеченском заимствованного чокха с
исконным чо волос» [3, с. 49].
Вообще в ношении любых элементов одежды
каких-либо вольностей не допускалось. Этого требовал вайнахский этикет. Всякая
одежда должна была быть застегнута на все пуговицы, особенно – на верхнюю.
По покрою черкеска была похожа на бешмет, но шилась
намного длиннее его. Черкеска одевалась поверх бешмета и должна была быть
обязательно застегнутой. Исключение составляли только старики и дети. Согласно
полевому материалу вайнахи предпочитали короткие (до колен) черкески с узкими
рукавами и висящей на ремне газырницей. Ингуши носили черкеску со стоячим
воротником. Бешметы у них были не очень популярны, и под черкеску они обычно
одевали кавказскую рубаху. Цельными выкраивались перед с двумя крайними
клиньями и спинка с одним центральным клином. Подрезные боковые клинья
пришивались так, что образовывали сзади на талии четыре выступа, от которых низ
черкески спускался фалдами. В боковых швах делались небольшие разрезы, чтобы
была возможность засунуть руку в карман черкески. В подоле ее по бокам
оставлялись шлицы размером 20-25 см, скреплявшиеся между собой плетеным шнуром
для красоты.
Черкеска, начиная с XIX века, шилась сильно
приталенной. Она, также как и бешмет, плотно охватывала фигуру, расширяясь
книзу. Была очень удобна в носке и для пешехода,
и для всадника. Рукава черкески
были прямые, длинные, широкие, закрывающие кисти рук. В самой нижней
части они имели подкладку из тонкого атласа ярких цветов (у молодых парней) и
отворачивались для красоты. Иногда, украшая рукав, в нижней его части
оставлялся надрез 5-10 см, отделанный по краям узелковыми пуговицами и петлями
из одноцветной с тканью черкески тесьмы. Лиф черкески до талии имел подкладку
из хлопчатобумажной ткани. На груди вырез ворота был в виде угла, от которого
вниз к талии шла застежка встык на узелковые пуговицы и петли.
Итак, мы описали один из важнейших
элементов одежды вайнахских мужчин – черкеску. Она вместе с украшениями
(оружием), тем не менее, начиная с 20-х годов XX в. постепенно
оттесняется одеждой городского покроя. И все-таки в предвоенные 30-е годы
довольно часто черкеска встречалась на мужчинах среднего и старческого возраста
как народная форма национального костюма. Полная трансформация вайнахской
мужской одежды, как и одежды других народов Кавказа, произошла в 50-60-х годах XX в. Теперь она мало отличается от европейской. Только
старики кое-где носят привычный бешмет, а черкеска вместе с комплексом
украшений уже в модернизированном виде остается в пользовании профессиональных
ансамблей песни и танца как национальный костюм.
Литература
1. Абдулвахабова Б.Б-А. Традиционная мужская одежда
вайнахов в XVI-нач. XIX в. Культура Чечни. – М.: «Наука», 2002. – С. 137.
2. Брешко-Брешковский А.А. Дикая дивизия. – Рига,
1920. – С. 18.
3. Вагапов А.Д. Этимологический словарь
чеченского языка // Lingua – universum – Назрань, 2009. – С. 49.
4. Джавахишвили И.А. Материалы
к истории материальной культуры грузинского народа – Тбилиси, 1962. Вып. III –
IV. – С.106.
5. Маргошвили Л.Ю. Мужская
одежда вайнахов (конец XIX- начало XX вв.). – Тбилиси, 1990. – С. 33.
6. Студенецкая С.А. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XIX в. – М., 1989. – С. 80.
М. М. Garsaeva, T.S. Shaipova
Federal
official body of science Comprehensive Research Institute. H.I. Ibragimov, the
Russian Academy of Sciences
MEN'S
CLOTHING HOLIDAY CHECHENS - CHOA (CIRCASSIAN COAT) AS A MAIN ELEMENT COSTUME CROSS
CAUCASUS.
Abstract: We describe the genesis, evolution
and transformation of the coat, her style, fabric, methods and manner of wearing.
It is established that it is a common Caucasian festive clothes with some local
peculiarities.
Key
words: the Chechens, the North Caucasus,
Circassian, chokha, tunic.