А.Б. КАЛЫШ, А.И. ИСАЕВА
ХАЛЕЛ
АРГЫНБАЕВ – ВИДНОГО КАЗАХСТАНСКИЙ ЭТНОЛОГ
В
ряду старшего поколения крупных отечественных этнологов наряду с именами А.Х.
Маргулана, И.В. Захаровой, В.В. Вострова, М.С. Муканова, У.Х. Шалекенова,
У.Кыдыралина, Р.Д. Ходжаевой, Х.А. Кауановой особое место занимает Халел
Аргынбаевич Аргынбаев. Во-первых, он прошел суровый жизненный опыт, связанный с
сложными событиями 1920-1940-х годов, который закалил его на всю жизнь. Это –
последствия насильственной коллективизации сельского хозяйства 1929-1932 гг.,
массового голода 1931-1933 гг., Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Родился будущий корифей
этнологической науки 21 сентябре 1924 г. в ауле №17 (колхоз имени Джамбула)
Баянаульского района Павлодарской области в семье крестьянина-середняка. Этот
благодатный район знаменит на весь Казахстан тем, что дал нашей Родине
блестящую плеяду деятелей национальной культуры, науки, литературы. Среди них –
прекрасный знаток дореволюционной казахской этнографии и фольклора, меценат
Муса Шорманов – дядя Ч.Ч. Валиханова; известный теолог, поэт, фольклорист
Машхур-Жусип Копеев; классик казахской литературы С.Торайгыров, основоположники
отечественной драматургии и киноматографии Зеин Шашкин и Шакен Айманов, корифей
театрального и киноматографического искусства Каукен Кенжетаев; выдающийся
ученый, первый президент Академии наук Казахстана Каныш Сатпаев, также
президент Академии наук республики Шапык Чокин, академики Алькей Маргулан, Абикен
и Есен Бектуровы, Абылкас Сагинов (Герой Социалистического труда), Зайрулла Дюсенбеков
и др.
Семья Аргынбаевых, равно как и
другие их соплеменники испытали на себе
последствия советской тоталитарной системы. Лишившись скота в годы
коллективизации, спасаясь от страшного голода, поразившего некогда кочевые и
полукочевые регионы, вынуждены были в 1931 г. переехать в Кузбасс, где его отец
Аргынбай работал шахтером. В следующем
году нужда заставила его отца, равно как и его родных братьев завербоваться на
Дальний Восток – на Камчатку в г. Петропавловск, где он работал сторожем
магазина, а мать – Карабаева Майра – в швейной мастерской. Здесь же в г.
Петропавловске Халел Аргынбаевич учился в начальной школе. В 1934 г. окончил 2
класса. В том же году семья переехала в г. Новосибирск, где он закончил 3
класс. В 1935 г. переехали в
Каратальский район, где отец вступил в члены колхоза, затем в 1938 г. – в
Капальский район Талды-Корганской области, пока в 1952 г. он не вышел на пенсию.
В 1938-1939 учебном году Халел
Аргынбаевич окончил Конурскую начальную среднюю школу и поступил в Капалское
педагогическое училище, которую окончил в 1942 г. [1, л.6; 2].
Отсюда он, как и другие его
сверстники в возрасте 18 лет был
призван служить в рядах Советской Армии, воевавшей на фронтах Великой
Отечественной войны.
С 1 сентября 1942 г. по 13 января
1943 г. он был курсантом краткосрочных радиотелеграфных курсов Среднеазиатского
военного округа в г. Ташкенте. С 8 марта 1943 г. он был радистом штаба 10
артиллерийской дивизии Воронежского фронта, с 24 апреля 1943 г. до
окончательного разгрома фашистской Германии в мае 1945 г. служил радистом 27-й
артиллерийской бригады ІІ–ІІІ Украинского фронтов. В составе указанных фронтов
принимал участие в военных действиях на территории Украины, Молдавии, Румынии,
Венгрии, Чехословакии, Югославии и Австрии. Затем до мая 1946 г. в той же
должности находился в составе Прикарпатского военного округа, а с мая 1946 г. –
командир радистов 135 артиллерийской бригады Прибалтийского военного округа
(г.Чортков). 1 марта 1947 г. был демобилизован по указу Верховного Совета СССР
от 4 февраля 1947 г.
Ратные подвиги рядового бойца
Халела Аргынбаевича были достойно оценены наградами страны: орденом
«Отечественной войны», медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в
Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной
войне 1941-1945 гг.», «50 лет Вооруженных сил СССР», «Тридцать лет Победы в
Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» [1, л.л.5-6].
После демообилизации Халел
Аргынбаевич возвращается в родной край и решает продолжить свое образование на
более высоком уровне и в сентябре 1947 г. поступает на исторический факультет
Алматинского Государственного Педагогического и Учительского института имени
Абая, который окончил с отличием в 1951 г. В августе того же года он по
распределению Министерства просвещения республики был направлен завучем
Панфиловского педагогического училища в г. Панфилов, где одновременно
преподавал историю СССР и Казахской ССР [1, л.137; 3, с.35].
Преподавая эти учебные дисциплины
он начинает обращать внимание на традиционную культуру казахского народа –
материальную и духовную, на их взаимовляние с аналогичными культурами соседнего
русско-украинского населения. Соприкасаясь с детства с различными элементами
культуры и быта этих народов, он решает углубить свои знания и профессионально
заниматься ими.
15 октября 1954 г. Халел
Аргынбаевич поступает на конкурсной основе в очную аспирантуру отдела
этнографии Института истории, археологии и этнографии имени Ч.Ч. Валиханова (в дальнейшем – ИИАЭ) Академии наук
республики. Научным руководителем аспиранта назначили Ирину Витальевну Захарову, известную своими многочисленными трудами по
традиционной этнографии казахского народа. В 1940-1945 годы она обучалась на историческом
факультете МГУ им. Ломоносова, в 1946-1949 годы – в аспирантуре Института этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая АН
СССР. В 1952 году в том же Институте успешно защитила кандидатскую диссертацию
на тему: «Материальная культура уйгуров Советского Союза». В 1950-1954 годы
работала младшим, а затем старшим научным сотрудником ИИАЭ им. Ч.Ч.Валиханова
АН КазССР, с сентября 1954 по сентябрь 1957 года – и.о. зав. отделом этнографии [1, л.137; 4].
Тема кандидатской диссертации Халела
Аргынбаевича перекликалась с научными изысканиями И.В. Захаровой и была
утверждена на Ученом совете Института под следующим названием:
«Историко-культурные связи русского и казахского народов и их влияние на
материальную культуру казахов во второй половине ХІХ в. и до Октябрьской
революции (по материалам Семипалатинской области)». Она была написана как на
полевом этнографическом материале, так и использованием архивных источников ЦГА
КазССР и Семипалатинского областного краеведческого музея, а также с
привлечением разнообразной дореволюционной литературы.
В середине октября 1957 г.
зкончился срок аспирантуры у Халела Аргынбаевича, получившего подготовку по
специальности этнографии Казахстана. Отдел этнографии Института на заседании 16
октября обсудил работу его работу и
принял решение – ходатайствовать об оставлении его в отделе в качестве младшего
научного сотрудника с последующим утверждением в Отделении общественных наук
Президиума АН КазССР. Спустя два года результаты его историко-этнографического
исследования были опубликованы в Трудах ИИАЭ АН КазССР [5]. Доработанный вариант
диссертации на материалах всего Восточного Казахстана был обсужден в секторе
народов Средней Азии и Казахстана Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая
АН СССР в г. Москве и представлен для защиты в Диссертационный совет этого же
института. 19 мая 1960 г. в Москве Х.А. Аргынбаев успешно защитил кандидатскую
диссертацию [1, л.15].
22 сентября 1961 г. на заседании
бюро Отделения общественных наук АН КазССР, которую вел академик-секретарь
этого научного подразделения академик АН КазССР С.Н. Покровский он был
утвержден в должности и.о. старшего научного сотрудника ИИАЭ АН КазССР. Через
два года – 29 декабря 1963 г. Постановлением Президиума АН КазССР за №20/2
Х.Аргынбаеву было присвоено ученое звание старшего научного сотрудника. Данное
Постановление было подготовлено вице-президент АН КазССР академиком АН КазССР
А. Полосухиным [1, л.24].
Естественно, эта должность была
представлена ему за активную научно-исследовательскую работу в области
традиционной казахской этнологии. В результате многолетних экспедиционных
поездок в различные области и районы Восточного, Северного, Центрального,
Западного, Южного Казахстана и Жетысу Халел Аргынбаевич совместно со своими
старшими коллегами – академиком А.Х. Маргуланом, кандидатами исторических наук
И.В. Захаровой, В.В. Востровым, ровесниками Э.А. Масановым, Г.Н. Валихановым,
более молодыми М.С. Мукановым и Р.Д. Ходжаевой собрал значительный полевой
этнографический материал. Они стали подспорьем при подготовке данных к
историко-этнографическому атласу Средней Азии и Казахстана, двухтомника «Народы
Средней Азии и Казахстана», монографии
«Культура и быт казахского колхозного аула», а также для будущих публикаций
сотрудников отдела этнографии упомянутого Института [6, с.15].
В 1960-е годы Х.А. Аргынбаев
обращает значительное внимание таким важнейшим аспектам функционирования и
жизнедеятельности традиционного
казахского общества, как скотоводство [7]. Используя имеющиеся богатые архивные,
дореволюционные источники, разнообразные материалы полевых этнографических
источников ему удалось проанализировать особенности кочевого, полукочевого и
оседлого скотоводства, определить характер, ареал, направленность и
протяженность кочевых маршрутов, показать не только систему выпаса скота, но и исходя
из посезонного характера продуктивности растительного покрова значимость
видовой структуры скота.
Ученому впервые в этнографической
науке рассматриваемого периода удалось системно и объективно исследовать
традиционную ветеринарию у казахов, углубить существующие о ней представления и
продемонстрировать выработанные веками у кочевников способы лечения болезни
животных, используемых в хозяйстве кочевников [8].
Большой научный интерес не только
среди историков, этнографов и представителей гуманитарных специальностей, но
широкой общественности вызвало издание в 1973 г. капитальной монографии Халела
Аргынбаевича по семье и браку казахского народа. В ней ученый одним из первых всесторонне
проанализировал форму, типы и структуру традиционной казахской семьи, специфику
ее внутрисемейных отношений и семейной обрядности, а также формы заключения наиболее распространенных типов брака в дореволюционном Казахстане. В
заключительной четвертой главе он в сжатом виде (на 36 стр.) указал составные части
семейно-брачных отношений советского
периода, подкрепив их полевыми этнографическими материалами, собранными им на
протяжении 20 лет в различных регионах
республики. При этом автор уделил
основное внимание раскрытию раскрепощения женщин,
ликвидации многоженства и амангерства в 1920–1930-х годах. Им были показаны дальнейшие изменения в
социально-экономической и культурной жизни, в сфере семейного быта в
последующие десятилетия. Значительный интерес представляют анализ структуры и внутрисемейных отношений, основные формы заключения
брака и обряды, сопровождающие их, а также вопросы стабильности и распада
браков [9].
Результаты такого блестящего
монографического исследования позволили Х.А. Аргынбаеву в 1975 г. защитить
докторскую диссертацию на тему «Семья и брак у казахов» в Диссертационном
совете ИИАЭ имени Ч.Ч. ВАлиханова Академии наук республики. Решением Высшей
аттестационной комиссии при Совете Министров СССР от 18 марта 1977 г. (протокол
№10) ему была присуждена ученая степень доктора исторических наук [1, л.185].
Одновременно ученый принимает
активное участие в различных научных форумах антропологов и этнографов: VII-м (Москва, 1964 г.) и
ІХ-м (Чикаго, 1973) международных конгрессах, во всесоюзных сессиях и симпозиумах в Ашхабаде (1967), Ташкенте
(1969), Алматы (1972), Москве (1974) [1, л.42; 2, с.35].
Такой солидный научный потенциал,
разносторонняя деятельность, чуткое и доброжелательное отношение к коллегам по
отделу и коллективу способствовали тому, что в декабре 1976 г. директор
Института, вице-президент АН КазССР академик А.Н. Нусупбеков назначил Халела
Аргынбаевича исполняющим обязанности зав.отделом этнографии. 20 мая 1977 г. он был избран по конкурсу
на эту должность. 28 мая того же года на заседании бюро Отделения общественнызх
наук под председательством академика-секретаря Отделения, член-корр. АН КазССР
З.А. Ахметова был утвержден как прошедшего по конкурсу на должность заведующего отделом этнографии [1,
лл.52, 60-62]. Решением Высшей Аттестационной Комиссии при Совете Министров
СССР от 19 февраля 1982 г. ему было присвоено ученое звание профессора по
кафедре археологии и этнографии. В данной должности зав. отделом ученый
переизбирался еще дважды – 12 ноября 1982 г. и 19 мая 1986 г. В января 1990 г. он
был аттестован в должности главного научного сотрудника отдела этнографии [1, лл.98,
111, 117].
В опубликованной в 1980 г. коллективной
монографии «Хозяйство казахов на рубеже ХІХ-ХХ вв.», подводившей итоги
многолетней работы по историко-этнографическому атласу народов Средней Азии и
Казахстана, Х.А. Аргынбаев явился автором таких основополагающих разделов, как
«Основные виды домашнего скота и их распространение» и «Обычаи и поверья
казахов, связанные со скотоводством» [10].
Широту научного кругозора Халела
Аргынбаевича доказывает и то, что он интересовался не только вопросами
материальной и духовной культуры, семейно-брачными отношениями, но и
традиционным декоративно-прикладным искусством казахского народа. Вышедшее в
1987 г. исследование явилось вкладом автора в разработку указанной проблемы,
поднятыми в свое время его академическими коллегами – А.Х. Маргуланом, Э.А.
Масановым и М.С. Мукановым. Основу монографии составили материалы, собранные
автором в составе этнографических исследований в предыдущие десятилетия,
включая музейные экспонаты из историко-краеведческих музеев, дореволюционных
письменных источников. В ней исследованы такие компоненты традционного
прикладного искусства и промыслов казахов, как резьба по дереву, художественная
обработка изделий металла, камня, кожи, рогов, кости [11].
На 1 января 1990 г. Х.А.
Аргынбаев имел 7 монографий и 167 статей, в том числе с момента защиты
докторской диссертации 2 монографии и 102 статьи [1, л.115].
Заметным явлением в научной жизни ИИАЭ имени Ч.Ч. Валиханова стал
выпуск в 1995 г. коллективной монографии «Казахи. Историко-этнографическое
исследование», посвященной этническим процессам, традиционным способам ведения
хозяйства, народным промыслам и ремеслам, элементам материальной и духовной
культуры, семье и браку казахского народа в ХІХ-ХХ вв. В ней ученый являлся автором
разделов по народным знаниям и семейно-брачным отношениям казахов [12].
Во второй половине 1990-х годов
ученый начал усиленно заниматься и другими еще не исследованным им проблемами
исторической этнографии казахов – жизнеобеспечивающим функциям народных знаний
и генеологии (шежире) казахов.
Уже после его скоропостижной
смерти в 1998 г. издается колективная монография «Традиционная культура
жизнеобеспечения казахов», представляющий собой первый в отечественной
этнологии опыт такого рода теоретического
и конкретно-этнографического изучения. Халел Аргынбаевич исследовал в ней
структуру и жизнеобеспечивающие функции таких компонентов культуры
жизнеобеспечения казахов, как народные знания [13]. Следует особо отметить, что издание этой уникальной
работы стало возможным лишь благодаря титаническим усилиям ее координатора
к.и.н. Н.Алимбая, так как в том же году скончался также второй ее автор –
д.и.н., профессор М.С. Муканов.
В 2000 г. также посмертно
публикуется совместное исследование ученого и его коллег М.С. Муканова и В.В.
Вострова, посвященное генеологии (шежире) родо-племенных групп всех трех
казахских жузов – Старшего, Среднего и Младшего. В отличие от других
аналогичных шежире данный труд выгодно отличается своим научным подходом не
только в описании, классификации, но и в исследовании генезиса казахских жузов,
в их расселении и этническом составе [14]. И в этом случае, как и ранее публикация данной книги,
ставшей библиографической редкостью большую роль сыграл ученик Халела
Аргынбаевича и Марата Сабитовича – А.Б. Прманов, работающий главным редактором
издательства «Атамұра».
В 2005 г. в издательстве «Кайнар»
выходит следующая монография автора, исследующая семейную обрядность казахов –
детской, свадебной и похоронно-поминальной [15]. Она полностью построена на материалах многолетних полевых
этнографических исследований, архивных источников и данных специальной
литературы. Ценность в монографии представляет то, что в ней много внимания
уделено не только их происхождению и
развитию, но и их функционированию в разных регионах, наличию в них
общих и особенных моментов.
Свою научную работу Халел
Аргынбаевич сочетал с педагогической деятельностью в КазПИ имени Абая
(1966-1970), в КазГУ им.С.М. Кирова (1958-1959, 1975-1987) по совместительству
в должности профессора кафедры археологии и этнографии [1, лл.73, 96].
Можно смело говорить и о том, что
Х.А. Аргынбаев создал свою казахстанскую школу этнографов. Под его научным
руководством было защищено около 15 докторских и кандидатских диссертаций в г.
Москве и Алматы по специальности «этнография». Среди его учеников отметим
докторов исторических наук У.Кыдыралина, С.Е. Ажигали, Ж.О. Артыкбаева, Ш.Ж.
Тохтабаеву, А.У. Токтабая, А.Б. Калыш и др.
В заключение хотелось бы сказать,
что вся жизнь, в том числе научно-педагогическая и организаторская деятельность
Халела Аргынбаевича является образцом для подражания настоящему и будущему
поколению историков и этнологов. Его человеческая простота, скромность и
доброта, природная тактичность, мудрость и интеллект навсегда сохранится в
памяти его коллег, учеников, родных и близких.
-------------------------
1.
Объединенный
ведомственный архив комитета МОН РК (в дальнейшем ОВА МОиН РК). Ф.11. Оп.1 а-л. Д. 498. – 223 л.
2.
Арғынбаев
Х. Баянулдан Камчаткаға дейін // Жұлдыз. – 1991. – №7. – 125-142 б.
3.
Биобиблиография
обществоведов Казахстана. – Алма-Ата: Наука, 1986. – 478 с.
4.
ОВА МОиН РК.
Ф. 11. Оп. 1 а-л. Д.532. Л. 1, 4, 32.
5.
Аргынбаев
Х.А. Историко-культурные связи русского и казахского народов и их влияние на
материальную культуру казахов в середине ХІХ и начале ХХ вв. // Труды ИИАЭ АН
КазССР. – 1959. – Т.6. – С.19-90.
6.
Калыш А.Б.,
Исаева А.И. 1945-2000 жылдардағы Қазақстан Республикасы
Ұлттық Ғылым Академиясының Ш.Ш. Уәлиханов
атындағы тарих және этнология институндағы этнография
ғылымының дамуы // Отан тарихы. – 2003. – 13-24 бб.
7.
Арғынбаев
Х.А. Қазақтың мал шаруашылығы хақында. – Алматы: Ғылым, 1969. – 170
б.
8.
Аргынбаев
Х.А. Этнографический очерк о народной ветеринарии казахов. – Алма-Ата: Кайнар,
1963. – 51 с. (на каз. языке).
9.
Арғынбаев Х.А. Қазақ халқындағы семья мен
неке (тарихи-этнографиялық шолу). – Алматы: Ғылым,
1973. – 328 б.
10. Хозяйство казахов на рубеже ХІХ–ХХ вв. – Алма-Ата: Наука, 1980. –
254 с.
11.
Арғынбаев Х.А. Қазақ
халқының қолөнері: Ғылыми зерттеу еңбек. –
Алматы: Өнер, 1987. – 128 б.
12.
Казахи.
Историко-этнографическое исследование. – Алматы: Казахстан, 1995. – 352 с.
13.
Алимбай Н.,
Муканов М.С., Аргынбаев Х. Традиционная культура жизнеобеспечения казахов.
Очерки теории и истории. – Алматы: Ғылым, 1998. – 234 с.
14.
Арғынбаев
Х., Мұқанов М., Востров В.. Қазақ шежіресі
хақында. – Алматы: Атамұра, 2000. – 464 б.
15.
Арғынбаев
Х.А. Қазақтың отбасылық дәстүрлері. –
Алматы: Қайнар, 2005. – 215 б.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ: