К. и. н. Шалгинбаева С.Х.
Казахский Национальный университет им.
аль-Фараби, Казахстан
Этнографическое исследование семейных
традиций и обрядов в городском быту казахов
Изучение
истории и культуры городов становятся одним из востребованных направлений современной
науки. Что касается вопросов разработки городской проблематики, то следует
подчеркнуть, что этот аспект значительно уступает как в качественном, так и в
количественном выражении.
Не стала исключением и этнография, продолжительное
время воспринимавшаяся как отрасль знания, рассматривающая традиционную
культуру сквозь призму сельской жизни.
В настоящем исследовании была предпринята
попытка исследования одной из актуальных проблем этнографической урбанистки
Казахстана, а именно, семейных традиций и инноваций в городском быту титульного
этноса республики. Данный материал основывался
на исследовании автора, проводившемся с 1990 г. по 2000г. Проведение
исследования шло в течение шести
полевых сезонов, каждый продолжительностью в 20 дней.
Перед исследователем стояла цель выявление тенденций и
закономерностей функционирования
национальных семейных традиций в современном городском быту казахов, раскрытие
механизма вхождения инноваций в эту сферу, вычленение специфических процессов и
явлений, происходящих в период модификации этих традиций на рубеже веков, на
основе применения новых методик и технологий обработки информации
этнографического характера.
Рассмотрение данной проблемы связывалась как с
использованием этнографических методов: наблюдения, устного опроса, а также с
получения нового источника информации массового характера на основе проведения
этносоциологического опроса среди
казахского населения отдельных городов республики, с применением новых
методов, методик и технологий ее обработки. В частности, использовались
современные информационные технологии (технологии баз данных), метод
контент-анализа, математико-статистического анализа данных материала, что позволило выйти на более детализированное
исследование этнокультурного облика современного урбанизированного
представителя титульного этноса Республики.
Точнее отобразить действие традиций, обычаев и
инноваций у горожан-казахов, рассмотреть современные этнические процессы в
городской среде, характер изменений в различных областях городской культуры и
быта, основные тенденции этнического развития под влиянием столь характерного
сегодня усиленного роста модернизации и урбанизации.
Опираясь на
предшествующие исследования и огромный практический опыт отечественных
этнографов по казахским семейным традициям и обрядам и предварительный анализ
сведений об объекте исследования, были сформулированы некоторые предварительные
гипотезы. Прежде всего, это касается проявления степени традиционной семейной
обрядности в быту казахского населения городов Алматы и Тараза, которые
отличались в этот период по количеству коренного населения и
культурно-административной значимости, имели разный уровень урбанизированности,
активного этнокультурного взаимодействия ряда этнических общностей, различные
темпы культурного развития и т.д.
На первый взгляд
казалось очевидным, что казахи-алматинцы испытывают более бурные темпы процесса
трансформации и модернизации семейной обрядности, менее выраженную устойчивость
ее этнической специфики, чем жители города Тараза. Также гипотетичным
представляется положение, что первые быстрее теряют свою тождественность и
идентичность, имеют большее тяготение к понятию «космополит», в значении
«гражданин мира, вселенной», нежели таразское казахское население.
Более древняя история города Тараза, его многовековая
привлеченность к традиционным мусульманским святыням, географическое положение,
большая компактность казахского населения обусловливают и большую инерционность
к инновациям, значительную степень тяготения к религиозным обычаям, некоторую
статичность семейной обрядности. Эти и другие предположения положены «во главу
угла» данного исследования.
Содержание
первоначальных частных гипотетических моделей, связанных с сохранностью
традиционной семейной обрядности, нашли свое отражение в основном источниковом
инструментарии исследования – этнографическом вопроснике, который
конструировался в соответствии с общими программными установками, характером
решаемых задач и типом избранной методики.
Всего в
этнографический вопросник вошли 157 вопросов (признаков, переменных, факторов) респонденты
отвечали на вопросы, характеризующие социально-демографический состав
опрашиваемых (респондентов), миграционные и адаптационные процессы, социальные
перемещения, образовательный статус, структуру современной городской семьи и
т.д. Затем отражены некоторые этнические характеристики, связанные с языком
общения, межличностными, межнациональными контактами, ролевыми функциями мужчины
и женщины в семье и др.
Разработанный
вопросник был рассчитан на сбор информации методом стандартизированного
интервью и позволял в определенной степени обеспечить достоверность и полноту
исходных данных. В нем сформированы этнические характеристики, неоднородные как
по своему содержанию, имеющие количественное и качественное выражение, так и по
характеру. Одни из них ориентированы на выяснение наличия признака, например:
«Какие из следующих предметов национального убранства имеются в обиходе Вашей
семьи?». – Далее перечисляются различные предметы традиционной казахской утвари
и меблировки; другие – на выяснение степени информированности респондента о
признаке (ответы на вопросы о знании им того или иного жизненного явления);
третьи – на выявление отношения к признаку. Это выражается, например, в
постановке вопроса об описании известных национальных блюд и степени их
появления на семейном столе; или, предположим, об отношении респондентов к
такому обряду, как «сундет», или использованию в ритуале современных казахских
свадеб и других обрядов некоторых «европеизированных» элементов.
Кроме того,
вопросы имеют и другие особенности, например, связанные с проективной
ситуацией: «Если вы холосты/не замужем, то какую бы свадьбу предпочли бы?» –
далее перечисляются варианты ответов – «просто вечеринку», «свадьбу с
отдельными элементами национального обряда», «национальную свадьбу с
религиозным оформлением», «современную свадьбу без элементов национального обряда»,
«только регистрацию брака»; или ретроспективной ситуацией (воспоминанием) («Как
Вы были одеты на Вашей свадьбе?»).
Основное
внимание на получение информации о народных традициях и инновациях были сосредоточены
в трех аспектах: знание традиционных
обрядов; соблюдение их (бытование); отношение к ним.
Кроме
того, рассматривались вопросы, связанные с религиозной обрядностью, семейно-родственными
отношениями и т.д. Здесь следует подчеркнуть, что применение новейших методик
обработки этнографического материала позволило расширить программу
исследования, охватить более широкий круг вопросов, не только связанных с
традиционной обрядностью и инновационными процессами в этой сфере, но и
составить приблизительный социальный портрет современного городского казахского
населения.
После составления этнографического
вопросника актуальным представлялся вопрос об объеме выборочной совокупности
респондентов. Для этого был применен выборочный метод (в статистическом смысле)
обследования. В качестве объекта выборки выступало постоянное взрослое
казахское население (от 16 лет и старше) городов Алматы и Тараза.
Для того чтобы результаты, полученные в процессе
исследования выборочной совокупности, были достоверны, важно не только найти
объем выборочной совокупности, но и правильно отобрать единицы наблюдения. В
данном случае был проведен случайно-механический отбор респондентов. В частности,
следует заметить, что интервьюирование в целом занимало около 30 и более минут.
Поскольку вопросник представлял собой структурированный документ и
близок по своему строению к статистическим, то практически, после
соответствующих преобразований, превратился в унифицированную анкету для ввода
данных источника в компьютер. Например, в унифицированной анкете по материалам
вопросника «Ваше образование в настоящее время» имеется 6 вариантов ответа:
малограмотный, начальное образование, неполное среднее, законченное среднее,
законченное среднее специальное, незаконченное высшее, законченное (полное)
высшее, не указано.
После получения окончательного варианта унифицированной анкеты в
компьютер были внесены соответствующие сведения каждого респондента по двум городам
республики. В итоге, в компьютерной базе данных была создана совокупность
машиночитаемых однородных по содержанию и информативности документов,
представляющих уже новый массовый источник по поставленной проблеме.
Таким образом, для успешной реализации поставленной цели была проведена
значительная предварительная работа по созданию этнографического источника, адаптации его в машиночитаемый вид.
Выдвинутые гипотезы, требовали своего подтверждения или опровержения, определен
круг вопросов, отражающих общие тенденции и закономерности функционирования
семейных обрядов, традиций и инноваций в городском быту казахов городов Алматы
и Тараз. И используя метод контент-анализа, качественные характеристики этого
процесса получили свое количественное выражение, а один из приемов
математической статистики - выборочный метод обследования этнографического
материала - обеспечил значительное сокращение средств и времени на обработку
заложенного в компьютер аналитического материала.
Результаты докомпьютерной обработки
источника были внесены в специально созданную проблемно-ориентированную базу
данных, тесно связанную с прикладным программным обеспечением компьютера.
Использование современных компьютерных технологий в этнографическом
исследовании дало нам широкие возможности для обработки материала обследования,
помогая существенно сократить материальные и временные затраты. Применение
математических методов и ЭВМ значительно расширило программу исследования,
детализируя отдельные аспекты проблемы и позволяя более точно дать
количественную меру качественным явлениям.