К. филол. н.
Грахова С.И.
Елабужский институт КФУ
Структурные особенности
быличек и бывальщин:
на примере устных рассказов
о домовом
В
современной науке о фольклоре все больше растет интерес к изучению жанров
устной народной несказочной прозы. Актуальными остаются вопросы жанровых
особенностей, поэтики, современного бытования и развития произведений, отличных
от сказок.
В
данной статье объектом нашего исследования становятся структурные особенности
быличек и бывальщин. В качестве предмета исследования были избраны
мифологические повествования о домовом, активно развивающиеся в современном
народном творчестве. Материалом послужили тексты рассказов, записанные на
территории города Елабуги и Елабужского района Республики Татарстан с 2005 по
2011 годы у населения от 18 до 85 лет.
Было
замечено, что по степени распространения былички и бывальщины о встрече
человека с домовым во много раз превосходят другие (о встрече с лешим, водяным,
банником, ведьмой-оборотнем и пр.) и свидетельствуют о сохранности образа домового
в народной памяти, о вере в древнее мифологическое существо. Вера в домового
была общераспространённой на Руси, и рассказы о нём длительное время не
вызывали сомнений в том, что он, по словам Э.В. Померанцевой,
обязательный, «близкий участник жизни крестьянина», покровитель его хозяйства,
защитник его дома. Поэтому неудивительно, что из числа образов низшей мифологии
образ домового оказался наиболее стабильным и «востребованным» в жизни
современного человека.
В
основе сюжета быличек и бывальщин – ситуация «встречи» с представителем иного
мира. Это типологическая особенность данных жанров.
Ситуация
встречи с демонологическим существом – это фрагмент, в котором повествуется о
переживании героем невероятного столкновения с мифическим персонажем в привычной
для человека бытовой обстановке. Обязательными явлениями для данной ситуации
являются мгновенность, стрессовость и кажущаяся случайность события. Факт
«встречи» – это ключевой, сюжетообразующий элемент исследуемого жанра,
смысловой центр как архаичных, так и современных мифологических повествований.
Это своеобразный «архетип», наполненный разным содержанием, но структурно
постоянный.
Ситуация
«встречи» имеет триединую структуру: неожиданное проявление демонологической
силы; человек под воздействием демонологической силы; исход встречи.
В
композиционной структуре жанра быличек ситуация «встречи» обрамляется бытовыми
зарисовками из жизни человека, на фоне которых «моментально-неожиданно»
совершается контакт человека с потусторонним представителем или его проявлением.
Завершает сюжетную линию оценка события рассказчиком, либо указание на
последствия встречи. Подробности о повседневной жизни человека не случайны в
быличке: чем реалистичнее создан фон, тем невероятнее "встреча", тем
сильнее эмоциональное воздействие на слушателя.
Рассмотрим
народные рассказы о домовом с позиции развития ситуации встречи.
1.
Неожиданное проявление демонологической силы
Мы
уже заметили, что все «встречи» с домовым, как, в сущности, со всеми другими
демонологическими существами, происходят в привычных для человека условиях
жизни, в которых все понятно, все известно. Проявления домового всегда неожиданны и отмечаются в быличках
наречием «вдруг» или каким-либо близким ему по семантике. Так, например, в
«елабужских» быличках используются слова «глядь», «вижу», «слышу» и сочетания
«вдруг слышу», «вдруг вижу». Все они знаменуют границу между обычным и
сверхъестественным. «Этот случай мне моя
прабабка рассказывала. Хотелось ей домового увидеть, ее и научили. Возьми,
говорят, чистую расческу, налей ведро чистой воды, брось эту расческу в ведро.
Через три дня появится волос от домового. Этот волос потрешь в руках – свет-то
потухнет, потрешь еще раз волос-то – появится домовой. Так и сделала она. Через
три дня волос появился. Потерла волос – ничего нет. Потом на второй день ночью
потерла и вдруг видит: сидит перед ней кто-то. Весь волосами обросший, седой,
борода длинная. Ей аж не по себе сделалось, жутко как-то. Увидела его и слова
не могла сказать от страха. А он посидел маленько, и раз – его уже нет... Говорит, что она его на счастье увидела»
(д. Танайка). В данной быличке примечательным является то, что, несмотря на
желание героини увидеть домового и подготовку в виде проведения магического
ритуала, встреча с мифологическим существом все же оказывается неожиданной.
Объяснить подобный феномен неожиданности можно
тем, что мир обитания демонологических существ до сих пор остается для
человека непознанным и необъяснимым, а значит, даже подготовленное вторжение в
него сохраняет эффект непредсказуемости встречи с обитателями «параллельного»
мира: что принесет подобная встреча – так и остается загадкой.
2.
Человек под воздействием демонической силы
«Встреча»
с домовым редко происходит «явно» (воочию), чаще – с его осязаемым или слышимым
проявлением. Любая встреча несет информацию для человека, которую нужно
разгадать, понять («К добру или к худу?»). То есть, находясь под воздействием
силы домового, человек оказывается в ситуации «узнавания, осмысления» (с кем
произошла встреча?) и «понимания, осознания» (с какой целью явился домовой?).
В
ситуации «встречи» с домовым человек переживает сильное психологическое
потрясение. «Незваный гость» вызывает у персонажа тревожность, удивление,
вводит его в оцепенение, в состояние растерянности. Свидетель оказывается в
условиях, которые он не в силах изменить, поэтому действия его не отличаются
активностью. «Молодыми были. Раз у
подружки ночевала. У нее родители уехали в Казань. Вечером дома просидели,
проболтали. Спать легли, а ночь темная такая. Лежим, молчим. Тут вдруг скрип по
полу, так будто кто ходит. Мы притаились, жутко стало. Маруся, подруга-то моя,
говорит, что двери на запоре. Да и я проверяла двери-то перед сном. А шаги все
слышно, а никого не видим. Я ей тогда шепчу, мол домовой у вас бродит, наверное.
А она еще больше испугалась. Лежит, вся дрожит. Я говорю ей: «По поверью
спросить надо, чего ходит-то». А он вроде уж и не ходит. Так до утра почти не
спали. Боялись, что опять придет» (с. Танайка)
В
быличках и бывальщинах психологическое переживание человеком «встречи» с
домовым передается без подробностей, кратко и лаконично: «страх охватил»,
«онемел», «шевельнуться (слово сказать) не могу», «оцепенел весь», «жутко
стало», «холодок пробежал» и пр. Таким образом, личность свидетеля, его
состояние представлены в драматическом освещении, а сами истории передаются в
остро эмоциональной форме.
3.
Исход встречи
Встреча
с домовым всегда имеет последствия для человека: может измениться привычный ход
жизни. Созерцание или восприятие домового на слух может служить знаком беды,
близкой смерти или быть толчком к переосмыслению собственной жизни, поведения,
отношения к близким, окружающим или к самому домовому. «У меня история с варежками была. Варежки у меня были, красивые такие.
Подарили мне их, а я и поносить толком не успела, а они потерялись. Шибко
расстроилась я. Искала-искала. И нашла-таки их! А где, думаете? На чердаке! Во
как! Как туда попали? А только Богу одному и известно. Взяла находку, в шкаф
прибрала. Раз схватилась – нет варежек! Да что такое?! Опять искать. Думала,
кто из домашних проказит. Ради интереса залезла на чердак. Глядь, а они,
родимые, опять там! И так раза три подряд. Вот чудеса сказочные. Соседи
говорят, мол домовушка шалит. Думаю, ну и Бог с ими, варежками. Пусть домовому
подарок будет, раз уж они ему так понравились. Оставила их ему на чердаке. Пусть, думаю, ему тепло будет, а нам спокойнее. И с тех пор, правда, будто
и дом наш светлее стал, да уютнее. Тепло душе, точно как в рукавице» (с.
Танайка).
Исход
«встречи» с недоброжелательным домовым может обернуться для человека угрозой
смерти. Среди елабужских быличек редки тексты, в которых говорится о защите от
буйствующего домового при помощи молитвы, но есть убеждение, что при явной
встрече с домовым, нужно использовать в качестве защиты крестное знамение, а
при ночных – прибегнуть к матерной
брани. Только в этом случае исход столкновения с озлобленным «хозяином» дома
будет благополучным для человека. «Случай
был. Поехали в Шурняк к родным на новоселье. Подарки прикупили, гостинцы.
Приехали. Встретились весело. Как полагается новоселов поздравили. А родни
много, все в гости зовут. Вот и решили у дядьки остановиться. После застолья к
ему пошли. А у дядьки дом большой, добротный. Нам комнату устроили. Мы долго
еще не ложились. Уж время за полночь, а мы все балакаем. Потом легли, да так и
уснули разом. Уставшие были. А ночью вдруг просыпаюсь. Навалился на меня
кто-то, да так прижимает, что дух перевести не могу. Страшно стало. Я – «Отче
наш», а он – еще пуще. Так припирает. Тут я крепко ругнулся. Чую ослабел он,
ну, я дальше его посылом слать… Утром дядьке все рассказал. А он ухмыляется.
Говорит, что перебрал я вчера малость,
а домовик его пьяных в доме не любит. Сам-то дядька давно не пьет» (д.
Костенеево).
Ситуация
и условия «встречи» с домовым позволяют классифицировать рассказы как: 1)
повествования, сюжет которых отражает дневные проявления домового; 2)
повествования о встрече человека с домовым во время сна или ночного бдения.
К
первым относятся тексты, сюжет которых отражает обыденную жизнь
героя-повествователя или героя – участника описываемых событий. Встреча с
домовым, таким образом, происходит в бытовых условиях в дневное время. Можем
выделить: а) рассказ о проявлении домовым признательности хозяевам и
расположения к людям («Вдруг чувствую, что гладит меня кто-то по ноге», «Утром
гляжу, а сковорода будто и не подгорала вовсе, чистехонькая»); б) рассказ о его
предостережениях, предсказаниях счастья (например, найденные в комнате
обгорелые кусочки дерева были восприняты как предупреждение о пожаре); в) рассказ о шутках и забавах
домового (пропажа, перекладывание на другое место вещей, постукивание,
шуршание, поглаживания человека и пр.). «Накануне
Нового года моя дочь с зятем купили елку. Нарядили ее. А сынишка-то их
маленький сначала прыгал вокруг елки, а потом испуганный к ним на кухонку
прибежал.
- Мама, мама! Там
дедушко с бородой танцует.
Валя-то, дочка, не
поверила ему. Да и кто бы поверил
ребенку, что средь бела дня с ним дедушко с бородой танцует, если в доме
никакого деда нет. Все подумали, что малыш напридумывал о Деде Морозе.
А потом друг Сашкин, что
ночевал у них в зале, поздней ночью разбудил их и говорит: «Валя, у вас
там домовой танцует!»…
Вот так! Это домовой
хулиганил»
(д. Большая Качка).
Вторую
группу представляют рассказы, события которых происходят в ночное время суток
или поздним вечером. Причем, совсем не обязательно, чтобы герой находился в
состоянии сна. Среди повествований данной группы не исключены рассказы о
дружеских проявлениях домашнего духа, хотя наиболее распространенными являются
былички о проявлении домовым неприязни к человеку, о предупреждении человека о
несчастье, болезни. Особо популярны ситуации
«домовой душит», «домовой пугает». «Как-то
я пошла в гости… Болела сваха Паша. И вот, когда она спала у печи, начала
кричать. Все кричит, а говорить не говорит. Потом проснулась, а я спрашиваю:
«Сваха Паша, что с тобой сделалось?». «Душит меня кто-то», - говорит она. Потом
мне сказали, что это домовой давил ее за то, что она слегла на его домовую
тропку» (д. Бехтерево).
Итак,
наблюдения показали, что в настоящее время ситуация «встречи» с мифологическим
существом представляет собой наиболее востребованную в современном народном
творчестве повествовательную и содержательную структуру выражения и передачи
личного верования в существование представителей демонологических существ.