Музыка
и жизнь/5. Музыковедение
К.и. Луконина О.И.
Волгоградский
государственный институт искусств и культуры, Россия
В тени великих современников: о музыкальном творчестве М.О. Штейнберга
Композиторское
творчество Максимилиана Осеевича Штейнберга (1883–1946) практически неизвестно
современным музыкантам. Обычно знают лишь то, что М. О. Штейнберг – ученик и
зять Н. А. Римского-Корсакова, окончивший его труды «Основы оркестровки и
«Практический учебник гармонии». Между тем, в пору расцвета «русского
культурного ренессанса» Максимилиан Штейнберг обрел славу мастера «недюжинной
творческой фантазии» (А. Оссовский), «выдающегося таланта» (А. К. Глазунов),
«непревзойденного инструменталиста» (Н. А. Римский-Корсаков). Его сочинения
исполнялись в самых приметных центрах музыкального Петербурга: в художественно-артистическом
кабаре «Бродячая собака», на вечерах Н. Е. Добычиной в «Художественном бюро»,
на концертах в стенах редакции журнала «Аполлон». Опусы М. Штейнберга звучали
на подмостках музыкальных театров, включались в программы концертов «Вечеров
русского императорского общества», «Вечеров современной музыки», «Кружка
современной музыка», Зала придворного дворянского собрания, общедоступных
симфонических концертов Петербурга, Павловска, Сестрорецка.
В пору
восходящей славы композитором была создана кантата «Русалка» по стихотворению
М. Ю. Лермонтова для сопрано соло и женского хора с оркестром (1907),
посвященная Надежде Николаевне Римской-Корсаковой (младшей). Премьера
состоялась в исполнении оркестра под управлением А. Зилоти на чествовании
«Юбилея» А. К. Глазунова. О признании этого сочинения и исключительной
одаренности его автора говорят имена таких блестящих исполнительниц партии
Русалки, как Н. Забела-Врубель, З. Лодий, К. Дорлиак, а также беспредельное
восхищение критиков: «Какая это музыкальная музыка… изящный вкус, точность
письма, искренность и простота изобретений» (А. Оссовский) [4, 3]. Сказочная зарисовка Штейнберга, запечатлевшая грезу об
идеально-прекрасном мире, оформлена с культом живописного мастерства и эстетикой
звучащей красоты. Тяготение к
зыбким, зачарованным образам, декоративности гармонии и фактуры, изысканности
оркестровки, фантазийности построения музыкальной формы
исходит от восприятия симфонических картин Н. Римского-Корсакова. Симфоническая поэма «Драматическая фантазия»
(1910) М. Штейнберга имела импульсом философскую драму норвежского драматурга
Генриха Ибсена. Сочинение было задумано как оформление к спектаклю в петербургском
театре «Дом интермедий». Пока неизвестно, состоялась ли театральная премьера –
сохранились эскизы декораций художника Н. Рериха. Достоверен факт исполнения
сочинения в концертном варианте 23 мая 1912 года на 75-летии Павловского
вокзала (оркестр под управлением А. Асланова). В «Драматической фантазии»
Штейнберг предстает «предреволюционным романтиком». Преломив флюиды времени,
адепт символизма воспринял экзистенциальные проблемы и тайну космизма.
В 1912–1913 годах
ищущий неофит – Штейнберг – оказался в центре реформаторских театральных
исканий объединения «Мир искусства». Композитор разделяет идеи «искусства для
искусства», «пассеизма», «кларизма» – чистоты формы и стиля.
Музыкально-мимический триптих «Метаморфозы» был создан по мифам из
«Превращений» Н. Овидия усилиями сценаристов М. Штейнберга и Л. Бакста,
художника М. Добужинского, хореографа М. Фокина и композитора М. Штейнберга.
Соавторы явились инициаторами проведения в жизнь идеи постановки спектакля как
художественного целого, основанного на взаимном соответствии всех образующих
его компонентов. Содружество единомышленников создало интересную сценическую
разновидность – музыкально-мимический триптих, который стал наглядным
воплощением «эстетической диффузии». Музыка, хореография, декорации и костюмы,
каждая деталь всего звукового сценического пространства сочетались в единую
композицию. Синергизм творческих сил художников реализовался в грандиозном предприятии
С. Дягилева – Русских сезонах. В Париже и Лондоне была поставлена вторая часть
триптиха. Премьера балета «Мидас» состоялась в 1914 году, 2 июня, в театре
Шатле. Заметим, что партитура «Метаморфоз» (1912–1913) создавалась параллельно
с «Весной священной». К этому времени все три «русские» балета И. Стравинского
уже были поставлены на парижской сцене: «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и
«Весна священная» (1913). Ценны отзывы коллег-современников, а они весьма
высоки. О музыке этого произведения с большим уважением отозвался Н.
Мясковский. Процитирую фрагмент из его письма В. Держановскому: «Посылаю кучу
медоточивых вздохов по адресу Штейнберга. Чудесная штука эти его «Метаморфозы»,
чистая статика, но самый что ни есть антик...» [цит.
по: 2, 120]. В балетном триптихе, по словам А. Римского-Корсакова, композитор
«достиг подлинной зрелости и мастерства» [5, 21)]. После премьеры его именуют «новейшим балетным композитором»
наряду с Равелем, Дебюсси, Черепниным.
Интерес Штейнберга к «театру синтеза» нашел продолжение в работе над музыкальным спектаклем по символистской
сказке М. Метерлинка «Принцесса Мален». Свет рампы сказка Метерлинка увидела в Петроградском Театре музыкальной
драмы, который стремился к равноправию и гармоничности всех слагаемых
сценического действа. Премьера состоялась 18 декабря 1914 года в Большом зале
Петроградской консерватории. Творческими усилиями художника Н. К. Рериха,
композитора М. О. Штейнберга, дирижёра симфонического
оркестра М. А. Бихтера, режиссеров И. М. Лапицкого и Н. Н. Арбатова, драматических
актеров и хора было достигнуто подлинное
слияние музыки, драматического и пластического
действий, художественного оформления. Музыка М. Штейнберга посвящена Н. Рериху. К
сожалению, сохранилось лишь вступление к пьесе «Принцесса Мален» для оркестра и
женского хора. Изысканная штейнберговская
сюита старинных танцев была созвучна импрессионисткой манере рериховских
эскизов, в которых «эхо ушедших времен» воплощалось в воссоздании образцов
доготической книжной миниатюры (эскиз Н. Рериха «Комната королевы Анны»).
Мессианские порывы и соборность символизма нашли впечатляющее решение в
опере-мистерии М. Штейнберга «Небо и земля» (1916), созданной по поэме Дж.
Байрона. Либретто было написано В. И. Бельским и предназначалось им для Н. А. Римского-Корсакова, который еще до создания «Китежа» имел
намерение написать оперу на этот сюжет. Сохранились эскизы Римского-Корсакова в
виде одноголосных фраз и отдельных аккордов, использованные Штейнбергом при
создании произведения. Мистерия, сочиненная на сюжет библейских апокрифов о
конце света, соответствовала апокалиптическим настроениям тех лет.
Опера-мистерия «Небо и земля» воплотила собой один из примеров символистской
теургии – квазилитургического акта преображения мира, осуществляемого
средствами всех видов искусств. По замыслу М. Штейнберга, синестезийность
воплощалась через неразрывность видимого, слышимого, осязаемого, переживаемого.
Стремясь к тотальности ощущений, автор расширил синестезийный комплекс,
необходимый для достижения Всеискусства: освящение, костюмировка, символическая
персонификация тембров, игра «красок» пространства. Композитор в мистерии
опирается на опыт «цветного слуха» Н. А. Римского-Корсакова. Семантика
тональностей воплощает как цветовые ассоциации, так и богатый спектр эмоций.
Синопсия обусловила изобразительность, «красочность», зримую конкретность
музыки. Музыкальный
язык вобрал различные стилевые черты эпохи конца XIX – начала XX века.
Музыкально-стилевая амальгама переплетает пышную «увядающую красоту» позднего
романтизма, «тристановскую чувственность» и скрябинский «божественный экстаз»,
характерные стилевые приемы модерна –графичность, элегантную утонченность
письма, внимание к детали, штриху.
Итак, музыкальное
творчество Максимилиана Штейнберга, сегодня оставшееся в тени великих творцов, объединило
разнообразные творческие интенции эпохи рубежа XIX–XX веков:
символизм, мирискусничество, модерн. Являющееся своеобразным отзвуком «века
мировых водоворотов», музыкальная эстетика этого мастера репрезентировала переходные
черты культуры Серебряного века. Исследование творчества Максимилиана
Штейнберга, как иных композиторов второго «ранга», обращение к забытым
феноменам и артефактам позволяют постепенно воссоздать реальное историческое
поле отечественной музыкальной культуры, вернуть в научный обиход и концертный
репертуар многие имена и произведения.
Литература:
1.
Богданов-Березовский В. Максимилиан Штейнберг. – М.: Союз советских
композиторов, 1947. – 18 с.
2. Ламм О. Страницы творческой
биографии Мясковского. – М.: Сов. композитор, 1989. – 363 с.
3. Левая Т. Русская музыка начала ХХ
века в художественном контексте эпохи. – М. .: Музыка, 1991. – 164 с.
4. Оссовский А. Первый симфонический
концерт А. Зилоти // Слово: ежедн. газ. полит., обществ. и лит. – СПб., 1908,
15 февраля.
5. Римский-Корсаков А. Письма к
М.Штейнбергу / Рукописный отдел РНБ. СПб. Арх. А. Римского-Корсакова, ф. 2145.