Л.Д. Дашиева
Музыка шаманского культа западных бурят:
к вопросу жанровой типологии
Шаманская музыка бурят
представляет особое жанровое явление в истории и традиционной культуре народов
Сибири. Благодаря труду бурятских ученых рассмотрены структура и функциональность
бурятского шаманизма, типология и специфика шаманского фольклора, семантика и
поэтика шаманских произведений бурят. Однако проблема изучения взаимосвязей
музыки и шаманских обрядов бурят не только не разработана, но и никем до сих
пор не была поставлена. В этой связи в решении обозначенной проблемы необходимо
определить место и функциональное значение музыки в обрядовой системе бурятского
шаманизма и, в частности, в культовой практике западных бурят. Очевидно,
исследование закономерных связей музыки с шаманскими обрядами и рассмотрение
собственно музыкальных аспектов способствуют разработке жанровой типологии
шаманской музыки западных бурят и, по-видимому, в дальнейшем позволят адекватно
описать и реконструировать некоторые шаманские обряды, в том числе и уже
утраченные. Все же необходимо сказать, что на начальном этапе изучения предварительные
результаты работы могут оказаться дискуссионными.
Материалом
для исследования являются нотировки аудио- и видеозаписей шаманских песнопений,
произведенных автором статьи во время музыкально-этнографических экспедиций
(далее – МЭЭ) ИМБТ СО РАН (Институт монголоведения, буддологии и тибетологии
Сибирского отделения Российской академии наук) в Иркутскую область в 2008-2009,
2011 гг. Кроме того, исключительный интерес представляют аудиозаписи поющихся
жанров шаманской поэзии западных бурят: призываний, заклинаний, песнопений,
заговоров, записанных во время МЭЭ сотрудниками БКНИИ СО АН СССР (Бурятский
комплексный научно-исследовательский институт Сибирского отделения Академии
наук СССР) в Иркутскую область в 1960-1976 гг. и хранящихся в Центре восточных
рукописей и ксилографов (далее – ЦВРК) ИМБТ СО РАН (инвентарные №№ 3086, 3212, 3214,
3247, 3357).
Необходимость
разработки жанровой типологии музыки шаманского культа западных бурят и уточнения
музыкальной терминологии и семантики шаманских песнопений, призываний, заклинаний, благопожеланий, проклятий обусловлены спецификой
жанровой системы шаманского фольклора бурят. Безусловно, в разработке жанровой
типологии мы опираемся на систематизацию жанров шаманского фольклора в трудах
бурятского этнографа и религиоведа Т.М. Михайлова [2], фольклориста Л.С.
Дампиловой [1]. Углубленное исследование шаманских обрядов, традиций и шаманских
произведений бурят станет возможным при тщательном изучении архивных материалов
и рукописного наследия, хранящегося в ЦВРК ИМБТ СО РАН [4].
Предлагаемая
типология жанров шаманской музыки представляет собой первую попытку
систематизировать поющиеся произведения шаманского культа западных бурят.
Учитывая общую жанровую типологию шаманского фольклора, предложенную
исследователем шаманской музыки саяно-алтайских народов Г.Б. Сыченко, выделим
обрядовые и необрядовые жанры (шаманские нарративы) [3]. В обрядовой жанровой
группе, тесно связанной с шаманскими ритуалами в обрядовой жизни западных бурят,
основу составляют шаманские песнопения бөө-удаганай
дуунууд[1], призывания дурдалга, заклинания и
гимны-восхваления. В особую группу входят найгурские песнопения или бөөлөөшэны и
заянские песнопения. На мой взгляд, особое значение имеют найгурские песнопения,
которые исполнялись во время найгуура (от
найгаха – «покачиваться») – религиозного шествия молодых
шаманистов, сопровождавшегося пением, ритуальным кривлянием, тряской тела и
рыданием [C. 27, 59]. Что же касается
необрядовой сферы и шаманских нарративов, их анализ требует отдельного
рассмотрения.
Другой ключевой
проблемой в исследовании музыки шаманского культа как сферы профессиональной
музыки устной традиции бурят представляется вопрос исторической и
музыкально-культурной связей бурятского эпоса и шаманства, взаимодействия
бурятских улигеров и шаманских песнопений. Важными аспектами изучения института
сказительства и шаманства являются мотив избранничества шаманов и сказителей,
их профессиональное искусство, традиция преемственности, отражающаяся в
исторических связях эпической и шаманской информации, исполнительских способах
передачи сказания и специфики шаманского камлания.
К сожалению, проблема
музыкально-культурного и интонационно-стилистического взаимодействия бурятских
улигерных напевов и шаманских песнопений совсем не затрагивалась, и в этом
смысле исследование их закономерных связей проводится впервые. Точки
пересечения находятся не только в содержании шаманских и эпических текстов, но
и гораздо шире, на музыкально-семантическом уровне. Метод
музыкально-лингвистического анализа позволяет сегментировать музыкальные тексты бурятских улигеров и шаманских
песнопений, выделяя структурные единицы и уровни организации музыкального языка. Предварительный музыкальный анализ
музыкально-слогового ритма бурятских улигерных напевов и шаманских песнопений
выявил единство ритмических моделей, очевидно, позволяющее раскрыть некоторые
закономерности бурятского поющегося
стиха.
Думается,
результаты интонационного анализа могут свидетельствовать об единых истоках
эпической и шаманской музыки бурят, оказавших влияние на культурогенез
бурятского народа. Однако необходим сравнительный анализ большого корпуса
шаманских и других фольклорных
произведений для решения этого сложного и дискуссионного вопроса. Безусловно,
музыкальный анализ в единстве с особенностями бурятского стихосложения станут
ключом к объяснению изучаемого феномена в традиционной культуре бурят.
Литература
1.
Дампилова Л.С. Шаманские
песнопения бурят: символика и поэтика. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005. –
249 с.
2.
Михайлов Т.М. Бурятский
шаманизм: история, структура, социальные функции. – Новосибирск: Наука,1987. –
288 с.
3.
Сыченко Г.Б. К проблеме
жанровой типологии шаманского фольклора // Вестник Томского государственного
университета. Бюллетень оперативной научной информации «Сибирское музыкознание:
актуальные аспекты исследования». 2006. № 100. С. 6-23.
4.
Шагланова О.А., Юки
Конагая. Аннотированный каталог архивных материалов по бурятскому шаманизму
Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и
тибетологии. – Осака, 2009. – 333 с.
[1] Бөө-удаганай – «шаманские» от бөө - «шаман», удаган – «шаманка», дуунууд – «песни» (ед.ч. дуун – «песня»). Термин принадлежит известному бурятскому ученому этнографу, фольклористу и этномузыкологу Д.С.Дугарову, автору монографии «Исторические корни белого шаманства (на материале обрядового фольклора бурят)», М.: Наука, 1991.