Педагогические науки/2. Проблемы
подготовки специалистов
Д. пед. н. Даринская Л. А.
Магистрант Юмкина Е. А.
Санкт-Петербургский государственный университет, Россия
Разработка и реализация учебного проекта «Самоорганизация и коммуникация»
на основе принципов синергетики
Ключевые слова: психология образования, творческое развитие
личности, самоорганизация, коммуникация.
В статье рассматривается проблема самоорганизации студентов и пути ее решения при помощи технологий творческого развития личности на основе базовых принципов синергетики.
Актуальность применения принципов синергетики в образовании связана с тем, что к личности предъявляются сегодня повышенные требования в области принятия ею ответственных решений при выборе из множества альтернатив, умения действовать нестандартным (но социально приемлемым) образом в различных ситуациях. Подобные требования согласуются с представлениями о личности как о самоорганизующейся системе, а самоорганизующиеся системы входят в предметную область синергетики [1,2,3]. Если понимать самоорганизацию как возникновение, сохранение и усложнение системы в результате происходящих в ней внутренних процессов [4, с. 214], то для образования это может означать следующее:
● Ключевое значение внутренних
психических процессов человека в формировании его картины мира. Благодаря
этому, человек становится не объектом, на который направлено воздействие
педагога, а активным субъектом познания. Признается право такого субъекта на
выбор включать или не включать ту или иную информацию в свое мировоззрение.
● Целостное рассмотрение человека в
единстве его когнитивных, эмоциональных и поведенческих проявлений.
Педагогические технологии современности строятся по принципу системности и
стремятся затронуть не только когнитивную сферу, но также эмоции и действия,
чтобы позволить человеку максимально включиться в образовательный процесс,
«прожить» знание.
● Иерархичность образовательного
процесса, в ходе которого идет движение от частных к все более универсальным формам
знания. Важно, что этот процесс становится потенциально бесконечным, продолжающимся
в течение всей жизни (Lifelong learning).
Следует отметить, что приведенное выше
определение самоорганизации отражает лишь одну из сторон данного процесса, в
нем не раскрывается сущность внутренних процессов. В связи с этим стоит
привести еще одно понимание самоорганизации как «взаимоотношение порядка и
хаоса» в системе [5, с.61]. Под порядком понимается процесс возникновения
упорядоченных структур из некоторых элементов («иерархизация»), а под хаосом –
возникновение неупорядоченных структур или распад ранее упорядоченных структур
на элементы («деиерархизация»). Существенно, что при таком понимании
самоорганизация оказывается чередованием этапов упорядочивания и раз - упорядочивания
системы, а этап хаоса – такой же закономерный в развитии системы, как и этап
порядка, и он обладает творческой силой. Творческая роль хаоса заключается в
том, что он является основой для возникновения структур нового типа, устойчивых
по отношению к определенным воздействиям среды на систему.
Опираясь на принципы синергетики, нами был разработан учебный проект «Самоорганизация и коммуникация», формулировка названия которого является не случайной. Принципиальным в данном словосочетании является использование сочинительного союза «и», который указывает на неразрывную связь процессов самоорганизации и коммуникации. Это особенно значимо в ходе применения активных методов обучения, когда в диалогической форме между преподавателем и студентами происходит взаимообмен знаниями и ценностями. Новая информация является возмущающим фактором для сознания обучающегося. Новые смыслы, идеи встраиваются в уже существующую систему знаний, на этом этапе и происходит определенная перестройка (или «деиерархизация») этой системы и включение в нее нового. Меняется и сознание педагога. При подготовке к интерактивной лекции, тренингу или проекту, непосредственно в ходе занятия полученная обратная связь – это также источник новых смыслов для педагога. Таким образом, самоорганизация и коммуникация неразрывны друг с другом, так как одно не может существовать без другого в процессе субъектного взаимодействия.
Цели учебного проекта «Самоорганизация и коммуникация» были сориентированы как на участников (студентов), так и на ведущего (преподавателя):
Цель для участников – раскрытие творческого и исследовательского потенциала студента как субъекта саморазвития.
Цель для ведущего - знакомство участников с теоретическими и практическими подходами к образованию как средству саморазвития.
Организационно учебный проект «Самоорганизация и коммуникация» был разделен на три части.
Первая часть представляла собой мини-лекцию о проблемах самоорганизации, в рамках которой происходило знакомство участников с понятийным аппаратом теории самоорганизации, используемым в психологической науке. Раскрывалось содержание таких понятий, как система, ее основные свойства, типы систем, самоорганизующаяся система и ее основные свойства.
Для человека понятие самоорганизации связано с волевыми процессами, поэтому в мини-лекции также освещались вопросы внутренних процессов в человеческом организме, психических явлений, обеспечивающих саморегуляцию, цель как системообразующий фактор волевой системы человека, модели психической саморегуляции. На основании того, что человек живет и развивается во времени, а синхронизация процессов во времени является важным условием самоорганизации системы, логическим продолжением стала тема управления временем или тайм-менеджмента.
Вторая часть была посвящена знакомству участников с основами планирования и постановки целей. В рамках нее происходило погружение студентов в непростую для объяснения и понимания тему времени. Освещение данной проблемы было выстроено в русле технологии творческих мастерских. Подробнее эта технология будет рассмотрена ниже.
Понимание и, главное,
прочувствование времени являлось важной задачей и базовой ступенью для того,
чтобы далее участник ощутил себя способным ставить в своем времени цели и
достигать их. Поэтому следующим этапом семинара являлась интеграция уже
имеющихся знаний участников о саморегуляции и принципов тайм-менеджмента. В
данном контексте были использованы упражнения на выявление ценностей и
приоритетов каждого участника, на ранжирование задач по матрице Д. Эйзенхауэра,
а также на контроль реализации плана. Обращалось
внимание на то, что время – это понятие, которое трудно объяснять. В физических
науках к его определению приходят через язык формул. В психологии не существует
столь жестких, формализованных определений, но в ней есть активный субъект,
живущий в своем пространстве и в своем времени. В связи с этим можно пойти к
пониманию времени не от изложения того, что достигнуто в науке по данному вопросу,
а от каждого участника – уникального и неповторимого субъекта собственного бытия.
Третья часть проекта строилась на анализе конкретного случая постановки
цели и планирования путей ее достижения на примере актуальной для студентов
исследовательской деятельности (разработки программы исследования).
Как было сказано выше, центральным звеном проекта являлась творческая мастерская, суть которой заключалась в том, что преподаватель, благодаря подборке специального материала, осуществлял индукцию творческого процесса в сознании учащегося, смысл которого в обязательном воплощении в творческом продукте. Так как продукт оказывается произведенным самой личностью и имеет для нее высокую ценность и значимость, то рефлексия процесса создания данного продукта и обсуждение этого в кругу других участников способствовало пониманию закономерностей творчества в той или иной области деятельности.
Иначе говоря, одной из главных педагогических задач в творческих мастерских является подбор индуктора. В случае с категорией времени таким индуктором была музыка. В музыке, как ни в каком другом виде искусства, время выходит на передний план и является «сценой» разыгрывания музыкальных событий. Цель работы с музыкальными образами – это развитие творческого воображения и познавательной активности личности при столкновении с категорией времени. В соответствии с целью были сформулированы задачи:
● познакомиться с психологическими и социально-психологическими особенностями восприятия времени;
● познакомиться с музыкальным произведением на заданную тему;
● поддаться свободному ассоциативному процессу при прослушивании музыки;
● вербализировать возникшие при прослушивании музыки ассоциации и обсудить их в группе;
● найти общие точки в обсуждении.
Ход работы:
Для индукции рефлексии на тему времени нами были подобраны два музыкальных произведения: «Sea of time»The Beatles и «Время вперед» Г.Свиридова. Важно, чтобы произведения были контрастными, чтобы с разных позиций представляли тему времени.
Студентам предлагалось прослушать произведения и обратить внимание на общее и особенное в каждом из них. Во время прослушивания музыки студенты по желанию могли записывать свои ассоциации, связанные с заданной темой и звучащей музыкой. По окончании прослушивания испытуемым давалось время на то, чтобы вербализировать свои ассоциации. Затем они обменивались своими ассоциациями и обсуждали их в группе. В результате было сделано общее заключение о том, как было представлено время в музыке, какова авторская интерпретация данной темы.
Ожидаемые результаты:
● Пробуждение более глубокого интереса к теме времени.
● Осознание того, что через музыкальный язык можно выражать понимание глубоких философских проблем, а не только чувства.
● Понимание творчества как единства личностного и социального начал. Это положение заключается в том, что, несмотря на уникальную авторскую подачу, выражается усвоенный человеком опыт культуры.
Данная технология была применена нами на четырех группах (итого 25 человек), которые были представлены студентами вузов России (Санкт-Петербургский государственный университет, Томский политехнический университет, Волгоградский государственный университет) и зарубежья (Актюбинский государственный университет, Венский университет). Материалом для выводов послужила обратная связь (устная и письменная), полученная от участников ходе реализации данного проекта.
Во-первых, примечательно то, что прослушивание музыкальных произведений положительно воспринимается аудиторией. Каждый оказывается задействованным и, чем больше количество участников, тем более выражено действие социально-психологического механизма заражения и включения участников в данный процесс.
Во-вторых, студенты охотно делятся своими ассоциациями. Даже если кто-то из участников (более закрытый или стеснительный), не говорил о своих ассоциациях сразу, то, слушая других и, понимая, что ему ничего не угрожает, он также начинал делиться своими мыслями.
В-третьих, участники проекта отметили, что данную технологию можно применять не только в рамках решения педагогических задач, но также и психологических. Выявляя ассоциации к музыкальному произведению, отвечая на вопрос, какое произведение нравится и почему, человек может прийти к осознанию того, что есть для него время, в каком ритме ему комфортнее жить, каким образом ему распределять свои силы – это одни из актуальных вопросов психологам-консультантам.
В-четвертых, мы пришли к выводу, что данная творческая мастерская как часть учебного проекта «Самоорганизация и коммуникация» уместна в курсе «Общей психологии» в рамках темы «Восприятие времени», в курсе «Социальной психологии» в рамках темы «Отношение ко времени в различных культурах», в рамках курса «Психология развития» и др.
Таким образом, опыт разработки и реализации учебного проекта «Самоорганизация и коммуникация» на основе принципов синергетики показал возможности интеграции рационального и эмоционального способов познания мира, которыми человек пользуется в повседневной жизни, но которые оказались разведенными в науке и образовании.
Литература
1. Синергетическая парадигма. Синергетика образования. – М.: Прогресс-Традиция., 2007 г.
2. Степин В.С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность - http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000249/index.shtml
3. Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: учение о взаимодействии – М., Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2003.
4.
Кармин А.С., Бернацкий
Г.Г. Философия. Учебник для вузов. 2-е издание – СПб: Питер, 2010, с.214.
5. Бранский В.П. Философия физики XX веке. Итоги и перспективы – СПб: Политехника, 2003.