Философия/1. Философия литературы и искусства
К.филол.н. Соколова И.С.
Московский государственный университет
печати имени Ивана Федорова, Россия
Отображение произведений искусства в
естественнонаучной книге: границы мотивированности
Сегодня мы оказываемся свидетелями начала
самоосознания новой трансдисциплинарной области – так называемого научного
искусства (в англоязычном варианте получившего название science art), в рамках которого предпринимаются
попытки поставить на службу искусству методы естественных и точных наук, а
методы искусства применять для развития науки. Содержание и пределы самого
понятия «научное искусство» до сих пор неустойчивы и дискутируются. В пользу того,
что рефлексия по отношению к данной области стала действительным, реальным
явлением, говорит и выпуск научной монографии соответствующей тематики [1], и
организация специализированной конференции [3].
Зарождающаяся теория научного искусства исследует
соединение живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, театра, кино, литературы и
других родов искусства с наукой. Практически каждый род искусства находится в
сопряжении с естественнонаучным познанием и знанием, и связи эти весьма
разнообразны и богаты. Например, некоторые специалисты выбирают в качестве
предмета изучения химическую символику, проявленную в живописи [6]. В сфере
литературы важной вехой можно считать формирование во второй половине XX столетия научно-художественной литературы [5, с. 17],
феномен которой также становится предметом научного анализа. Однако значительно
большее внимание направлено на репрезентации науки в искусстве, тогда как представленность
искусства в науке – вопрос куда менее освещенный, нередко сводимый к обсуждению
эстетики научной деятельности и ее результатов, роли интуиции в науке [4].
В настоящей работе мы обратимся к фактически
неисследованной проблеме отражения произведений искусства в изданиях книжного
типа по естествознанию. Ясно, что последнее существует не только в научных
лабораториях и на конференциях, но и фиксируется в книге. Однако это не просто
механическая фиксация, а изменение, во многих случаях даже расширение
естественнонаучного знания, а также знания о том, как и в рамках каких
социальных институтов оно получается. Именно в книге взаимодействие
естествознания с искусством становится наиболее многогранным, поскольку в
издании могут быть представлены любые произведения искусства, хотя и с разной
степенью полноты передачи.
В целом произведения искусства нечасто так или иначе
отображаются в книжных изданиях естественнонаучной тематики. В принципе они
могут быть задействованы в книжных изданиях всех типов (научного,
информационного, учебного, справочного, научно-популярного). На практике они
находят место прежде всего в изданиях научно-популярных, требующих наибольшей
наглядности предъявления знания, которая может быть обеспечена в том числе и
благодаря обращению к сфере искусства. Приведем пример. В научно-популярной
монографии А.Лима-де-Фариа «Похвала “глупости” хромосомы: Исповедь непокорной
молекулы» (пер. с англ. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011) использована
работа А.Матисса «Красные рыбки» с подрисуночной подписью «Хромосомы так же
заточены в клетке, как рыбы в аквариуме» (с. 14).
В большинстве случаев произведения искусства получают
отражение в изданиях по естествознанию тогда, когда ощущается потребность в
метафоризации. Отметим, что метафора является очень важным инструментом
научного познания. Она необходима и для первичной вербализации опыта самого
ученого, и для ознакомления с этим опытом исследовательского сообщества, и для широкой
популяризации обозначаемого фрагмента научного знания [2, с. 94]. Метафора в
издании естественнонаучной тематики привлекается не только с целью раскрыть
какое-либо понятие (как это сделано в рассмотренной работе А.Лима-де-Фариа),
теорию, но и для того, чтобы сделать более наглядными создающиеся у читателя
представления о научном поиске, путях научного познания, о возникающих
противоречиях, столкновениях различных мнений. Скажем, в научно-популярной монографии П.Хэлперна «Коллайдер:
В поисках элементарных кирпичиков Вселенной» (пер. с англ. М.: Эксмо, 2010.
(Открытия, которые потрясли мир)) можно обнаружить такой пример: «Вероятно,
ностальгируя по тем временам, когда британские физики-ядерщики были “чемпионами
мира”*, гитарист группы Queen
Брайан Мэй, астрофизик по образованию, подверг критике решение Совета»; «*
Слова из знаменитой песни “We Are
The Champions” группы Queen. – Примеч. пер.» (с. 258).
С нашей точки зрения, ключевой, центральный вопрос
обращения к произведениям искусства в естественнонаучной книге – вопрос о целесообразности
и обоснованности подобного действия. Каждое упоминание произведения искусства,
любая его репрезентация должны быть мотивированы собственно естественнонаучным
знанием (как в первом примере) либо знанием о способах его получения и
бытования в социуме (второй пример).
Литература:
1. Ерохин С.В. Теория и практика научного
искусства. – М.: МИЭЭ, 2012. – 208 с.
2. Кулиев Г.Г. Метафора и научное
познание. – Баку: Элм, 1987. – 157 с.
3. Научное искусство: Первая междунар. науч.-практ.
конф.: сб. тез. – М.: МИЭЭ, 2012. – 308 с.
4. Фейнберг Е.Л. Две культуры: Интуиция и
логика в искусстве и науке. – Фрязино: Век 2, 2004. – 288 с. – (Наука для
всех).
5. Щербаков Р.Н. Великие физики как
педагоги: от научных исследований – к просвещению общества. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2008. – 296 с. – (Педагогическое образование).
6. Tromble M. The advent of chemical symbolism in the art of Sonya
Rapoport // Foundations of chemistry. – 2009. – Vol. 11, №1. – P. 51–60.