Философские науки/ 2. Социальная
философия
К. ист. н.
Головашина О.В.
Тамбовский
государственный университет имени Г.Р. Державина
Либерализм и
модернизация в России
Особенности формирования российской политической
традиции создают определенные трудности в становлении либерального общества в
современной РФ, что является источником одного из «модернизационных
парадоксов». Возможность строительства либерального западнического общества
существует, с точки зрения большинства исследователей, только в случае успешной,
завершенной модернизации, то есть, остается такой же малореальной, как
наступление коммунизма в советском политическом дискурсе тех десятилетий, когда
на том самом Западе, который мы на протяжении всей истории считаем то врагом,
то примером и никогда – чем-то еще, строили современное постиндустриальное
общество. «Нам открытым текстом говорят, что технологическую модернизацию
экономики может осуществить только авторитарная власть, а в итоге экономических
преобразований она сама демократизируется» [6]. Сейчас вопрос о либерализме
приобретает дополнительную актуальность в свете постиндустриальной
модернизации, без элементов которой прогрессивное развитие России невозможно: «Креативная
экономика, инновационное развитие, вообще творчество нуждаются в свободной
атмосфере, то есть в демократии» [6, c. 6]. «Свободный и
высокопрофессиональный человек найдет себе куда более оплачиваемую работу и
большую степень свободы где-нибудь в Лос-Аламосе, а имперский раб, не только за
страх, но и за совесть готовый добиваться этого паритета, — его добиться не
сможет. Не та эпоха, не та степень внутренней свободы, не тот доступ к
информации, а на выходе — не та степень креативности. Все это, в свою очередь,
закрывает для России возможность вхождения в постиндустриальный мир и
перспективы построения информационного общества — технологическое отставание
станет необратим» [2]. Однако российское общество нелиберально. Причины
находятся в особенностях исторической памяти, социокультурного развития,
отсутствия длительного опыта политической демократии, и так далее. Сейчас важны
не причины, а следствия. Построить либеральное общество в современной России
невозможно, хотя разговоры об этом идут и пользуются большой популярностью. Как
улучшение хозяйства принято называть модернизацией, так и улучшение
политической системы – либерализацией. То, что «демократия и либерализм сами
собой никак не следуют из нашей русской истории и наших русских культурных
ценностей, из русской духовности, русской этики, русской хозяйственной и
политической традиции. Они навязаны в ходе предыдущего этапа модернизации и с
безоглядной ставкой на монотонный процесс» [5], обычно остается вне поля
зрения. Либеральным идеям в России противостоит сразу два пласта исторической
памяти: российский имперский и советский. Во всем мире торжество либеральных
идей было связано с длительными процессами демократизации, развития
политической культуры, культа частной собственности, и простой транзит либеральных идей на российскую землю не может
увенчаться успехом. М.
Фридман предупреждал еще в 1993 г. в своей статье «Четыре шага к свободе», что
России не подходит неолиберальная модель, что лучше посмотреть в сторону Китая
или Гонконга. И позже он повторял, что применение неолиберализма прошло в
России наихудшим из возможных образом [8].
Нелиберальность российского общества является
аксиоматическим утверждением в современном политическом дискурсе. Сайт
«Либерализм в России» [7], который должен «содействовать распространению
либеральных идей» [7] не дает никакого представления о современном российском
либерализме. Судя по посещаемости
форума и разделов, сайт не отличается высокой популярностью. В целом, и
политическая, и интеллектуальная элита считают, что «не стоит с упорством,
достойным лучшего применения, тем, кто придерживается либеральных взглядов,
пытаться убеждать, что только либеральные ценности спасут мир, что в России
либерализм имеет перспективы. Оставьте это. Либеральные идеи оказались
дискредитированными. Те, с кем ассоциируются такие идеи, не спешат (не хотят,
не могут) признавать своей ошибки, свою ответственность. Либерализм оказался
замаранным» [9]. Ну а для масс
после реформ 1990-х слово «либерализм» стало ругательным. И сейчас уже не имеет
смысла разбираться, насколько «шоковая терапия» имела отношение к классическому
или современному либерализму, и является ли В. Новодворская проводником
либеральных идей. Главное, что критика либерализма на всех уровнях показывает,
что Россия пойдет другим путем.
Получается определенный парадокс: с одной
стороны аксиоматическом считается утверждение, что либерализм в России
невозможен, с другой – за образец всегда берется Запад. США может являться
главным врагом, но при этом мы стремимся стать частью Европы (В. Ленин),
догнать Европу (Л. Троцкий, И. Сталин), «догнать и перегнать Америку» (Н. Хрущев).
Историческая память политической элиты – особая тема для исследования, и сейчас
тема противостояния с западом продолжает оставаться актуальной. «Императив
имперского противостояния Западу обрекает систему на цивилизационное
взаимодействие с последним, вызывая процесс чередования либеральных и имперских
модернизаций, как правило, отделенных друг от друга «периодами застоя» [2].
Несмотря на надежды многих интеллектуалов [1, 3, 4 и др.], преодолеть этот
маятник пока не удается. «Проблема поиска российской идентичности
осуществляется в терминах Восток — Запад, отражающих соотношение традиционного
(незападного) и современного (западного) обществ и переход от одного к другому
как процесс модернизации». Остается за рамками анализа, что модернизация по
западному образцу, «вестернизация» – только одна из возможностей прогрессивного
развития, положительных прорывов, экономических трансформаций. В России
привыкли считать его единственным в силу инерции привычки, традиционного образа
Запада как врага-примера и никогда просто соседа. Модернизации в Японии,
странах Латинской Америки, Китае, «азиатский тиграх» проходила совсем на
других, нежели в Европе Нового времени, основаниях. Экономический кризис,
например, 1990-х гг. в Японии является не показателем ошибочности пути
модернизации, а очередным вызовом мировой экономики, с которыми сталкиваются
все регионы.
Литература:
1. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта :
(Социокультур. динамика России). Т.1.: Новосибирск, 1997
2. Гавров С.Н. Модернизация
во имя империи. Социокультурные аспекты модернизационных процессов в России.
М., 2004 // Библиотека Гумер. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/gavr/
(Дата обращения 10.12.11)
3.
Гавров
С.Н. Социокультурная традиция и модернизация российского общества. М., 2002
4.
Ельчанинов
М.С. Структурно-синергетическая концепция социодинамики России. Дисс… докт.
филос. наук. Самара, 2009
5. Дугин А. Яд
модернизации. Критика концепта «модернизация» и консервативный ответ на основе
Четвёртой политической теории // Фонд Питирима Сорокина. URL:
http://www.sorokinfond.ru/index.php?id=1149 (Дата обращения 10.12.11)
6. Красин Ю. Модернизация
российского общества: соотношение экономики и политики // Власть. 02.2009.
7. Либерализм в России.UTL:
http://www.liberalism.ru/ (Дата обращения 10.12.11)
8.
Модернизация
и глобализация: образы России в XXI веке / Под ред. В.Г.
Федотовой. М., 2002. С. 198.
9.
Николаев
И. Прачечная для либералов // Газета.ru. URL:
http://www.gazeta.ru/comments/2011/07/15_x_3695753.shtml (Дата обращения 10.12.11)
10.
Федотова
В.Г. Модернизация «другой» Европы. М., 1997 // Российский гуманитарный
интернет-университет. URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/fedotova_modernisacija/
(Дата обращения 14.12.11)