Философия/2. Социальная философия
Кашина О.П.
Нижегородский
коммерческий институт, Россия
Зрелость как социокультурный феномен
Процесс развития индивида, становление его как
личности - кардинальная проблема в системе гуманитарных знаний.
Как неповторимо детство человека, также неповторимо продолжение его
жизненного пути от молодости до старости. Разнообразные материалы о развитии
человека давно вошли в учебные курсы по общегуманитарным дисциплинам и весьма
широко представлены в периодической печати. Однако не будет преувеличением
утверждение о том, что большая часть публикаций по проблемам развития индивида
посвящена рассмотрению периода детства. Вместе с тем процесс развития
продолжается во взрослом, зрелом и позднем возрасте. Противоречия и кризисы,
успехи и неудачи, самопознание и самосовершенствование, поиски смысла жизни и
пути их достижения, надежды и разочарования, конфликты и их разрешение (в
семье, на работе, в межличностных отношениях), оптимистическая и
пессимистическая жизненная позиция – всё это и многое другое присуще людям в
зрелом возрасте.
Развитие
личности в период зрелости является одной из самых сложных и недостаточно
исследованных проблем. Неоднозначность терминологии, размытость временных
границ и описаний этапов взрослости и конкретно периода середины жизни
указывают на сложность, недостаточную разработанность данной проблемы в
современном гуманитарном знании.
Проблематикой
развития личности в середине её жизненного пути занимаются различные науки:
педагогика, психология, социология, философия и др. Многие науки не обходят
стороной социальную зрелость личности, а для такой относительно новой области
человекознания, как акмеология (от греч. акме — расцвет), это стержневая
проблема. Собственно говоря, сам предмет акмеологии — феномен зрелости
человека. В сфере внимания этой науки — процесс и результат достижения
человеком вершин как индивидом, личностью, субъектом деятельности (в том числе
и профессиональной) и индивидуальностью.
Существует
много подходов в рамках гуманитарных дисциплин к определению зрелости личности.
Единое определение не найдено до сих пор, ученые спорят над объективными
критериями — как определить человеческую зрелость. Б. Г. Ананьев, например,
считал, что именно эти разногласия и привели к тому, что в психологической
литературе понятие «зрелость» постепенно заменяется понятием «взрослость».
Однако эта замена, казалось бы, призванная прояснить ситуацию, в
действительности создает еще большую терминологическую путаницу.
Совершенно
очевидно, что даже на индивидуальном уровне понятия «зрелость» и «взрослость» —
это не полные синонимы. И еще более они расходятся, когда речь идет о
взрослости и профессиональной (субъектно-деятельностной) зрелости.
Категория
«взрослость» лежит в основании определения науки андрагогики. Слово
«андрагогика» образовано от соединения двух греческих слов aner, andras – взрослый мужчина, зрелый муж и ago – веду. Андрагогика – прикладная наука и,
следовательно, анализ категории «взрослость» имеет не только теоретическое, но
и практическое значение.
Существует множество определений взрослости: социальных, психологических,
педагогических и философских, хотя надо сказать, что в философском плане эта
категория исследована недостаточно. К первым, то есть социальным определениям
относится, например, предельно широкое определение, данное на генеральной
сессии ЮНЕСКО в Найроби в 1976 г. В нем называют взрослым всякого человека,
признанного взрослым в том или ином обществе. Но это определение по существу
ничего не определяет, оно тавтологично и лишь указывает на субъект определения
– общество.
Разумеется, категория взрослости внутренне предполагает некий рост
человека, поскольку взрослыми не рождаются. Следовательно, минимально мы можем
разделить тенденцию роста согласно критерию времени дихотомически: взрослый
человек – невзрослый человек. Так, Б.Г. Ананьев относит к взрослым людей,
возраст которых находится в промежутке от 21 до 65 лет [1, 131-135], Ю.Н.
Кулюткин – от 16 до 70 лет [3, 13-15], а Е.И. Степанова – от 18 до 40 лет [4,
53-54].
Приведённая выше хронология показывает, что в
категорию невзрослых людей попадают и дети, и старики, то есть те, кто
находится в начале и в конце жизненного пути. Иными словами, здесь мы имеем
циклический подход к анализу человеческой жизни и ее возрастного становления,
где взрослость занимает срединное положение. В средневековье и далее эта
срединная часть понималась как равновесие человеческой жизни. Собственно,
понятие равновесия может включать и включает в себя все аспекты характеристики
взрослости, которые обозначены в современной науке: биологические, психологические,
социальные. В этой связи взрослого человека через перечисленные признаки
определяют как: а) социально сформировавшуюся личность, способную к
самостоятельному и ответственному принятию решений и б) субъекта
общественно-трудовой деятельности, ведущего самостоятельную жизнь:
производственную, общественную, личную. Можно привести определение, данное С.И.
Змеёвым: « взрослый человек – это лицо, обладающее физиологической,
психологической, социальной, нравственной зрелостью, экономической независимостью,
жизненным опытом и уровнем самосознания, достаточным для ответственного и
самоуправляемого поведения». [5, 94]. В контексте данного определения как раз
становится очевидным вопрос о
соотношении понятий «взрослость» и «зрелость».
Русский философов И.А. Ильин рассматривает взрослость и зрелость как два
самостоятельных, но взаимосвязанных, следующих друг за другом этапа
человеческой жизни и дает им философско-эстетическое определение.
«Взрослый
человек, – пишет он, – находит свое жизненное призвание и занимает свое место
в мире. Ему предстоит целый ряд драгоценных и радостных открытий. Он познает
жизнь во всей ее трудности, серьезности и ответственности; он утверждает свою
духовную самостоятельность; он убеждается в том, что воля есть сила строющая и оформляющая.
Это есть время завершения личного характера, обнаружение своих сил и
способностей; это время увлекательных замыслов и перспектив, время вступления
в брак и рождения первого ребенка. Счастье начавшейся жизни, радость
завершившейся любви.
Зрелый муж познаёт радость и муку человеческого
творчества и божественную значительность мира. Он уже видит и предметную
глубину жизни, и предел своих личных сил. Перед ним раскрывается сущность
вещей, и жизнь его вступает в период плодоношения. Это есть время опубликования
главных трудов и воспитания нового поколения, время заслуг, признания и
восхождения. Красота позднего лета; благоухание сложенных скирдов и собранных
яблок; счастье зрелых и законченных созданий». [6, 285-286].
Зрелость является порой полного
расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал,
добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего
человеческого предназначения - как в профессиональной или общественной
деятельности, так и в плане преемственности поколений. В зрелости, как и
в молодости, главные стороны жизни - профессиональная деятельность и семейные
отношения. Но если в молодости она включала овладение выбранной профессией и
выбор спутника жизни, то в зрелости это - реализация себя, полное раскрытие
своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.
Развитие личности зрелого человека
требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и
частично молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным
проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной деятельности.
Накопленный опыт, знания, умения представляют для человека огромную ценность,
но могут создавать ему и трудности в восприятии новых профессиональных идей,
тормозить рост его творческих возможностей. Прошлый опыт при отсутствии
разумной гибкости и многогранности может стать источником консерватизма,
ригидности, неприятия всего того, что исходит не от себя самого.
Оборотной стороной развития
современного общества сегодня является острый дефицит личностных качеств у
человека, которые вытесняются сугубо деловыми и обывательскими чертами
личности, характеризующими её как потребителя. Этот и другие факторы приводят к
опасности деградации зрелой личности в современном гражданском обществе, где
проявляется торможение процесса самореализации и самосовершенствования
личности, приводящее в результате к усилению девиантных форм её поведения.
Отмеченные негативные факторы способствуют также проявлению и нарастанию
бездуховности общества.
Современное общество
сегодня диктует свои нормы восприятия и
определения сущности зрелости личности.
Растущее безответственное отношение человека к социальным ценностям, причиной
которого являются процессы инфантилизации личности в обществе, побуждает
современное обществознание пересмотреть основные условия и предпосылки развития
зрелой личности, ценность человеческой «зрелости» в современном мире.
Литература:
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1968.
2. Ананьев Б.Г.
Психология и проблема человекознания. – М.- Воронеж, 1996.
3.
Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. – М.,
1985.
4. Степанова Е.И. Умственное развитие и обучаемость взрослых. – Л., 1981.
5. Змеёв С.И. Андрагогика: теоретические основы обучения взрослых. – М., 2000.
6. И.А. Ильин. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний
//И.А. Ильин. Собрание сочинений в десяти томах. – Т.З. – М.: Русская книга,
1994.
7. Кант И. Антропология с
прагматической точки зрения //Кант И. Собр. Соч. в 8-ми томах. – Т. 7. – Изд-во
Чоро, 1994.
8. Л.Б. Волынская. Престижность возраста.// Социс №7, 2000
9. С.Е. Миняева, Н.В. Андреев. Личностное и профессиональное развитие в период
зрелости. // Вопросы психологии 2.март – апрель/1998