Философия / 4. Философия
культуры
Доктор философских наук,
доцент Е.В. Савелова
Хабаровский государственный институт искусств
и культуры
Контроверза «знание-смысл» в
современном образовании
Одной из важнейших и актуальных
проблем теоретической рефлексии современного образования как
культурформирующего процесса является контроверза понятий «знание» и «смысл»
как отражение противоречия «всеобщее (культурно обусловленное) –
индивидуально-личностное». Образование как одновременно аккультурирующий и личностно
развивающий процесс должно обеспечить не только вхождение человека в мир
культуры и соответствие его нормам и стандартам, но и включение механизмов
актуализации личностного смысла, формирование личностной ценностной позиции,
осмысленную постановку целей культуротворческой деятельности.
Личностный вариант
образования видится как особый процесс самоопределения и самосознания человека,
осуществления им личностного роста через полагание смысла – универсального
медиума всех психических и социальных систем, посредника между познающим,
мыслящим субъектом и познаваемым объектом. Семантическое содержание личностного
образования составляют все возможные в универсуме культуры смысловые комплексы
в знаковой оболочке: мифологические смыслы-символы; смыслы, имеющие индексальное
или иконическое выражение; знаковые комбинации более сложного смыслового уровня
(мифологемы, концепты, тексты) и т.д. Объем и селекция смыслового материала в
личностном варианте образования регулируется разнообразными, в ряде случаев –
нелинейными и недетерминированными ситуациями, возникающими как во внутреннем,
экзистенциальном пространстве человека, так и во внешнем пространстве его
социальных интеракций.
В аккультурирующем варианте образовательный «контент» будет
складываться в результате упрощения, редукции многообразия смыслового объема
культуры до некоего предела, обусловленного потребностями культуры на том или
ином этапе своего развития. Из этого следует, что выбор диапазона включаемых в
культурно-образовательное пространство смысловых элементов, установление
определенных структурных связей и конфигураций между ними должны отвечать тем
задачам, которые ставит перед собой образование в процессе аккультурации в
интересах системы культуры в целом.
Центральную, упорядоченную область системы образования
будут составлять культурные образцы –
особые устойчивые знаковые структуры индексального характера, включающие в себя
упрощенные, схематизированные комплексы смыслов, отрефлексированных в той или
иной традиции как культурно значимые. И если функцией символа как знака
является обозначение бесконечного множества возможных смыслов, то индекс как
знак «застывшего», инвариантного смысла вызывает в сознании некую модель,
определяет привычный способ ее культурного существования, провоцирует привычное
с ней оперирование.
Культурные образцы (паттерны) –
замкнутые, внутренне целостные смысловые структуры, в которых моделируются
наиболее значимые для данной культурной традиции элементы картины мира, ценностно-нормативные
и пространственно-временные ее компоненты, чувственно-эмоциональные образы и
интуиции. В каждой этнокультурной традиции существует своя совокупность
культурных образцов-прототипов, в соотнесении с которыми производится
интерпретация и оценка той или иной реалии как получившей (или не получившей)
свое культурное оправдание. Иными словами, в культурных образцах аккумулируется
и репрезентируется в упрощенных смысловых и эйдетических конфигурациях
многомерный опыт человеческого бытия, фиксируются важнейшие, фундаментальные
ситуации, характеризующие отношения человека и мира.
Взаимодействие с культурными
образцами в сфере образования может происходить в двух вариантах.
Во-первых, позиционирование по
отношению к культурным образцам и поступающим в систему образования новым
знаковым совокупностям может определяться динамическими культурными процессами,
интенсивным, творчески-инновационным развитием и самой культуры, и образования.
В этом случае культура предопределяет важность глубинных изменений в
мировоззрении и миропонимании человека, предвосхищает будущую потребность в
обновлении своего смыслового состава и осваивающего этот состав человека.
Поэтому зафиксированные в культурных образцах смыслы могут быть
разотождествлены и переосмыслены, а новые варианты «свернутых» в символе
смысловых образов Другого актуализированы и перемещены из периферийных
областей. В результате такого критичного восприятия культурных образцов
основной упор в функционировании образования делается на формирование
смыслового отношения, а не готовых «рецептов» культурной деятельности. Тем
самым, образование выполняет свою особую миссию: сохранить системную
целостность культуры и вместе с тем индивидуальное человеческое переживание, не
подчиняющееся общим нивелирующим нормам.
Во-вторых, сами культурные образцы могут быть
представлены в той или иной исторической системе образования как
стандартизированные и редуцированные смыслы и смысловые сочетания, строго
обязательные для освоения, и, соответственно, для успешного вхождения в мир той
или иной культурной традиции. С культурными образцами сопоставляют существующие
или вновь созданные культурные смыслы, ориентируются на них при установлении новых
смысловых связей или при реорганизации уже имеющихся. Результатом процесса
образования в этом случае становится знание как отчужденный и культурно
формализованный продукт, предполагающий безусловное принятие и трансляцию
культурных образцов в форме культурных стереотипов.
Иными словами, не субъект посредством своей
мыслительной активности осваивает в процессе образования существующие смыслы и
творит новые, а готовые матрицы культурных образцов, закрепившие за собой
свойство безусловного, принимаемого на веру унифицированного знания, властно
определяют формы, способы и технологии существования субъекта как «производного
от культуры». В данном случае освоение культуры человеком определяется как
репродуцирование однозначно навязываемых ему извне эталонов и образцов
человеческой деятельности, которые «от и до» задают весь спектр конкретных форм
его социокультурной активности.
Таким образом, выбирая ту или иную стратегию своего
функционирования, образование либо оперирует бесконечным спектром предлагаемых
культурой смыслов в свободном режиме, либо «сжимает» его до типизированных
схем-образцов, порождая диаметрально противоположные результирующие – смысл или знание. Тем самым, образование из первичного творческого импульса к
смыслообразованию превращается в «индустрию культуры» – стандартизированный
технологический процесс, внутри которого циркулируют мощные потоки готовых,
заданных схем и структур, а бытийная реализация человека, становление его
уникального, личностного мира ставится в прямую зависимость от находящегося в
образовании объективного, формализованного содержания.