Философские науки/4. Философия культуры
К.ф.н. Жбиковская О. А.
Омский государственный университет путей сообщения, Россия
Авто- и гетеростереотипы русских,
характерные для современной молодёжи
Национальные стереотипы, или
стандарты, – это обобщенное представление
о нормах поведения, манерах какого-то
народа. Стереотипы относятся ко всему народу в целом и вместе с тем характеризуют любого его представителя, задают
образ его личности. Из различных
классификаций национальных стереотипов в рамках этой статьи существенным
является деление на автостереотипы и гетеростереотипы. Под первыми понимаются мнения, суждения, оценки,
относимые к данной национальности ее представителями. Национальные
автостереотипы большей частью содержат комплекс положительных оценок относительно
действительных или воображаемых специфических черт собственной этнической
группы и являются образом собственной этнической группы для других; в него
попадают главным образом культурно одобряемые признаки.
Национальные автостереотипы позволяют лучше понять
национальное самосознание, национальные ценности, нормы, традиции; они
являются «одним из важнейших каналов
для передачи социально-значимой информации», поскольку вобрали в себя
многовековые привычки предшествовавших поколений, «все доброе и злое из
прошлого» [1, с. 53]. Именно они лежат в основе нормирования элементов
национального характера в процессах воспитания.
Гетеростереотипы представляют собой совокупность
оценочных суждений о других народах, причем в зависимости от исторического
опыта взаимодействия
конкретных народов они могут быть как положительными, так и отрицательными, а
также часто служат зоной для отрицательных качеств, нежелательных в собственной
культуре и потому отчуждаемых. Число и качество различных гетеростереотипов
может также зависеть от истории межнациональных отношений.
Мы провели собственное исследование,
направленное на выявление этнических стереотипов, характерных для современной
молодежи. В данном исследовании принимали участие 150 русских и французских
респондентов (девушек и юношей) в возрасте от 17 до 25 лет, принадлежащих
различным социальным и образовательным группам. По мнению доктора философских наук М.Г. Котовской
именно представители данных групп являются наиболее социально активными
группами, ответы которых позволяют составить определенные представления о
процессах, происходящих в обществе [2]. Форма изложения результатов
исследования была произвольной, что предоставляло респондентам широкий диапазон
изложения своих собственных представлений по предложенным вопросам. Все
вышеперечисленные факты определяют достаточно высокую репрезентативность
выводов. В проведенном исследовании были выделены следующие черты, наиболее
характерные, по мнению российских студентов, для русского человека:
бесшабашность, разгульность, гостеприимство, широта души, дружелюбие, терпение,
неорганизованность, отвага, смелость, пьянство.
Поскольку полученные данные коррелируют со
многими данными других исследований, их можно рассматривать как в достаточной
степени показательные. При этом примечательными являются следующие
обстоятельства. Во-первых, описывая самих себя, студенты крайне редко
используют для самоидентификации понятие «русский», а, давая
самохарактеристику, называют, вообще говоря, другие качества. По нашему мнению,
это маркирует происходящий сдвиг в культурном нормировании: стандарты
национального характера существуют и устойчиво воспроизводятся, но степень их
принятия в качестве внутренней нормы ослаблена, что говорит об актуальной
трансформации системы соответствующих культурных норм.
Во-вторых, обращает на себя внимание тот
факт, что в полученном перечне характерного для русского человека черт
фигурируют как позитивные, так и негативные характеристики. По нашему мнению, в
том и в другом случае можно говорить о нормативности, которая имеет различное
выражение. Стандарт национального характера может выступать как разрешающий
элемент, допускающий для представителей одной нации поведение, не присущее
представителям другой. Норма в таком случае выступает как воплощение
«нормального», типичного, естественного, и в результате такие качества, как
разгульность, пьянство, неорганизованность воспринимаются как допустимые для
русского человека («что поделать, все мы таковы...») и не воспринимаются по
отношению к другим культурам. Такие качества, как гостеприимство, терпение,
открытость, также являются национальной нормой русских, однако в их
формировании ключевым является существование позитивной нормы, восходящей в
конечном счете к идеалу.
Стандарты национального характера
находятся во взаимодействии не только с индивидами, принадлежащими к данной
культуре. Они способствуют формированию определенных стандартов ее восприятия
представителями других культур (т. е. гетеростереотипов) и дополнительно
уточняются в этом взаимодействии. Гетеростереотипы в целом несколько более
негативны, что отчетливо проявилось в результатах опроса французской части
аудитории, осуществленного автором. Так, например, в качестве первой ассоциации
с русскими французские респонденты назвали «водку». Многие считают также, что
постоянной характеристикой России является холод. Ассоциативный ряд продолжают
понятия «незнакомец», «война» и «бедность».
Как видим, эти образы имеют негативную
окраску. Последние из перечисленных ассоциаций имеют непосредственное отношение
к восприятию французами политической и экономической обстановки в России.
Однако ассоциативный ряд по отношению к русским представляют не только
негативные ассоциации, но и позитивные ассоциации: «гостеприимство»,
«щедрость», «интеллект», «смелость». Как сказал доктор исторических наук,
профессор МГИМО Ю. И. Рубинский: «В нас они ценят то, чего иной раз не хватает
им самим, – размах и широту, сердечность и щедрость, выдержку и стойкость в
беде»[3, с. 34].
В целом же национальные авто- и
гетеростереотипы оказываются необходимыми для каждой культуры, потому что они
формируют образ внешнего мира и своего собственного, который в сравнении с
внешним выглядит отчетливее. Принятие определенных стандартов в качестве норм
национального характера, с одной стороны, удовлетворяет психическую потребность
в экономии познавательных усилий, с другой – общественную потребность
поддерживать внутреннюю спаянность сообщества и его противопоставленность
другим человеческим сообществам. При определенных условиях национальные нормы
могут выступать также в качестве орудия
ментального воздействия на массы в идеологических и политических целях.
Литература:
1.
Чугров, С.
В. Этнические стереотипы и их влияние на формирование общественного мнения //
Мировая экономика и международные отношения. М., 1993 № 1
2.
Котовская М.
Г. Социокультурные аспекты гендерных проблем в России: история и современность.
Дис…д-ра ист. наук: М.: РГБ, 2005. Эл. ресурс // URL: http://diss.rsl.ru/diss/05
3.
Рубинский Ю.
И. Французы у себя дома / Ю. И. Рубинский. М.: Молодая гвардия, 1989.