Время как объект познания философии и гуманитарных
наук
Антошкина
Е.А.
кандидат философских наук
Россия, Брянск
Проблема времени, изучение которой ведет свою историю
с древних эпох, особенно интересовала философов, но первоначально была
поставлена в естественных науках, имеющих дело с природными явлениями. Внимание
к категории времени было обусловлено, прежде всего, необходимостью его
измерения, чем занималась непосредственно физическая наука, основанная на этом
понятии. Открытия Ньютона, а потом Эйнштейна стали основополагающими в теории
изучения времени.
Развитие и успехи естественнонаучного познания мира в
целом были связаны с обоснованием и анализом таких фундаментальных понятий, как
время, пространство, движение. Коренные повороты в движении научной мысли,
значительные теоретические достижения в системе естествознания обусловлены
принципиальными изменениями в трактовке именно этих категорий, их углублением,
развитием, и каждая эпоха в истории развития человеческого знания вносила свой вклад в содержание данных
категорий.
Как отмечает В.С.Степин, сопоставление
истории философии и истории естествознания позволяет констатировать, что
философия обладает прогностическими возможностями по отношению к
естественнонаучному поиску, заранее вырабатывая необходимые для него
категориальные структуры, и что функции философии в динамике культуры связаны с
потребностями в осмыслении и критическом анализе универсалий культуры [8, с. 267]. К
числу важнейших мировоззренческих универсалий относится и категория времени.
Проблематика времени отчетливо распадается
на две сферы: с одной стороны, это вопросы осмысления времени как такового,
понимания его, объяснения; а с другой – вопросы, скорее, технического,
прикладного характера: исчисление времени, исследование его характеристик,
использования времени в той или иной области знания, деятельности. Две эти сферы тесно связаны, эмпирические
наблюдения и исследования времени влияют на теоретическое осмысление, и
наоборот. Но, тем не менее, нас прежде всего интересует первая группа проблем
понимания времени, так как именно эта сфера являет собой область пересечения
разнообразных трактовок, интерпретаций, мнений и суждений. Что неудивительно –
ведь говоря о проблеме времени, пытаясь выработать то или иное его понимание,
мы выходим на вопросы мировоззренческие, видения мира в целом, формирования
картины мира – научной, философской, религиозной. По этому поводу можно
согласиться с Б.В.Марковым, который в своей работе «Знаки бытия» пишет: «Почему
проблема времени оказывается настолько затруднительной, что о ней не перестают
ломать головы и сегодня весьма серьезные и думающие люди? Время физическое,
точнее, математическое, изобретенное как средство измерения движения, не
вызывает таких сомнений, но мыслители, размышлявшие о времени, не собирались
создать новые, более совершенные часовые механизмы или новые способы
летоисчисления. Время как история дат, событий тоже не вызывает сомнений, ибо
их точное установление весьма нужное, вызывающее уважение занятие. Время у
Аристотеля и Августина впервые становится чем-то проблематичным. Аристотель
хотел решить парадоксы времени, вызванные сопоставлением «живого» и
математического времени. Августин, напротив, интенсифицировал трудности, ибо
видел них подтверждение непостижимости
Бога»
[6, с. 390].
Применительно к современной теории познания говорят о «гуманитарном сдвиге», и
этот «сдвиг» существенно отражается на подходах к проблеме времени. В связи с
этим, перед нами встают следующие вопросы:
- В чем специфика гуманитарного познания?
- Играет ли время в
гуманитарных науках иную роль, чем в естественных науках?
- Каким образом это отражается в
философском осмыслении времени?
В конечном счете, вопрос может быть
поставлен так: описывают ли различные науки одну пространственно-временную
реальность или это различные реальности?
Ведь картины мира, рисуемые, с одной стороны физиками (физическими
науками), а с другой стороны – историческими науками, различны (и, подчас,
существенно различны). Возникает задача выработки единого видения универсума [см. 1, с. 14-16].
С нашей точки зрения, необходима выработка
единого видения реальности, синтезирования подходов, предлагаемых различными
дисциплинами, что и является главной задачей философии.
Обратимся к вопросу о специфике
гуманитарного познания в целом, и как это отражается в познании, осмыслении
категории времени, в частности.
Л.А.Микешина, критикуя традиционную теорию
познания, подчеркивает свойственные данной теории парадоксы и противоречия,
связанные с отождествлением познания с субъектно-объектными отношениями,
субъекта – с «сознанием вообще» как гарантом объективности знания. Под
традиционной теорией познания в данном случае понимается господствовавшая в
европейской культуре, начиная с Нового времени, гносеология, связанная, прежде
всего, с именами Р.Декарта, Д.Локка и И.Канта [см. 7, с.29].
Размышляя о необходимости преодоления парадигмы «теории познания как теории отражения»,
Л.А.Микешина обращается к опыту герменевтики, в которой познающий человек
предстает не как отражающий, но как интерпретирующий и самоинтерпретирующийся
субъект.
Новая парадигма познания времени вырастает
из опыта гуманитарных наук, осмысления в них роли субъекта. Наиболее ярко,
пожалуй, это проявляется в отношении к истории. Предмет истории – «общественный
человек в меняющемся времени, люди, которые переживают историю. Здесь кроется
главное принципиальное отличие истории от естественных наук: предмет последних
отличен от изучающего его ученого, тогда как предмет истории идентичен
познающему субъекту: человек изучает человека. Изучая людей во времени, мы
создаем отношение субъекта к объекту, - мы вступаем в диалог с ними, диалог,
который невозможен вне наук о культуре» [2, с.15].
В ряде современных философских
работ также поднимается тема пересмотра классической теории познания. Так,
отмечая необходимость реформирования современной теории познания, в частности,
в связи с возникновением новых когнитивных практик, С.Б.Крымский пишет: «В
системе феноменологической гносеологии на первый план был выдвинут анализ
интерсубъективной смысловой значимости объектов «житейского мира» (Гуссерль), а
затем – сущее в составе существующего, которое способно к рефлексии
собственного бытия, т.е. экзистенция (Хайдеггер). Тем самым гносеология была
ориентирована на раскрытие смысловых ресурсов житейского мира, на
функционирование экзистенциалов, структур нашей причастности к
интерсубъективным горизонтам семантического поля культуры…» [5, с. 71-72].
Действительно, специфика «наук
о духе», то есть собственно гуманитарных наук, состоит в том, что в них на
место объяснения и истинности встает смысл и понимание. И тогда феноменология и
герменевтика могут рассматриваться как когнитивные практики (пользуясь
выражением Л.А.Микешиной), на основе которых происходит перестройка и
расширение гносеологических оснований науки.
Так, у Э.Гуссерля мир трактуется как
универсальный горизонт, единый универсум объектов, как горизонт сущего и
значимого. Жизненный мир предстает в качестве мира человеческой культуры,
рассматриваемого как смысловое становление. Смысловая связь жизненного мира и
объективно-научного, рационализированного и теоретизированного мира состоит в
том, что наука укоренена в жизненном мире, а жизненный мир в виде смыслового
коррелята представлен в результатах человеческого познания. Эта связь реализуется
через человеческое, через научное сообщество.
Таким образом, сама деятельность
человеческого сообщества выступает как смыслосозидающая. Деятельность
человечества в качестве субъекта обоснована единством смыслов, которое
возникает в интерсубъективной интерпретации знаков. Универсальность жизненного
мира основана на интерсубъективности обычных жизненных опытов, выступающих в
качестве общего горизонта значимостей. Прагма-ценностный характер человеческой
познавательной деятельности заключается в выведении и оценивании импликаций,
заключенных в интерпретации смысла значимостей универсального горизонта. Схемы
смыслообразования и смыслопорождения составляют основу категоризации эмпирии
мира в различных способах данности [см. 4,
с. 164-176].
И вновь мы можем видеть здесь новые
подходы к тематизации проблематики времени и его концептуализации как понятия.
Так, в современных подходах к историческому познанию, мы встречаем точку
зрения, что история изучает не прошлое, а время, точнее – социальное время и
исторические явления, их возникновение, жизнь и смерть. Но что есть социальная
(историческая) реальность? Это особая смысловая реальность, элементами которой
являются события. Социальное время – это смена событий (последовательность
смены событий). Но событие не существует вне, независимо от
человека-наблюдателя. Событие - это определенный смысловой комплекс, означающий
соотносительное акту наблюдения единство (свершение в пространстве и времени)[*]
[см. 3, с. 323]. Такое
событие, характеризуемое фиксирующим его субъектом (наблюдателем), моментом
(единством времени) и местом (единством пространства) вписывается в систему или
процесс (как, например, исторический процесс, подразумевающий единство
прерывности и непрерывности, линейности и стадиальности). Но это предполагает также
соотношение индивидуального опыта и социального: опыт индивидуальный
рассматривается в перспективе согласованного
множества опытов, согласованного сообществом.
Таким образом, исследуя концептуализацию
времени в гуманитарном познании (гуманитарных науках) мы считаем необходимым
обратиться к неклассической теории познания и рассматривать время с позиций:
- учета роли субъекта познания;
- учета деятельностного характера познания
(смыслообразующей деятельности субъекта познания);
- взаимосвязи универсальности
категории времени и интесубъективности познания;
- рассмотрения категории времени в
семантическом поле культуры (в том числе с учетом горизонтности – исторических
горизонтов – и представленности «жизненных миров» в результатах познания).
Литература:
1.
Анисов А.М. Темпоральный
универсум и его познание. – М., 2000. – 208 с.
2.
Гуревич А.Я.
Исторический синтез и школа «Анналов». – М.: Индрик, 1993. – 328 с.
3.
Гуссерль Э. Идеи к
чистой феноменологии и феноменологической философии. Т.1. – М.: Дом интеллектуальной
книги, 1999. – 336 с.
4.
Демина Л.А. Парадигмы
смысла. – М.: МГОУ, 2006. – 63 с.
5.
Крымский С.Б.
Экспликация философских смыслов. – М.: Идея-Пресс, 2006. – 240 с.
6.
Марков Б.В. Знаки бытия.
– СПб.: Наука, 2001. – 512 с.
7.
Микешина Л.А. Философия
познания: Полемические главы. – М.: Прогресс-Традиция, 2002. – 624 с.
8.
Степин В.С.
Теоретическое знание. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 744 с.
[*] У Гуссерля: вещь по своему смыслу является единством,
синтезирующим многообразные события наблюдения.