Политология/2. Политическая
конфликтология
К.п.н. Хобта
В.В.
Филиал Дальневосточного федерального
университета в г. Лесозаводске
Приморского края, Россия
Почему в России
оказался невозможным многосторонний
политический конфликт?
Большинство
исследователей отмечают, что в странах вторичной модернизации, к которым
принадлежит и Россия, политическая система приходит в состояние ценностного
конфликта с обществом. В этой ситуации возникает кризис легитимности.
Теоретическая
модель развёртывания обозначенного конфликта предполагает возникновение полей
социальной напряжённости, противоречия политических субкультур, которые в
течение определённого срока должны будут привести общество либо к
революционному взрыву, либо (если в рядах правящего слоя произойдёт
перегруппировка сил) к координальному изменению политической стратегии
государства.
В 1990-е
гг. российское общество имело признаки конфликтогенного.
Со-циально-экономические трансформации привели к тому, что общество оказалось
реструктурированным. В центре ключевых российских проблем прямо или
опосредованно стоял вопрос, каким путём будут идти социально-экономические и
политические процессы – иррационально-традиционалистс-ким или рациональным,
ориентированным на экономическую и социальную эффективность управленческих
решений высшей государственной власти? [4. с. 85]. Первый из них – это путь
компрадорских групп и связанных с ними криминальных сил; второй – это путь
консолидации различных политических сил, интеграции их интересов на базе
гражданского мира и необходимого обществу консенсуса. Историческая практика
свидетельствует, что на протяжении второй половины 1990-х гг. и до настоящего
времени устойчивым является первый путь.
Большинство
социологов, политологов, криминологов полагает, что со-временное российское
общество аномийное, а политическое пространство его следует характеризовать
демонстративной иррациональностью поведения выс-шей государственной власти [2.
с. 95]. Все исследователи единодушны в том, что в структуре населения России
фактически отсутствует «средний класс», и та группа, которая носит это
название, отчасти состоит из определённых группировок преступного мира [2. с.
96]. Все же остальные, причисляемые к этому классу, оцениваются только по
одному критерию – материальному положению [6. с. 59]. И в настоящее время
налицо социальная поляризация российского общества. Один его полюс составляют
новая буржуазия и новая бюрократия (в значительной части криминальные по своему
происхождению). На другом полюсе – маргиналы, аутсайдеры, вынужденные
переселенцы и люди, лишённые постоянного места работы. Данную
социально-политическую ситуацию можно оценивать как следствие
социально-экономических трансформаций. Опасность подобных перемен состоит в
том, что они имеют долгосрочный характер, и не одно из последующих поколений
его ещё испытает. Почему же данная ситуация до сих пор не переросла в
масштабный политический конфликт?
Действительно,
мифологема «элита» не помогла аксиологической иденти-фикации новой бюрократии.
Она чужда народу и боится или не желает признать, что модернизация с опорой на
олигархов провалилась, поэтому у неё не получается диалога с населением страны [1].
Современный политический режим превратил систему государственной власти в
своеобразную кормушку, около которой соперничают политические группировки.
Управленческие реше-ния высшей государственной власти подчинены интересам, с
одной стороны, этих группировок; с другой – «международных покровителей» [6. с.
64].
Однако угроза социального взрыва нереальна. На то есть
социально-эко-
номические, культурные и политические причины. Первые
из них заключаются в том, что немалое
количество россиян живёт ниже прожиточного минимума.
Часть экономически активного населения, не веря в
возможность существова-ния политической свободы в России, тем не менее, дорожит
своей экономичес-кой свободой. Эти группы, конечно же, не будут субъектами
социального взрыва.
Культурные
причины заключаются в том, что за годы реформ большинство населения приобрело
стереотип «печального революционного опыта», некоторые граждане считают
возможным цивилизованное решение об-щественных проблем. Интеллектуальная элита
российского общества не только не имеет реального влияния на принятие высших
государственных решений, но и расколота по своим социально-политическим
ориентациям. Одни её представители придерживаются посттрадиционалистских
проектов, другие – умеренно-консервативных, третьи – либерально-западнических.
Более проблематичными представляются политические
причины. Некоторые исследователи отмечают в качестве одной из таковых
патерналистские ориентации россиян. Однако, как демонстрируют относительно
недавние исследования, россияне уже привыкли действовать самостоятельно и особо
не рассчитывают на государственную помощь. Реальной же причиной является
индивидуализация массовых установок, которая значительно затрудняет
солидарность, совместные действия, осознание общности групповых интересов [5.
с. 37]. Многие граждане наличие демократии воспринимают скептически и ставят
под сомнение эффективность своего политического участия, поэтому
самоустраняются от политики.
Можно и
назвать политико-культурную причину. В России веками власть была сакрализована.
И в советский период истории эта сакральность также имела место в
завуалированной форме. Её десакрализация в начале 1990-х гг. не дала ожидаемых
результатов. Доминирование демонстративной иррациона-льности высшей
государственной власти оттолкнуло граждан от политическо-го участия, так как
образ демократии разошёлся с социальными ожиданиями.
Кроме
того, существующие ныне политические партии в России не явля-ются партиями
гражданского общества, они сформированы различными сегментами бюрократии.
Партии сегодня не являются субъектами идеологичес-
кого творчества и не в состоянии играть решающую роль
в политических ком-муникациях.
Пользуясь
этой ситуацией, высшая государственная власть совершает с помощью средств
массовой информации над обществом насилие. Например, обществу насаждается
аморализм в таких его проявлениях, как презрение к ценности человеческой жизни,
склонность к применению насилия, стремление получения наслаждений любым путём.
Это способствует отвлечению граждан от социально-политических проблем, да и
вообще от каких бы то ни было форм цивилизованного человеческого общежития.
Несомненно, власть имущие рас-считывают на такой эффект, как деморализующее
воздействие на молодёжь. Телевидение и радио транслируют агональные
политические дискуссии с учас-тием высокопоставленных должностных лиц, лидеров
политических партий, а также подобного рода дискуссии, обращённые к
общественному мнению. Они усложняют процессы выработки и реализации
политических решений и дезори-ентируют граждан. В результате, с точки зрения
легитимности власти, ситуация взаимоотношений государства и общества не
приобретает черт рациональности, отчуждение граждан от политики остаётся непреодолённым.
Данная
ситуация способствует тому, что на общественное мнение не ока-зывают влияние
политики, обладающие экспертными способностями. В этих условиях информация
воспринимается «потребителями» без должной крити- ческой рефлексии. Это
свидетельствует об информационном насилии в обществе, преследующего одну-единственную
цель – удовлетворить корыстные интересы сильных мира сего [3. с. 102].
Несомненно,
в России государство играло и играет основную социально-организационную роль и
вынуждено сохранять «инерционную» легитимность.
По этим
причинам в России оказался невозможен масштабный политический конфликт. И всё
же последние парламентские и президентские выборы продемонстрировали, что граждане
способны проявлять своё недовольство, свидетельством чего стали политические
митинги. Многие граждане вышли на улицы не жаловаться на свою жизнь, а им стало
обидно, что кто-то за их спинами решает их судьбу.
Сегодняшний
правящий слой России пытается демонстрировать привер-женность линейной
политике. Однако жизнь предъявляет свои требования, и пренебрежение
синергетическими эффектами чревато последствиями, имеющи-ми нелинейный
характер. В создавшейся ситуации было бы оптимальным ре-формировать государственную
и муниципальную службу таким образом, чтобы она была ориентирована на рынок
публичных услуг. Тем самым можно предо-твратить возможный надлом российской
государственности.
Литература:
1.
Костиков В. Привет от тов. Суслова//АиФ. 2009. № 27 (1496).
2. Кривошеев В.В. Особенности
аномии в современном российском обществе//
СОЦИС. 2004.
№ 3. С. 93-97.
3. Кузина С.И., Новикова О.С.
Информационное насилие в обществе//Гумани-
тарные и социально-экономические
науки. 2005. № 2. С. 100-102.
4. Мнацаканян М.О. О природе
социальных конфликтов в современной
России//СОЦИС. 1997. № 6. С. 81-88.
5. Петухов В.В. Новые поля
социальной напряжённости//СОЦИС. 2004. № 3.
С.
30-40.
6. Римашевская Н.М.
Социальные последствия экономических трансформаций
в России//СОЦИС. 1997. № 6. С.
55-56.