Жайлау Ж. к.ю.н., доцент
кафедры международного права КазНУ имени аль-Фараби
Общая
концепция прав человека:
международные теоретико-правовые аспекты развития
Как известно, человек, его права и свободы
являются высшими ценностями. Современный мир невозможно представить без прав
человека, которые основаны на принципах свободы, равенства, справедливости и
носят универсальный характер[1].
Справедливо замечено, что современный
каталог прав человека, зафиксированный в международно-правовых документах и
конституциях правовых государств, - результат длительного исторического
становления эталонов и стандартов, которые стали нормой современного
демократического общества. Решающим этапом в развитии прав человека явились
буржуазно-демократические революции XVII – XVIII вв., которые выдвинули не только широкий набор прав
человека, но и принципы свободы и формального равенства, ставшие основой
универсальности прав человека, придавшие им подлинно демократическое звучание.
Формирование правового государства было бы невозможно без утверждения в
общественном сознании и практике свободы и прав человека[2].
Отмечая огромную гуманистическую и
нравственную сущность прав человека, нельзя вместе с тем не затронуть вопрос о
том, почему права человека в современном мире – явление не универсальное, а
большинство государств мира не являются правовыми (они могут быть
авторитарными, тоталитарными, а также лишенными каких-либо четких
характеристик). Представляется, что ответ на этот вопрос связан не только с
чисто правовыми характеристиками; он выходит на более широкую сферу
общественных отношений, охватываемую понятием цивилизации. Если, таким образом,
исторически проследить путь становления идей прав человека и правового
государства, то его нельзя связывать напрямую с какой-то определенной
формацией. Апофеозом прав человека явились буржуазные революции с принципами
равенства, свободы, справедливости. Однако не все буржуазные государства могли
удержать высокую планку демократии и прав человека[3].
В условиях одной и той же формации могут
существовать различные отношения к правам человека и правовому государству.
Поэтому такие глобальные для человечества проблемы следует рассматривать в
контексте цивилизационного подхода. Формация определяет лишь стадию
социально-экономического развития и положение классов, социальных групп в обществе.
Формационный подход не раскрывает место человека в обществе, его ценность,
каталог его естественных и неотчуждаемых прав. Индивид во всех его сложных
связях и зависимостях предстает только в рамках цивилизационного подхода.
Исходя из этого можно сделать вывод, что идея ценности человека, его права на
свободу и формальное равенство, опоры общества на право, обеспечивающего
притязания индивида на гуманное отношение к нему со стороны власти, характерны
прежде всего для европейской цивилизации[4].
Господство индусской религии определило
особый тип индусской цивилизации. Индусская религия представляла собой систему
педантично разработанных правил, детально регламентировавших всю общественную
жизнь, предписывала определенный образ жизни и поведения, исключала возможность
разумной оценки обычаев и традиций. Наряду с другими социальными причинами
(экономическая и национальная раздробленность, замкнутость общин) это в значительной
мере повлияло на аморфность, обезличенность человека, испытывавшего безусловную
власть общины, касты[5].
Христианство выдвигает идею равенства всех
людей перед Богом, равенство всех как грешников. Как ни парадоксально, но это
равенство послужило не объединению людей, но еще большему их разъединению, вело
к формированию идеологии и психологии индивидуализма, идеи личного спасения.
Если в раннем иудаизме – религия в основном общинно-родового скотоводческого
общества – проблема отношения с Богом становилась как «Бог - народ», что отражало
господствующие принципы коллективного мышления, то с дифференциацией
общественных форм жизни и выделением индивида в этой системе данная идея
трансформируется в идею личного вознаграждения праведника, в идею личного воздаяния
и спасения[6].
Ислам содержит в себе особую
концепцию человека. Это более широкое видение природы человека основывается на
мировоззрении, диаметрально противоположном всему тому, что являлось источником
западного понимания данной проблемы. Так, некоторые из основных идей,
ассоциируемых с правами человека и демократией, вполне соответствуют философии
Ислама. Верховенство закона, краеугольный принцип демократического правления,
также является крайне важным для исламского права.
Ограничение полномочий государства
должно быть сопоставлено с другим демократическим принципом – принципом
подотчетности народу. Из-за того значения, которое придавалось этому принципу в
ранние годы Ислама, он стал жизненно важным элементом в мусульманской
философии. Правители должны были отвечать перед народом не только по вопросам,
относящимся к управлению государством в целом, но и подробно информировать их о
расходовании народных средств. Даже халифы должны были испрашивать разрешения у
народа, когда хотели пустить народные средства на собственные расходы.
Помимо некоторых принципов,
идентичных основным идеям демократии, в Исламе также провозглашаются
экономические, социальные, культурные, гражданские и политические права, схожие
с теми правами, которые содержатся в Международной декларации прав человека,
Международной Хартии экономических, социальных и культурных прав, Международной
хартии гражданских и политических прав и других декларациях и конвенциях ООН.
Коран, например, дарует право бедным на обладание частью богатства всего
сообщества посредством закята (налог на богатство, который должен платить
каждый обеспеченный мусульманин). В то время как закят, один из пяти столпов
Ислама, является равноценным исповеданию веры и ежедневному вознесению молитв
Господу, можно утверждать, что право бедных на получение части богатства всего
сообщества является неотчуждаемым и неоспоримым правом в Исламе. Как сказано в
Коране: «И на их богатство есть право голодных и нуждающихся» (51:12)[7].
Как и во Всеобщей декларации
прав человека, Ислам так же признает право на семью и частную жизнь, право на
свободу передвижения и проживания, право на собственную культуру и язык, а
также право на свободу совести. Универсальная исламская декларация прав
человека, например, - документ, подготовленной группой улемов в 1981 году и
основанный на ценностях, заложенных в Коране и Сунне, - однозначно утверждает,
что «у каждого человека есть право на свободу совести и вероисповедания в
соответствии с его религиозными убеждениями». Эта статья в Декларации была, несомненно,
написана под влиянием коранического предписания о том, что в выборе религии не
должно быть принуждения.
Продолжая анализ основных положений,
касающихся общей концепции прав человека, вполне уместно привести мнение
западногерманского ученого-юриста К. Штерна, который полагает, что: «Основные
права, закрепленные в конституциях государств, базируются на правах человека:
они вбирают в себя содержащиеся в них личностное и естественно-правовое начало.
В качестве существенно нового элемента выступает позитивно-правовая институализация.
Государственно-правовое признание и гарантированность означают большой прорыв в
идее прав человека… Заимствованные из постулатов и деклараций как права
естественные, они становятся правами в юридическом смысле»[8].
В правовой доктрине по основной сфере
проявления в общественных отношениях права человека обычно делятся на личные,
политические, социально-экономические и культурные, однако, в значительной
степени и такое деление символично[9].
Для ряда из них существенно лишь различие между правами человека и правами
гражданина.
Права человека также можно поделить на 1)
личные + политические; 2) социально - экономические; 3) культурные +
коллективные. Некоторые современные учёные выделяют четвёртое поколение:
экологические права[10].
Определенного рода «святость» прав человека сегодня
находит свое закрепление в основных законах почти всех государств мира. К
примеру, соответствующие разделы, посвященные правам и свободам человека есть
практически в конституциях всех стран СНГ. Так, Конституция Азербайджанской
Республики, принятая всенародным референдумом Азербайджанской Республики 12 ноября
1995 года, утверждает основной принцип прав и свобод человека: «Каждый человек
с момента рождения обладает неприкосновенными, ненарушаемыми и неотделимыми
правами и свободами. Права и свободы включают в себя ответственность и
обязанности перед обществом и другими лицами» (ст. 26)[11].
Статья 15 Конституции Республики Армения
от 5 июля 1995 года также установила конституционное положение о том, что
«граждане независимо от национальности, расы, пола, языка, вероисповедания,
политических или иных взглядов, социального происхождения, имущественного или
иного состояния имеют все права, свободы и обязанности, установленные
Конституцией и законами»[12].
Обеспечение прав и свобод граждан Республики Казахстан в качестве высшей цели
государства провозглашено и в Конституции Республики Беларусь, принятой
всенародным референдумом Республики Беларусь 24 ноября 1996 года. «Государство
гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции,
законах и предусмотренные международными обязательствами государства» (ст. 21)[13].
В соответствии со статьями 13, 14
Конституции Кыргызской Республики «Основные свободы и права человека
принадлежат каждому от рождения. Свободы и права человека являются
действующими. Они признаются в качестве абсолютных и неотчуждаемых, определяют смысл
и содержание деятельности законодательной, исполнительной власти, органов
местного самоуправления, защищаются законом и судом.
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря
1993 года, также установила, что в Российской Федерации признаются и
гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным
принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей
Конституцией. Помимо также определено положение о том, что
права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.
Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной
и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием
(ст. 18)[14].
Следует, на наш взгляд, выделить и
некоторые международно-правовые аспекты проблемы защиты прав и свобод человека.
Как справедливо замечает, в этой связи,
казахстанский ученый-юрист М.А. Сарсембаев именно «проблема защиты прав
человека является в настоящее время актуальной» и именно «ООН с момента своего
образования является центром сотрудничества государств по защите прав человека»[15].
Так, в соответствии со статьей 1 (пункт 3) Устава ООН, одной из целей этой
универсальной международной организации является осуществление международного сотрудничества «в разрешении международных проблем
экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в
поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех,
без различия расы, пола, языка и религии…»[16].
В соответствии со статьей 55 Устава ООН с целью создания стабильности и
благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между нациями,
основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов, ООН
содействует: «а) Повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиями
экономического и социального прогресса и развития;
b) Разрешению международных проблем в области
экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем; международному
сотрудничеству в области культуры и образования; с) Всеобщему уважению и
соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола,
языка и религии[17]. Под
руководством ООН международное сообщество государств достигло и по сей день добивается немалых и значимых успехов и результатов в выработке
минимальных универсально применимых стандартов в области прав человека, а также
многочисленных международных механизмов для их реализации и применения. Правда,
непрекращающиеся нарушения прав человека по всему миру говорят о серьезных
трудностях на пути к идеалу. Но и при самой высокой эффективности международных
механизмов основная ответственность за обеспечение прав человека на подвластных
им территориях лежит на национальных правительствах.
[1] Права человека: Учебник для вузов /Отв. ред. чл-корр. РАН, д..ю.н. Е.А. Лукашева. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2002. С. 1.
[2] Права человека: Учебник для вузов /Отв. ред. чл-корр. РАН, д..ю.н. Е.А. Лукашева. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2002. С. 12-13.
[3] Там же. С. 28.
[4] Там же. С. 28-29.
[5] Крашенинникова Н. Индусское право: история и современность. М., 1983. С. 43.
[6] Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. М., 1985. С. 217.
[7] Чандра Музаффар. Ислам и права человека. // www.islam.ru/pressclub/analitika/ispar4/
[8] Государственное право Германии. Т.2., М., 1994. С. 168.
[9] Глущенко П. П. Конституционные права и свободы граждан в Российской Федерации: теоретические и организационно-практические вопросы социально-правовой защиты. Дис… докт. юрид. наук. — С.-Пб., 1998. С. 145.
[10] Экштайн К. Основные права и свободы по российской Конституции и Европейской Конвенции. Учебное пособие для вузов. — М.: Nota Bene, 2004. С. 166.
[11] Конституции стран СНГ /Сост. Ю. Булуктаев. – Алматы: жеты Жаргы, 1999. С. 9-10.
[12] Там же. С. 51.
[13] Там же. С. 75-76
[14] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // http://www.gov.ru/main/konst/konst12.html
[15] Сарсембаев М.А. Международное право. Особенная часть. Учебное пособие. Алматы: Гылым, 1999. С. 15.
[16] Сборник документов по международному праву. Том 1. /Под общ. ред. К.К. Токаева. – Алматы: САК, 1998. С. 15.
[17] Сборник документов по международному праву. Том 1. /Под общ. ред. К.К. Токаева. С. 27.