Право / 9. Гражданское право
Преподав. Рогозян Ю.С., студ. гр. ПР-11-1 Тимофеева
О.В.
колледж
Донбасского Государственного Технического Университета, Украина
Особенности браков в Древнем Риме
Семья -
ячейка общества, которая образуется посредством брака. Брак - семейный союз
мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению к друг другу
и к детям. Брак в Древнем Риме считался священным таинством и опорой
государства. В древнейший период в состав римской семьи (familia) кроме ее главы (pater familias)
входили жена, дети, жены сыновей, внуки, правнуки. Семья - это не только
совокупность свободных лиц, но и рабов, зависимых, имущества, принадлежащих ее
главе. Об этом римский юрист Ульпиан писал: "Мы видели, как понимается термин
"familia", а именно - как совокупность вещей и как совокупность
людей".
Правильным браком (nuptiae) признавался союз, заключенный мужчиной и женщиной
одного правового качества; этот брак заключался в специальных, признанных
законами формах, этот брак рождал все предусмотренные правом личного и
имущественного характера последствия для супругов. Неправильным браком (matrimonium), или вообще брачным союзом, признавался союз между
партнерами разного права (между римлянином и женщиной другого гражданства,
между перегринами и т.п.); этот брак рождал все правовые последствия для
супругов, но не в соответствии с предписаниями цивильного права. Наконец,
брачное сожительство (contubemnim) как
бы оформлялось, когда супруги не обладали необходимыми личными правовыми
качествами для признания их семейного союзаправом; необходимо было только то,
чтобы это сожительство было постояннои характеризовалось наличием как бы
семейных отношений -- последнее отличало брачное сожительство от случайной или
временной половой связи (adulterium), которая
при определенных обстоятельствах могла квалифицироваться даже как уголовное
преступление.
Для признания их союза правовым браком
партнеры-супруги должны были обладать соответствующими личными и социальными
качествами. Не все вообще лица, предполагалось, могли заключать браки:
несовершеннолетние, безумные, кастраты, рабы исключались из возможных партнеров
по брачному союзу.
Девочки могли быть
отданы замуж с достижением совершеннолетия, то есть в возрасте 12 лет (viri potens), мальчики в 14 лет ( pubes ). Причинами рано выдавать дочь замуж были ранняя
смертность женщин и детей и более низкая ожидаемая продолжительность жизни.
Иногда девочки до этого возраста отводились в дом жениха, однако обязанности
жены наступали строго по закону.
Супруги не должны были состоять в родстве. Браки, в которых муж и
жена являлись родственниками до 4 колена, считались инцестом и карались
смертной казнью (позднее ссылкой). Также были запрещены браки между приёмными
детьми и родителями. В течение веков условие о родственных связях между
супругами стало менее строгим: с I века до н.э.
был разрешён брак между двоюродными братьями и сёстрами. Такой брак,
заключённый в 171 году до н.э., описывает Тит Ливий. В III веке н.э. было разрешено вступать в брак также дядям
и племянницам. Брак между братьями и сёстрами встречался в Римском Египте также
среди простого населения, что для римлян являлось нарушением закона, но
местными обычаями разрешалось.
Для заключения брака требовалось согласие отца семьи. Глава семьи - домовладыка - обладал широкой личной и
имущественной властью в отношении жены и детей: правом жизни и смерти, продажи
в рабство и телесных наказаний, изгнания из дома. Первоначально власть главы
семьи над всеми ее членами обозначалась термином manus- буквально "рука". Затем стали говорить о
власти над женой - manus mariti - и власти над детьми, рожденными в законном браке - patria potestas.
Родственники по крови, не входившие в состав семьи, в том числе свободные от
власти домовладыки дети, составляли когнатическое родство (cognati). Так, сын, получивший самостоятельность, терял
прежнее агнатическое родство и становился когнатом семьи своего отца. Также и
дочь, вышедшая замуж, становилась когнаткой своей бывшей семьи, но она, ее
дети, приобретали агнатическое родство новой семьи - семьи мужа. По мере
ослабления патриархальных устоев семьи все большее фактическое и юридическое
значение приобретало когнатическое родство.
Особенности брака в Древнем Риме значительно отличаются
от особенностей современного брака. В Древнем Риме вся власть находилась в
руках мужа, что значительно ущемляло права женщин. Без согласия мужа она не
могла что-либо совершить. Муж являлся главным в семье и распоряжался всем
движимым и недвижимым имуществом, включая всех членов семьи. В наше время муж с
женой обладают одинаковыми правами, что позволяет женщине самой распоряжаться
своей жизнью. В Риме женщина была вещью передаваемой из рук отца в руки мужа
без права выбора. Но со временем все изменилось, и женщины добились
независимости и в некоторых сферах больших высот.
Литература:
1.
Дождев Дмитрий Вадимович. Римское частное право: Учебник для вузов / под
общ. ред. академика РАН д.ю.н. проф. В.С. Нерсесянца. — М. : НОРМА, 2002. — 784
с.
2.
Андрюшина Н. Е., Рябцева Е. Е Основы римского права: Учеб.-метод. пособие /
Астраханский филиал Московского открытого социального ун-та (Астраханский
социальный ин-т). — Астрахань : Издательство АстрФ МОСУ (АСИ), 2000. — 83с.
3.
http://studhistory.ru/pages/more/znachenie-braka-v-drevnem-rime.html