Психология и социология/3. Современные тенденции в методологии
психологических исследований
К.филол.н. Сосновская
А.М.
Российская Академия
Народного Хозяйства и Государственной Службы, Россия
Визуальный PR: дискурсивный анализ
Эта статья является дискурсивным
анализом визуального материала – календаря
на 2012 год ( http://fotki.yandex.ru/users/anna12012007/view/1189530/?page=2) ,
в котором опубликованы рисунки
победителей детского конкурса рисунков в рамках благотворительного,
патриотического PR проекта. Данное
исследование – это попытка выявления этапов восприятия невербального материала,
считывания имплицитных фреймов и установок.
Восприятие невербального медиатекста происходит гораздо быстрее, чем
вербального, и менее осознанно и рефлексивно. Эстетизм (нравится/не нравится)
играет решающую роль в оценке медиатекста, его принятию, и зачастую вместе с
дополнительными имплицитными установками и идеологиями.
Мы исходим из положений
когнитивной науки о восприятии, а также
о медиатекстах, которые, согласно этому подходу, конструируют схемы восприятия
и таким образом символическую и идеологическую реальность; также мы используем концепцию
«дискурсивного восхождения» ( А.Дерябин: http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/tvnews.htm);
методологически опираемся на теорию дискурсивного анализа, свою феноменологию и
проводим анализ выбранного медиатекста. Задача дискурс-аналитика здесь - исследовать
паттерны визуальных высказываний и определить социальные последствия различных
репрезентаций реальности.Дискурсивный анализ идет от объекта, используя релевантные интерпретационные схемы
разных гуманитарных наук. Изначально - пока оно не осмысленно и не встроено в
субъективную картину мира индивида - любое событие бессмысленно и по своему дискурсивному
статусу анекдотично. "Сырое", не сопровожденное комментариями событие,
воспринимается как курьез - как нечто "любопытное, занимательное,
неожиданное, уникальное". Его действующие лица - индивидуальные акторы;
оно репрезентирует хаос окружающего, которое еще не упорядочено
смыслополагающей деятельностью индивида, а также оно внеконтекстуально и его
релевантность с трудом поддается оценке зрителем.Таким «непонятным»,
«анекдотичным» материалом выступают фрагменты визуального медиатекста, детали и
ракурсы изображаемого, репрезентации референта из реальности. На этом этапе зрителю еще непонятно как к
ним отнестись. И здесь на помощь приходит господин оформитель, который с помощью визуальных соотношений цвета,
света, форм, рамок, шрифта, фона и других дизайнерских инструментов связывает
разрозненный материал, формируя восприятие и поле для размышлений. Здесь не
только план выражения играет важную роль, но и план содержания. Формируя
медиатекст календаря, художник-автор наделяет его дополнительными смыслами
- старается обрисовать контексты, связать центральное событие с другими,
периферийными, а также показать их релевантность той ситуации, в которой
находится зритель. Автор календаря не бросает зрителя (в начале и в конце календаря, на четырех страницах обложки даны
необходимые комментарии и информация о проекте), он помогает сориентироваться и
визуальными средствами, и предлагает готовые смыслы. По мере того, как отчет о событии все больше вкладывается в уста
не "человека с улицы"
(очевидца, участника, выразившего свою эмоцию в рисунке), но социального института,
история все больше по своей референтной функции соответствует жанру сказания
или повествования с его обезличенным словом,
не требующим проверки, но резонирующим со "здравым смыслом" зрителя.
Вершиной этой лестницы восхождения дискурса – являются идеологи проекта,
которые символизируют установленный порядок; их сообщения, обрамляющие
календарь, подтверждают зрителю общую картину мира, принадлежность к общей
культуре. Слова представителей организаций лишены индивидуального авторства, они организованы в соответствии
с потребностями социума. В результате трех-этапного
развития темы сублимируется исходный хаос индивидуального бытия, и частный
эпизод предстает перед зрителем как социально и культурно значимое событие.
Медиатекст при этом реализует три свои главнейшие функции - развлекательную,
интегративную и дидактическую.
текст |
Производство
-рассказчик |
Восприятие
- зритель |
Контекст и социальные действия |
Функция медиатекста |
поучение |
ведущий |
Императив, культура |
Культура, идеология |
дидактическая |
повествование |
репортер |
социализация |
Диалог и конвенция |
интегративная |
анекдот |
свидетель |
отдых |
репрезентация |
развлекательная |
В каждой колонке изображено
движение снизу вверх - от частного к общему, обобщенному и объединяющему . Восхождение дискурса идет не синхронно по
выделенным параметрам, однако в нашем случае можно увидеть общие контуры параллельного
развития.
Первая стадия: анекдот – свидетель – отдых – репрезентация
– развлечение
Участники – дети со своим
видением крепостей, с эмоциями, выраженными в цвете. Процесс самовыражения и
творчества – это отдых и развлечение, удовольствие, чувственное и невербальное.
Репрезентация отвечает на вопрос -«как» нечто изображено, какая деталь оказалась
в фокусе внимания юного художника.
Вторая стадия: повествование –
репортер – социализация – диалог и конвенция – интеграция
Талантливый оформитель подыскал
нужный фон и рамку для восприятия рисунков, сделал цветовую перекличку, добавил
аксессуаров, которые присущи тому или иному времени года. Концептуальное (со множеством связей и перекличек между
визуальными объектами) создание фона принадлежит оформителю, который помещает
эмоциональный материл в конвенциональные рамки, размещает спонтанные, чувственные изображения в
пространстве листа согласно правилам эстетики и дизайна, и таким образом
облегчает прочтение и восприятие. Апеллируя
к привычному, дизайнер, таким образом, вступает со зрителем в диалог, предлагая
поместить рисунок в тот же самый – здесь новогоднее-рождественский - контекст.
Третья стадия: поучение – ведущий - императив, культура
- идеология - дидактика
На третьей стадии уяснены все
позиции и правила чтения календаря, - зритель с интересом ожидает развитие
тенденций – отношения между рисунком и цифрами календаря; фигурой и фоном;
цветовыми пятнами, иконками и фигурками, символизирующими практики того или
иного месяца, чередование времен года и динамику чувств и настроений. Здесь мы
уже выходим за рамки композиции и думаем о чередовании времен года, о
традициях, историческом времени, современной организации социальной жизни в
России, интегрирующей прошлое с новыми веяниями и интерпретациями.
На этой стадии восприятие
переходит на уровень культурной и политической значимости, на уровень идеологии:
вопрос о символическом пространстве – серьезный, политический, так как символическое
пространство отражает не только прошлое, но (на его основе) формирует намерения,
а также конструирует схемы восприятия для поведения в будущем.
Профессиональная дизайнерская
работа обрамления и оформления создает ощущение подлинности и аутентичности
происходящего, что вызывает доверие зрителей и их желание участвовать в социальной
работе, задумываться о развитии межпоколенческого диалога и исторической преемственности страны.
Схема дискурсивного развития
визуального медиатекста исключительно продуктивна и дает нам понимание неосознаваемого воздействия невербального
медиатекста.