Психология и социология /7 Общая психология
К.пс.н. Верещагина А.А.
Университет
«Туран», Республика Казахстан, Алматы
Когнитивное понимание
текста
Способность понимать,
обобщать, устанавливать причинно-следственные отношения, делать выводы –
сущностная особенность человека. «Понимание соединяет в единый узел познание и
общение, понимание позволяет проникнуть в скрытое, прорицать будущее, предупреждать опасность» [Брудный
1998:2]. На социальном уроне в условиях объективной реальности понимание
обеспечивает коммуникацию, установление достоверности тех или иных гипотез,
спекуляций (лат. speculatio - созерцание, умозрение) и предположений. В
лингвистике, к примеру, спекулятивная грамматика выявляет некие универсальные
правила, на базе которых строится индивидуально-личностное речевое
выражение мысли, с привнесением этнических способов выражения модальности
и других оттенков значения. Модальность
как категория универсальна для всех языков мира, а способы ее выражения –
специфичны как для отдельного индивида,
так и для конкретного языка в целом. Универсален сам набор грамматических
категорий всех языков планеты, поскольку базируется на принципах,
продиктованных логикой. Каждый язык располагает именными и глагольными
категориями: род, число, падеж, время, вид, наклонение, залог, лицо и др.
Причем набор категорий исчислим и един для всех языков без исключения. Способы
передачи категориального значения могут
различаться и различаются в разных языках, например, категория падежа в одном
языке представлена четырьмя (немецкий), в другом двумя (английский) или 15 (финский) и даже 48 (табасаранский)
словоформами. Языки от этого не становятся «беднее» или «богаче», они просто
разные, то есть реализация одного и того же категориального значения
осуществляется разными способами.
Исследовалась разные
аспекты процесса и сущности понимания: роль процесса понимания в современном
общении, анализ психологических механизмов процесса понимания, понимание как решение мыслительной задачи
анализируется и др. В
отечественной психологии понимание изучалось в контексте анализа широкой
интеллектуальной базы – мышления, памяти, восприятия, эмпатии. Широта спектра
познавательных процессов, имеющих значение при анализе понимания, приводит к выводу об особом его
статусе – «вторичных психических действий» или метакогниции (А.В. Карпов, Ю.К.
Корнилов), выводя его тем самым за пределы одних лишь познавательных процессов
и сближая с проблематикой социальной психологии личности.
В работах зарубежных
психологов проблема понимания рассматривается в рамках теории «психологической
дифференциации», в связи с индивидуальными стратегиями, в рамках построения
психолингвистических моделей языкового понимания. Все аспекты процесса
понимания невозможно охватить даже теоретически. Описывая когнитивную модель понимания
связного текста, Т.А.ван Дейк и В. Кинч установили, что «задачей когнитивной
теории является конструирование системы, в рамках которой могут быть
представлены и скоординированы (без нарушения известных ограничений на
информационные способности человека) все процессы, происходящие при понимании
связного текста» [Дейк, Кинч 1988:153-208]. И далее они пришли к утверждению,
что «понимание связного текста по самой
своей природе ведет к созданию высокоинтегрированных поисковых систем и, тем
самым, к высокоорганизованной памяти, в особенности если сравнить
соответствующие процессы с запоминанием неорганизованных списков слов в
классических исследованиях памяти». Фактически, они поставили знак равенства
между пониманием и «высокоорганизованной памятью».
В психологической науке
пока не установлен набор (или перечень) универсальных правил и категорий,
определяющих процесс понимания. Тем не менее, в соответствии с логикой, он
подразумевается как нечто непременное. И, предположительно, эти универсальные
правила должны быть едины для всех homo sapiens,
поскольку механизм и процедура понимания имеет одинаковую структуру, но кто и
как использует этот механизм – это и детерминируется личностью, обществом,
коллективом, т.е. задается социально-психологическими условиями. Цель
межличностного общения (и здесь не столь важна форма – непосредственное или
опосредованное, через текст) – понять опыт другого человека, принять или не
принять его; причем соблюдение объективной корректности – желательный, но не
обязательный признак, поскольку контактируют две личности, два мировосприятия и
мироощущения, и они не могут совпадать по всем параметрам.
Семантический объем
термина «понимание» широк по значению и сфере применения, он трактуется как
способ, процесс, результат, итог, как образ и деятельность. Понимание –
универсальный и необходимый компонент процесса познания. Одни относят
«понимание» к ненаблюдаемым категориям теории познания, другие – наоборот,
утверждают, что «педагогическая категория «понимание» является наблюдаемой и может
быть диагностирована» [Лунгу 2009:56]. В математике, например, Е.Н. Лунгу
определял уровни понимания системой тестов, включающей вопросы: «что?», «как?»,
«почему?», «откуда?», и диагностировал четыре уровня понимания: «Первый уровень
– фрагментарный. Второй уровень – структурный – означающий усвоение
определенных структур, не составляющих систему. Третий уровень – системный –
означающий усвоение данной темы, раздела и т.д. как систему с соответствующими
элементами и связями между ними. Четвертый уровень понимания – коммуникативный
– означающий, что после усвоения соответствующего материала студент может
делать некоторое сообщение, доклад с собственной точкой зрения на данную
математическую систему с возможными замечаниями, нерешенными вопросами или улучшенными
объяснениями некоторых элементов, фактов и т.д.» [Лунгу 2009:58]. Процесс
понимания автор ассоциировал с процессом осмысления.
Понятие «понимание» не
поддается точному измерению, не имеет
строго фиксированного содержания и объема. Можно лишь обозначить наиболее
частотные и существенные для психологии его значения: способность личности
осмысливать, когнитивность (т.е. способность приобретения, трансформации и
хранения информации), толкование
воспринятой информации, гносеологизм (т.е. выделение субъективных оснований
познания).
Художественный текст -
это своеобразный коммуникативный акт,
где присутствует и субъект речи (автор), и адресат (читатель). Этот жанр
развивает способность личности осознать содержание текста или ситуации,
например, у А. Блока: «Я понял смысл твоих стремлений ... Я понял всё и
отхожу…» [Блок 1997]. Литературоведение, как правило, анализирует сам текст
(объект), для психологии представляет большой интерес и субъект речи, и
реципиент, поскольку именно они являются объектами изображения в тексте.
Субъект поэтической речи volens nolens
отражает в тексте черты субъективного авторского сознания.
Г.И. Богин характеризует
когнитивное понимание как понимание,
замирающее в знании. «Когнитивное понимание - это динамическое схемообразование
для нахождения свойств предмета, взятого в некоторой ситуации». «Процесс
когнитивного понимания - это переход от «сырых» исходных данных к их
осмысленному представлению. Когнитивное понимание обеспечивает рост знания,
поскольку в схемах действования наращиваются содержательно важные пропозиции,
несущие познавательно важные предикации. При этом когнитивное понимание
«работает» только с идеализированным представлением объекта познания (с
построением его мысленных моделей), поэтому понимание - не «отражение», а
освоение того идеального, которое получено во всей познавательной работе» [Богин 2001:486].
Чтобы раскрыть
специфические особенности когнитивного понимания текста, следует сопоставить их
с ощущением и восприятием, возникающим у индивида при непосредственном восприятии текста. Понятия как форма познающего
мышления дают субъекту не смысл отдельных пропозиций, а «совокупный смысл»,
т.е. человек воспринимает не отдельные слова или понятия, а некое обобщенное
значение. Г.П. Щедровицкий не
отождествлял мышление и понимание. Мышление он трактовал как
«операционально-объектное выделение или созидание содержания и выражение (или
фиксация) его в одновременно и параллельно создаваемой знаковой форме текста»,
а понимание как «определенную (смысловую) организацию знаковой формы текста,
осуществляющаюся в ходе соотнесения элементов текста с
объектно-операциональными элементами ситуации, … и структурирование плоскости
содержания соответственно смысловой структуре» [Щедровиций 1973:30].
Возникновение понятия
напрямую сопряжено с индивидуальной когнитивной деятельностью разума в процессе
чтения. У каждого индивида полученные в
результате восприятия текста знания о сущности текста закрепляются в сознании
на базе его собственных представлений, сформировавшихся именно у него в
процессе воспитания, образования и других социальных и личностных особенностей.
В результате сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования и обобщения в сознании образуется общее представление и
формируются соответствующие понятия. Существенные для автора признаки текста,
как правило, не совпадают с признаками, отмечаемыми реципиентом, как существенные, необходимые. И это объяснимо,
поскольку для одного человека важными и существенными могут представляться те
признаки и свойства, которые для другого таковыми не являются. «Понять текст,
освоить его содержательность - значит для меня обратить весь мой опыт на текст
и при этом принять его содержательность так, чтобы она стала частью моей
субъективности, затем разделить его содержательность как отражение чужого опыта
в согласии с моим опытом, далее выбрать из этого разделения (неявно
протекающего анализа) то, что мне надо для моей деятельности» [Богин 2001:27].
Мы разделяем позицию Г.И. Богина в том,
что схемы когнитивного понимания - почти полностью схемы собственно действий
и в том, что когнитивное понимание
текста обеспечивает и процесс познания, и рост знания в целом. В схемах личностного действования
наращиваются содержательно важные пропозиции, несущие познавательно важные
предикации. Именно когнитивное
понимание текста составляет сущность научного познания, это одна из форм
функционирования знания. Если понимание
переходит в знание, то этот процесс обеспечивает социальную, профессиональную
активность личности, позволяющую осуществлять операции деятельности, то есть
достигается конечная цель - включение
нового, выводного знания в систему интеллектуальных знаний реципиента.
Прагматичность
когнитивного понимания текста проявляется в способности реципиента не только
выделить «главную идею» текста, но осознать, запомнить и применить эту идею в
реальных ситуациях. Стройную и непротиворечивую, на наш взгляд, концепцию
понимания текста выстроил А.А. Брудный, предложив парадигмальный подход. Его
концепция применима к различным исследовательским позициям. По А.А. Брудному,
процесс понимания текста происходит на нескольких уровнях: последовательное
перемещение от одной смысловой части к другой, расположенной после нее,
перецентровка - перемещение мыслительного центра ситуации от одного элемента к
другому, которое не всегда совпадает с последовательностью элементов текста, а
допускает скачкообразные движения назад, формирование концепта текста - его
общего смысла, имеющего чаще всего внетекстовый характер, то есть не
получающего достаточно речевого выражения [Брудный 1975: 116], то есть А.А. Брудный в процессе понимания
текста выделяет особый уровень, уровень перемещения от одного относительно
законченного элемента текста к другому, расположенному после него. В соответствии
с его концепцией, в результате процесса понимания образуется некоторая картина
общего смысла воспринимаемого текста - концепт текста. Полагаем, что понимание
текста как процесс протекает во взаимосвязи его когнитивного и
личностно-смыслового компонентов.
Когнитивное понимание
может быть и движением от общих представлений к понятиям. Это движение к
выводному понятию имеет множество признаков и множество условий. Успех
когнитивного понимания зависит от типологизирующего сознания реципиента, от
категориальности его восприятия.
Когнитивное понимание – это и знаковая, и содержательная деятельность.
Во многих текстах для
когнитивного понимания «все их элементы однозначно представлены в том смысловом
качестве, в каком они только и могут быть поняты читателем, располагающим
должны тезаурусом» [Брудный 1975:114-115]. Способность когнитивного понимания
текста является важнейшей составляющей интеллектуальной сущности человека.
Литература
1. Богин, Г.И. Обретение
способности понимать: Введение в герменевтику [Текст] / Г.И. Богин. - М.: Психология и Бизнес, 2001.
- 731 с. - С. 27
2.
Брудный, А.А.
Психологическая герменевтика [Текст]: уч.
пос. / А.А. Брудный. - М., 1998. - 336 с.
3.
Брудный, А. А. Понимание как
философско-психологическая проблема [Текст]: статья / А.А. Брудный // Вопр.
философии, 1975. - № 10. - С. 109 - 117.
4.
Дейк, Т. А. ван, Кинч, В. Стратегия понимания связного текста
[Текст] / Т. А. ван Дейк и В. Кинч // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.
XXIII. Когнитивные аспекты языка. - М.:
Прогресс, 1988. - 567с.- С. 153-208
5.
Лунгу, К.Н. Понимание и его
диагностика [Текст] / К.Н. Лунгу //
Вестник МГОУ, 2009. - №3.- С.56-60 (Серия «Педагогика»).
6.
Щедровицкий, Г. П., Якобсон
С. Г. Заметки к определению понятий «мышление» и «понимание»
[Текст] / Г. П.
Щедровицкий, С. Г. Якобсон //
Мышление и общение: Материалы Всесоюз. симпоз. - Алма-Ата: Казах. пед.
ин-т, 1973. – 28-32 с. - С. 30