Психология/9. Психология развития
К. психол. н. Смирнова
О.Б.
НОО ВПО НП «Тульский
институт экономики и информатики», Россия
Значение формирования экономического
Я личности
в системе социально-экономических
отношений
Современные тенденции развития
российского общества в контексте изменения и преобразования социально-экономических
отношений, финансовый кризис современной России, свидетельствуют о динамичной
смене жизненных приоритетов конкретной личности и системы ценностных ориентиров
всего российского общества. Результатами данных тенденций выступают, с одной
стороны, утрата политической, социальной, национальной, гражданской и
экономической идентичности многими
слоями населения, которые ранее традиционно занимали стабильно высокое
социально-экономическое положение в обществе. С другой стороны, становится
актуальной необходимость накопления социального капитала как совокупности ресурсов социальных отношений и сетей
отношений, которыми обладает человек для реализации своих социальных интересов.
Как
отмечает Радаев В.В., социальный капитал обладает рядом характеристик,
свойственных экономическому капиталу, а именно ограниченностью, способностью к
накоплению, конвертируемостью, самоворастанием и, даже, передаваемостью на
уровне межорганизационных отношений [1]. При этом, как отмечает исследователь социальный капитал не сводится к
каким-то выработанным способностям человека, не является чисто
логическим, рациональным знанием, подобно человеческому капиталу, и не
отпечатывается в теле человека в виде инкорпорированных навыков, подобно
культурному капиталу. Социальный капитал не существует вне людей, но и не
является атрибутом какого–то отдельного человека.
С позиций структурного направления исследования
феномена социального капитала центральным понятием и структурной основной
выступает понятие социальных сетей, так называемый сетевой подход. Он позволяет
не просто оперировать общим понятием социального капитала, но также производить
разного рода измерения – плотности сетей, силы сетевых связей, их устойчивости.
При этом сетевой подход в рамках изучения социального капитала дает возможность
строить разные сетевые конфигурации, наглядно демонстрируя различия структуры
того или иного социального капитала.
Изучение социального капитала в контексте
институционального подхода выводит нас к проблематике доверия, которое в исходном
определении рассматривается как выполнение
обязательств без применения санкций. Другими словами, взаимные
обязательства будут выполнены, и применять санкции не придется. В основе
доверия лежит реципрокность, или вера во взаимность, в действенность взаимных
связей. Таким образом, если со структурной
стороны социальный капитал выступает как совокупность сетевых контактов, то с институциональной
стороны он воплощает в себе накопленное доверие и измеряется, соответственно, числом
накопленных обязательств [2].
В рамках нашего исследования
наиболее интересным представляется интеграция данных подходов с целью изучения
социального капитала в контексте многогранности и сложности данного понятия.
Среди элементов социального
капитала личности можно выделить: 1)
социальную идентичность личности, 2) социальную автобиографическую память,
разделяемую личностью со своими знакомыми, 3) социально-психологическое
пространство личности, то есть представление личности о своих связях, 4)
доверие и репутация, накопленные личностью в отношениях, наконец, 5) ресурсы
социальной сети, а также 6) отношение личности к своим социальным связям как
ресурсу.
Зарубежные психологи отмечают
тот факт, что личность до некоторой степени способна выбирать не только вектор
собственных действий, но также характер и направленность собственной
идентичности. Несмотря на то, что социально-экономические категории обладают
более или менее выраженным аскриптивным характером, личность зачастую сама
делает выбор относительно идентификации себя с предпочтительной социальной
позицией.
Помимо этого в долгосрочной
перспективе личность как субъект социально-экономических отношений способна
менять идеалы и нормы, а также саму природу социально-экономических категорий.
И.П. Гурова в качестве форм
социального капитала выделяет «социальные узы», «социальные мосты» и
«социальные связи» [3]. Социальные узы характеризуют систему связей внутри
группы людей, характеризующейся первичностью для индивида, имеющей семейственный
характер. Социальные мосты автор рассматривает как капитал, возникающий в
отношениях между посторонними акторами социального взаимодействия и
определяется межличностным доверием среди «чужих». Понятие социальных связей в
структуре социального капитала представляет систему отношений между различными
социальными стратами, имеющими доступ к экономическим, социальным ресурсам и
власти.
Анализируя закономерности
процесса развития личности в системе социально-экономических отношений, следует
отметить, что люди действуют определенным образом естественно, без аналитики, и
в большинстве случаев, по привычке. Они являются продуктами собственной
социально-экономической среды и не осознают возможности совершения действия
по-другому. Зачастую нормы поведения есть не что иное как внутренне усвоенные
правила, которые формируются посредством механизмов социально-общественного
одобрения или порицания.
С другой стороны стандартная
экономическая модель не принимает во внимание закономерности развития личности
в процессе социализации, за исключением того случая если социализация всех
людей не была одинакова. При этом любые различия трактуются как индивидуальные
личные различия.
Субъективные представления
людей о собственном материальном благополучие обусловливают их повседневное
экономическое поведение и взаимодействия в рамках микросоциальной и
экономической среды. Наряду с этим именно личностные представления о
собственной экономической субъектности затрагивают всю систему макроэкономических
отношений с государством, во многом определяя жизненную направленность,
мировоззрение, сферу ценностей человека.
Все это придает особую
актуальность исследованию вопросов экономической идентификации личности как
самостоятельной психологической проблемы формирования экономического Я личности
в структуре социального капитала, с одной стороны, и проблем накопления
социального капитала с позиций формирования таких компонентов как доверие,
взаимная толерантность и социальной сплоченности, с другой стороны.
Отдельные
составляющие обозначенных проблем изучаются в экономической психологии с
позиций анализа когнитивных аспектов взаимоотношений человека и общества, а
именно, в рамках изучения индивидуальных представлений людей о богатстве и
бедности, их границах, социальном неравенстве, восприятия человеком
собственного благосостояния (Г.Тард, Дж. Катон, Г. Саймон, П.-Л. Рейно, П. Альбо) [4]. Формирование экономической идентичности человека
рассматривается также в связи с исследования экономического статуса как
характеристики объективного положения личности или группы, самооценки человеком
своего материального положения как психологической составляющей его
экономического сознания и самосознания.
С.В. Малахов в
своем обзоре, посвященном анализу развития экономической психологии, замечает,
что укреплению экономической психологии служили открытия и в области
социобиологического знания, позволившее психологам более активно включиться в изучение
не только рационального, «полезного» экономического (эгоистического поведения
«экономического человека» А. Смита), но и альтруистического («нерационального»)
поведения [5].
Говоря
о поведенческих стратегиях личности, следует отметить, что образ Я облегчает человеку ориентацию в системе этих
активностей за счет формирования в нем системы самоидентичностей: половой,
возрастной, социально-психологической, экономической и т. д.
На уровне
личности активность субъекта называется потребностью в саморегуляции, и основой
образа Я становится дифференцирующая составляющая, направленная на выделение
личности из социума и обеспечивающая ее самоактуализацию. Следовательно, по
мнению В.В. Столина, "выявление своей социальной ценности и смысла
своего бытия, формирование и изменение представлений о своем будущем, прошлом и
настоящем характеризуют самосознание личности" [6].
Рассматривая экономическое Я с позиции системного
подхода, необходимо отметить, что оно также функционирует во времени. Человек
регулярно выходит за рамки настоящего, прорывая его пределы в направлении
прошлого и будущего в отношении себя. Таким образом, экономическое Я личности в структуре
социального капитала развернуто
во времени, и обусловливается наличием трех модальностей по
"темпоральному" признаку:
1) актуальное экономическое "Я"
("Я" в настоящем);
2) ретроспективное экономическое "Я"
("Я" в прошлом);
3)
проспективное экономическое "Я" ("Я" в будущем).
Для понимания изменений образа Я необходимо соотнести образ Я и его модальности. Данный
механизм позволяет понять адаптивные процессы личности, с целью более глубокого
понимания структурно-функциональных связей внутри системы самосознания личности.
Таким образом, экономическое Я личности можно определить как продукт
экономического самосознания личности, который представляет собой
экономико-психологическую категорию, которая относится к результату определения
человеком своего положения в системе экономических отношений и, прежде всего,
отношений собственности, являющихся, центральными базовыми отношениями личности.
При этом осознание личностью своего
отношения к собственности является психологической основой
формирования его экономической идентичности. Важной характеристикой данного
процесса является наряду с осознанием индивидом объективного экономического
статуса, адекватность его "психологического запроса" данного
положения, который определяет психологические границы собственности, что относится к его экономическому
Я. Перечисленные условия инициируют успешное взаимодействие личности и
социальных групп, то есть происходит воспроизводство кооперативных от ношений:
сотрудничества, взаимопомощи, поддержки, участия и согласия. Данное накопление
успешной социальной интеракции может использоваться далее как некий социальный
ресурс, который и есть не что иное, как
социальный капитал.
Литература:
1.
Татарко
А.Н., Лебедев Н.М. Социальный капитал: теория и психологические исследования.
Монография. – М.: РУДН, 2009. – С. 8.
2.
Радаев
В.В. Социальный капитал как
научная категория //
Социальный капитал: теория и практика. №2. 2003.
С. 5 – 23.
3.
Гурова
И.П. Проблемы доверия-недоверия в экономических отношениях в России //
Бюллетень научной программы «Особенности российской культуры и менталитета как
фактора социально-экономического развития». 2007. №2. С. 516 – 547.
4.
Потапова
И.С. История экономических учений. – М.: МГИУ, 2000. – C. 112 – 206.
5.
Малахов С.В. Основы экономической психологии: Учебное
пособие. – М., 1992. – С. 35 – 47.
6.
Столин В.В. Самосознание
личности. – М.: МГУ, 1983. – С. 84 – 253с.