Архитектура и строительство / 1. Архитектурные решения объектов
строительства и реконструкции.
Д.
мистецтвознавства Урсу Н.О.
Кам’янець-Подільський
національний університет імені Івана Огієнка, Україна
ТВОРЧЕСТВО
АРХИТЕКТОРА ЯНА ДЕ ВИТТЕ ДЛЯ ДОМИНИКАНСКОГО ОРДЕНА НА УКРАИНЕ
Поиск архитекторов, участвовавших в создании
доминиканских храмов, существенно осложняется по причине малого
количества первоисточников, документальной и архивной информации. Такая
таинственность, за некоторым исключением, фиксации имен архитекторов,
художников, мастеров декоративно-прикладного искусства прослеживается на
протяжении более шести сотен лет, то есть всего периода, когда возводились
постройки монахов на территории Украины. Эта ситуация отражает общую проблему
прошлых времен, когда отношение власти и общества к создателям сакральных
построек свидетельствовала об отсутствии к ним должного внимания. Рассмотрение
архивных документов, так называемых «визитаций» костелов, практически не
содержит сведений об архитекторах и художниках. Почти не сохранились книги
«фабрик», т.е. хроники общего цехового строительства сакральных сооружений. То,
что некоторые имена все же дошли до потомков, на данный момент воспринимается в
определенной степени как исключение из правил. По этой же причине не хватает
серьезных публикаций в искусствоведческой литературе о творчестве, как
отдельных художников, так и конкретных архитектурных и художественных школ,
что, несомненно, существовали на украинских территориях. Поэтому, любые, даже
скупые сведения по этому вопросу, играют определенную роль в создании общей
картины творческой деятельности и освещении проблемы художественного наследия
ордена проповедников на украинских землях.
Среди архитекторов, участвовавших в возведении
сооружений для доминиканского ордена на Украине можно назвать несколько
светских лиц, а также зодчих из монашеской среды. В XVII-XIX веках на украинских землях существовали львовская и подольская
архитектурные школы; Волынь не имела специального заведения, где строители
группировались или получали образование. Можно назвать придворных архитекторов
при магнатских дворах: француза – майора Якоба Дапре Бланге (Вишневец),
итальянца Антонио Кастелли (Олыка, Жовква), итальянца Павла Фонтана, а также
отцов-иезуитов Павла Гижицкого и Андрея Ахорна. Главенствующая роль в
строительстве сакральной архитектуры Волыни принадлежит двум архитекторам –
иезуиту П. Гижицкому и светскому – П. Фонтана. Существенное влияние на характер
архитектурных сооружений доминиканцев на землях Подолья, Киевщины, Брацлавщины
и Волыни имели, прежде всего, подольская (Я. де Витте, В. Риппе, Я. И.
Кампенхауз, К. (Dahlke) Дальке и проч.) и львовская (Ф. Кульчицкий, М. Урбаник,
П. Полейовский, Б. Меретин, А. Мошинский, Я.Зубрицкий и др.), архитектурные
школы. Приглашали иностранных зодчих, например. Я.-И. Деламарса, Ф. Плациди, К.
Гронацького, В. Ленартовича и др.
В среде подольских военных инженеров-архитекторов для
доминиканцев активно работал Ян де Витте (1709-1785) [6], который родился и
умер в Каменце на Подолье. Особые отношения складываются у выдающегося мастера
с орденом доминиканцев. Младший брат архитектора, Антоний де Витт, принадлежал
к монахам этого ордена [3, с. 24]. В молодые годы он поступил в конвент
отцов-доминиканцев в Каменце-Подольском и принял монашеское имя Томаш (Фома).
Позже был капелланом в составе конвента в Теребовле, о чем можно узнать из
документальных записей 1745 из архива Львовского конвента доминиканцев [2].
Деятельность светского лица, Яна де Витте, известного
архитектора, военного инженера, коменданта Каменец-Подольской крепости, почти
совпала по времени с творчеством монаха-иезуита Павла Гижицкого. Этот
выдающийся отечественный зодчий оставил достаточно большое архитектурное наследие.
Он постепенно перестраивает фасады почти всех костелов в родном городе,
Замковых и Кушнирских ворот. Зодчий строит дом комендатуры Каменецкой крепости,
колокольни Кафедрального и францисканского костелов, военные казармы, пороховые
погреба, павильон над Армянским колодцем, Подзамковые и Триумфальные ворота,
Мариинский костел в Бердичеве и проч. Хотя до сих пор источников,
подтверждающих авторство Яна де Витте в проектировании некоторых сооружений
(костелы доминиканок, тринитариев и др.), не найдено, исследовательница
украинской средневековой и барочной архитектуры Евгения Пламеницкая на основе
общности черт некоторых построек предполагает, что «... в городе на то время
существовала значительная строительная школа, в основе которой, возможно, была
еще мастерская каменщиков, созданная при крепости еще в ХV в.» [7, с. 35].
Збигнев Хорнунг, польский исследователь творчества Яна
де Витте, констатирует очень высокий уровень его строительных работ, но
архитектурой он занимался настолько, насколько ему позволяли служебные
обязанности: создавал проект строения и осуществлял авторский надзор, не
занимаясь техническим исполнением [3, с. 45-46].
Слава Яна де Витте как талантливого архитектурного
проектировщика распространялась за границы родной страны. Он получал заказы от
видных представителей российской и молдавской аристократии [3, с. 58]. Из его
личной корреспонденции узнаем, что восемнадцать костелов и ряд других зданий
свидетельствуют о высоком уровне творчества архитектора. Особенно поражает
высокая оценка генералом доминиканского ордена и местными экспертами в Риме его
проекта костела Пресвятой Евхаристии во Львове. Это был наибольший успех
архитектора на международной арене [3, с. 59].
Наиболее известными работами Яна де Витте для
доминиканского ордена можно назвать создание и реализацию архитектурных
проектов костелов Пресвятой Евхаристии и Марии Магдалины во Львове [3, с. 53],
реставрацию монастырских помещений, костела и восстановление колокольни
архитектурного ансамбля францисканского ордена в Каменце-Подольском.
Заслуживает внимания его вклад в реставрацию архитектурных сооружений
доминиканского ордена в родном Каменце. В соответствии с проектным предложением
архитектора достраивается второй этаж монастыря, который находится справа от
главного портала. Слева, на углу улицы Доминиканской, пристраивается
двухэтажный коляторський (фундаторський) дом с трехскатной крышей Михаила
Франца Потоцкого, в котором этот шляхтич прожил несколько лет и умер (погребен
в крипте часовни св. Доминика). Для творчества Яна де Витте присущи высокий
профессиональный уровень, творческий интеллект, гармоническое равновесие,
которое звучит почти во всех архитектурных произведениях военного
инженера-зодчего.
Примечательны исследовательские поиски польского
ученого Петра Красного, который в статье, посвященной публикации монографии
Збигнева Хорнунга, справедливо отметил, что проекты архитектора отмечались
очень высоким уровнем, часто в процессе реализации они выполнялись местными
строителями и, как следствие, содержали значительные расхождения между
элегантной концепцией и достаточно грубым исполнением. Автор дает глубокую
сравнительную характеристику творчества Яна де Витте и пытается найти место его
зодчеству в системе европейской архитектурной деятельности [5, с. 246, 248].
Польский исследователь Е. Ковальчик в результате
атрибуции отдает авторство доминиканского костела в Сидорове, построенного в
1726 году [1, с. 1], Яну де Витте. Но, в свете новых данных из книг-метрик и
уточненной даты рождения архитектора (1709), на момент возникновения костела
ему было бы 15 лет. Оригинальный план внедрен в застройку
доминиканцев-обсервантов: он создан в виде графического изображения герба
Подольского воеводы Мартина Калиновского – стрела на луке с двумя звездами;
пресбитерий треугольной формы (пик стрелы) [4, с. 98]. Однако, в связи вновь
открывшимися обстоятельствами и данными, Ян де Витте никак не мог быть автором
этого интересного проекта.
С Яном де Витте тесно сотрудничал в работе над
заказами ордена доминиканцев польский архитектор Мартин Урбаник (? -1764),
который в 1745 году заключил соглашение на строительство костела Пресвятой
Евхаристии во Львове по проекту Яна де Витте. Он досконально следовал задумкам
проектанта и, в итоге, львовяне получили один из лучших барочных храмов
отечественного зодчества.
Интересная черта, сопровождавшая деятельность
создателей сакральных построек, наблюдается не только на территории Украины, но
и в Западной Европе. Это выполнение работ и заказов мастерами разных
художественных направлений, которые группировались в творческие ансамбли. Очень
часто можно ошибиться, называя архитектора здания. Проект выполнял один зодчий,
а надзор за постройкой осуществлял другой или несколько строителей. Нередко в
памяти людей оставалось имя того, кто надзирал за строительством, как автора
сооружения. В качестве примера соединения опыта и знаний подольской и львовской
школ, можно привести творческое сотрудничество Яна де Витте с Мартином
Урбаником, которые для строительства очередного храма набирали «фабрику»,
состоящую из мастеров разных направлений, необходимых для возведения святыни.
Следует отметить дуалистический характер творческого наследия Яна де Витте,
взаимосвязь украинской и польской культур, реминисценции наслоений
духовно-художественного достояния других народов, которые соединились в
процессе возведения мастером сакральных сооружений доминиканского ордена. Его
творчество вобрало основные тенденции и закономерности развития современной ему
христианской архитектуры.
Немало белых страниц в творчестве выдающегося,
плодотворно работавшего украинского архитектора Яна де Витте еще требуют
глубокого исследования, атрибуции и анализа специалистов.
Литература
1.
AALw (Archiwum Archidiecezji
Lwowskiej w Krakowie). – sygn. 285. – Akta parafialne. Inwentarz
Kościoła ob. łat. w Sidorowie, 1937.
2.
ADK (Archiwum Polskiej
Prowincji Dominikanów w Krakowie). – Catalogus Patrum et Fratrum S. Ordinis
Praedicatorum z 1889.
3.
Hornung Z. Jan de Witte architect kościoła Dominikanów we
Lwowie / Z. Hornung. – Warszawa, 1995. – 303 s.
4.
Kowalczyk J. Kościoły późnobarokowe w diecezji Kamienieckiej
/ J. Kowalczyk //
Sztuka kresów
wschodnich. – Kraków, 1996. – Cz. 2. – S. 85-126.
5.
Krasny P. Kilka uwag na marginesie książki Zbigniewa Hornunga o
Janie de Wittem / P. Krasny // BAROK. Historia-Literatura-Sztuka. – Warszawa : Neriton, 1996. – № 1(5).
– S. 244-255.
6.
ZNO (Zakład Narodowy im. Ossolińskich).
– Wypisy z
ksiąg metrykalnych katedry kamienieckiej odnoszące się do
rodziny de Witte. – Zbiór A. Czołowskiego. – Rkpsy № 2283, 2284.
7.
Пламеницька Є.М.
Кам’янець-Подільський : історико-архітектурний нарис / Є.М. Пламеницька. – К.,
1968. – 120 с.