Щаюк Ирина Александровна
Волгоградский филиал
Российского государственного университета туризма и сервиса
Характерные особенности жилища казаков
Прихоперья в ХVI – ХVIII вв.
Обращаясь к истории
казачества, сталкиваемся с тем, что культурное наследие этой этнической группы
мало изучено. Традиции наших предков постепенно угасают: разрушаются их жилища,
умирают люди, хранители старины. Поэтому так важно сейчас собрать те крупицы,
которые нам оставило безжалостное время. Первое
водное путешествие на байдарках по Хопру, в рамках эколого-этнографической
экспедиции, поразило великолепием природы Прихоперья. Общение с жителями
хуторов и станиц, их рассказы и легенды о родном крае, о своей жизни, посещение
музеев произвели незабываемые впечатления.
В ХVI-ХVII веках распространенными жилищами в хоперских городках были
землянки и полуземлянки. Такие постройки соответствовали особенности казачьего
военного быта: на время длительного похода их забрасывали или разрушали. Для
того чтобы соорудить их вновь, не требовалось особого строительного материала.
Стены землянок были рублеными или плетневыми, так как подручный материал
(тальник, ива, глина) имелся в изобилии. Землянки были очень удобными,
поскольку они не затапливались весной во время снега, а также позволяли пережить
жаркое раннее лето и суровую зиму.
Земляные постройки хоперских казаков
отличались некоторой спецификой: получила название подземной. Такая система
состояла из небольшой сложенной из
сырцового кирпича печки, идущего от нее горизонтального дымохода, вырытого в толще глинобитного пола по
периметру стен постройки, и вертикального дымохода, через который дым выходил
наружу. По-моему, такая система отопления позволяла использовать земляной или
глиняный пол для создания прохлады летом и нейтрализовать его холодное влияние
зимой.
До конца ХVII
века хоперские казаки жили в небольших укрепленных городках и временных
поселениях – зимниках. В зимниках казаки жили чаще всего зимой, проводя лето в
военных походах и набегах. Эти временные поселения использовались для
содержания скота, который в летнее время выпасался в степи. Со временем
зимовники превращались в хутора, а более крупные городки – в станицы. Городки
обычно строились на левом берегу Хопра, в укромных местах, густо заросших
лесом. Старинные городки имели форму круга, квадрата или овала. Центром города
был плац (майдан) со станичной избой, в которой располагался атаман. Жилища
казаков выстраивались по кругу от плаца. Такая модель поселения называется
куренной, она была заимствована казаками у кочевых народов.
С ХVII
века за казачьими поселениями закрепляется название «станица». Большинство из
них, основанных первоначально на левой стороне Хопра, к этому времени были
перенесены на высокий правый берег, потому что очень часто станицы затапливались
весенними водами. По мере усиления
социальной неоднородности донского казачества куренной принцип строения их
поселений был изменен. Поздние казачьи станицы имели «центр» и «периферию»
(концы, кутки). В центре по-прежнему располагался плац, а также стояли здания
станичного правления, почты и конечно церковь.
Но в новой структуре поселения центр
выделялся и как место, особо престижное в социальном отношении: здесь стояли
дома атамана, офицеров, священника, крупных торговцев. Казачья же беднота
оттеснялась на окраины.
С переходом к земледельческому труду во
вновь отстроенных станицах казаки сооружали добротные жилища, со временем
вытеснившие примитивные землянки. Для строительства использовали материалы,
которые щедро давала природа: дерево, камень, глину. Камень-дикарь собирали в
степи и сооружали из него жилые и хозяйственные постройки, прочные изгороди. Из
глины и мелкорубленой соломы делали сырцовый кирпич – саман. Постройки из
такого кирпича называли саманками. Жилища, сооруженные из плетня и обмазанные
глиной, назывались турлушками. Дома из самана и из камыша обычно смазываются с двух сторон глиной. Во
время экспедиции из рассказов старожилов нам стало известно, что обмазка дома –
это целый ритуал и делается он в несколько приемов. Когда стены возведены и
кровля покрыта, созывают соседей и родственников для первой «мазки», называемой
«под кулаки». Глину вперемешку с резаной соломой забивают кулаками в камышовый
плетень или обмазывают ею стены из самана. Через неделю делают вторую мазку –
под пальцы, когда глину перемешивают с половой( шелухой после обмола зерна) и
вминают, разглаживают пальцами. Для третьей мазки применяют раствор, состоящий
из глины, песка и кизяка (сухой конский навоз протирают через сито). Бывает еще
четвертая мазка – вихтюхованная – то есть
тряпкой («вихтем») размывают стены, нанося на них аккуратным слоем глину
«серовку». Но наибольшее распространение в этот период получили срубные жилища
– рубленные из брусьев или бревен.
Развитие традиционного казачьего жилища шло по пути увеличения размеров
построек и усложнения их планировки – от однокамерных (состоящих из одного помещения) до больших многокамерных домов.
Простейшая однокамерная постройка
называлась у хоперских казаков «хатка» или «хижка». Если к хате пристраивали
холодный чулан, то такие жилища назывались «хата с чуланом».
С середины ХVIII
века на Хопре получили широкое распространение так называемые «протяжные хаты».
Такое жилище состояло из двух жилых помещений – «хаты» и «горницы», соединенных
холодным чуланом. Сотрудники музея в станице Слащевской дали нам подробное
описание типичной протяжной хаты. Такой дом четко делился на теплую зимнюю
часть с русской печью, и через сени –
летнюю, холодную. В целях экономии сени на Дону и Хопре часто рубили в полбревна
(из плах). Количество окон на длинной стороне, по каждую сторону от крыльца от
одного до двух. Традиции строительства казачьего дома передавалтсь из поколения
в поколение.