История/1.
Отечественная история
Д.и.н. Олейник О.Ю.
Ивановский государственный энергетический университет, Россия
О СОЦИАЛЬНОМ
СТАТУСЕ И РОЛИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
В СОВЕТСКОМ
ОБЩЕСТВЕ 30-х гг.
После революции
1917 г. и коренной ломки старого строя интеллигенция первоначально оказалась
как бы «на обочине» развернувшихся социально-политических процессов. Однако ее роль
объективно возрастала в ходе решения задач национально-государственного и хозяйственного
строительства и возрождения традиционных ценностей культуры.
30-е
годы явились в этом отношении переломными. На их протяжении в советском обществе
произошло то, что Г.П. Федотов очень точно назвал переключением революционной
энергии в национальную. На смену интернационалистической парадигме мировой пролетарской
революции пришла этатистская концепция строительства социализма в одной стране,
предполагавшая создание мощного государства в условиях враждебного
капиталистического окружения. На новой идеологической основе реанимировались элементы
традиционного российского имперского сознания.
Именно
в этот период получило завершение трудное, противоречивое, наполненное трагическими
страницами становление первого поколения советской интеллигенции. Как отмечал
Г.П. Федотов, оно было органически предано советскому строю и чувствовало
свою кровную связь с народом и правящим классом, которая проявлялась в большей
степени, нежели у дореволюционной интеллигенции: «Интеллигенция с государством,
интеллигенция с властью: такова ситуация в России, не повторявшаяся с начала
ХIХ в.» (Федотов Г.П. Сталинократия // Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Т. 2.
СПб, 1991. С. 96).
С середины
30-х годов, в связи с подготовкой и принятием новой Конституции СССР,
интеллигенция стала официально определяться как «советская» и «народная».
Власть перестала открыто декларировать отношение к ее представителям как к
носителям, преимущественно, «старой культуры» и чуждым социальным элементам. В
этот период в социальной структуре СССР происходил процесс своего рода рефеодализации
и воссоздания в советской форме элементов сословности в статусе интеллигенции,
на что одним из первых обратил внимание В.С. Волков (Волков В.С. Элементы
сословности в социально-политическом статусе интеллигенции в СССР в 20–30-х
годах // Поиск новых подходов в изучении интеллигенции: проблемы теории,
методологии, источниковедения и историографии: Тез. докл. и сообщ. межгосударств.
науч.-теорет. конф. Иваново, 13–15 сентября 1993 г. Иваново, 1993. С. 25-26).
Развивая эту мысль, С.А. Красильников отмечает, что интеллигенция все более
трансформировалась в массовое служилое сословие, заняв место между элитой -
номенклатурой и основной массой населения, занятой физическим трудом. При этом
определенная ее часть сохраняла преемственность с традиционным дореволюционным
типом, а подавляющее большинство слилось с трудящимися. «Советизация» работников
умственного труда, подчеркивает С.А. Красильников, «под которой понималась
политическая поддержка советского государственного строя и профессиональная деятельность
по его укреплению, к середине 1930-х годов стала реальностью. Однако провозглашенная
коммунистическими лидерами страны идейная консолидация интеллигенции не была
достигнута…» (Красильников С.А. Социально-политическое развитие интеллигенции Сибири
в 1917 – середине 1930-х гг.: Дис. в виде науч. докл. на соиск. учен. степ.
канд. истор. наук. Новосибирск, 1995. С. 40, 39, 38).
Вместе
с тем, в среде представителей советской интеллигенции существовала и категория «молчальников»,
являвшихся носителями своего рода «катакомбного духа» (Федотов Г.П. Судьба и грехи
России. СПб., 1991. Т. 2. С. 118, 185). В этой связи, применительно к 30-м
годам, имеет смысл говорить не столько о наличии идейно-политической дифференциации
интеллигенции в советском обществе, сколько о дуализме ее политического сознания,
выражавшемся в существовании открыто проявлявшегося «внешнего», и латентного «внутреннего»
потоков. Как справедливо отмечает С.А. Кислицин, интеллигентская часть
элиты, с одной стороны, обеспечивала достаточно конструктивное руководство образованием,
наукой, культурой, частично экономикой, а, с другой стороны – объективно внесла
вклад в становление партгосноменклатуры, в укрепление сталинского режима, в
пропагандистское обеспечение репрессивной политики. Ее представители, подчас, «выступали
на службе исполнителями воли партии и ее вождей, а в своей микросреде выражали
несогласие и протест» (Кислицин С.А. Эволюция и поражение
большевистской элиты. Ростов-н/Д, 1995. С. 85).
Вместе
с тем, упрощением было бы считать, что советский режим «приотпахнул соблазны перед
интеллигенцией», дал ей возможность «заглотнуть горячего пролетарского ветра и
шаткими своими ногами догонять уходящий в светлое будущее передовой класс», и
что 30-е годы для интеллигенции, превращенной «в служебно-чиновный класс»,
стали «успешной школой предательства». (Солженицын А.И. Образованщина // Из-под
глыб.: Сб. ст. М., 1992. С. 193, 194).
Вряд ли оправданно характеризовать интеллигенцию рассматриваемого периода исключительно в качестве некоего «социального Иуды», изменившего своему возвышенному подвижническому предназначению. В этой связи следует помнить о том, что от ее представителей, как и от всех советских людей, тогда «потребовалось столько мужества, что его хватило бы на несколько поколений, мужества не только в работе или в бою, но и в молчании, в недоумении, в тревоге». (Эренбург И. Люди, годы, жизнь. М., 1963. Кн. 3,4. С. 357). Многие интеллигенты не утратили стремления к служению своему делу, высоким гуманным идеалам, родине. Они по-прежнему выполняли свою социальную функцию и, в этом смысле, продолжали традицию дореволюционной интеллигенции.