Лобов Е.В. аспирант
БГПУ им. Акмуллы г.Уфа Р. Б.
Соборные
старцы и рядовая братия: послушания. (на примере Далматова Успенского
монастыря).
Далматовский Успенский
монастырь – один из старейших монастырей Западной Сибири – основан в 1644 г.
бывшим тобольским служилым человеком Дмитрием Ивановичем Мокренским (в иночестве Далмат). Находится в г.
Далматово Курганской области на высоком левом берегу реки Исети в месте
впадения в нее реки Течи. Обитель
явилась первым русским поселением в долине р. Исеть и оказывала влияние на
дальнейший процесс заселения края.
Большинство монастырских
должностей – «послушаний» определилось в раннее средневековье в восточных
православных церквах. Так в константинопольском студийском монастыре IX века должностными лицами обители
были: эконом, келарь, кутник (заведовавший трапезой) «деместик церковный» (церковной
уставщик), пономарь, книжный хранитель, больничный старец, «ключарь житницы».
В российской средневековой
монастырской иерархии первым помощником настоятелем монастыря являлся келарь.
Он был своеобразным вице – настоятелем
по ведению монастырского хозяйства. В указе царя Михаила Федоровича
суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю (1640 г.) подробно перечислены все
обязанности келаря: хранение монастырской казны, выдача и прием денег, надзор
за своевременным поступлением оброка и крестьянскими повинностями, ведение
монастырских расчетных книг, участие монастыря в выполнении государственных
повинностей.
К традиционным
обязанностям келаря относилось хранение и распределение съестных приказов.
Злоупотребление своим положением, неодинаковое отношение ко всем монахам со
стороны келаря могли дестабилизировать монастырский порядок. Поэтому
составители монастырских уставов и настоятели обителей уделяли особое внимание
должности келарей.
Кроме всего
перечисленного, келарь принимал гостей обители. У келаря были свои помощники:
подкеларь, чашник и подчашник. Все они трудились в службах, связанных с
монастырской трапезой. Управлять монастырскими имениями келарю помогали
посельские старцы.
Высокое положение келаря
в монастырской иерархии было характерно и для Далматова Успенского монастыря.
Монастырский архив сохранил нам имена некоторых келарей обители. Так, в 70-е
гг. XVII в. это послушание нес знаменитый Афанасий Любимов (1677 – 1679 гг.).
После его отъезда в Москву пост келаря был слит с постом казначея, отвечавшего
ранее только за учет и хранение монастырской казны. Из далматовских казначеев – келарей особенно долго это
послушание нес старец Никон. Впервые как казначей монастыря он упоминается в
1704 г. Под 1748 г. в монастырском архиве сохранилось дело о «смерти казначея
Никона»[i]. Как
казначей монастыря Никон упомянут в 1719 г.,1727 г. Однако под 1731 г.
сохранилось дело, названное «Приемочная ведомость казначея иеромонаха Тимофея».
Видимо на какое-то время Никон потерял свой пост (возможно – архимандрита Сильвестра
в 1730 г.).
Из других казначеев
Далматова Успенского монастыря нам известны: Илларион (упомянут в 1701 г.),
Иосиф (упомянут в 1699 г.), Никанор (упомянут в 1694 г.). Любопытство, что в
описании монастырских должностей за 1735 г. названы как должность келаря, так и
должность казначея. Видимо слияние вышеуказанных должностей не было
окончательным. В реестре монахов за 1754 г. должность келаря вообще не названо.
Вместо келаря там фигурирует эконом и отдельно вновь назван казначей. И,
наконец, в описи церковных имений Далматова монастыря, составленной в 1763 г.
поручиком и. Черкасовым названы: 1 эконом и 2 казначея.
Несмотря на различные
термины второго лица монастырской администрации (келарь, эконом, казначей),
должность принадлежала к числу монастырской номенклатуры., возглавляя
группу так называемых соборных старцев,
управлявших монастырем вместе с настоятелем. Помимо келаря и казначея, в состав этой группы входили:
иеромонахи, екклесиарх (устащик), пономарь, старшие монахи различных отраслей
хозяйства (кон….. старец, хлебный старец и.т.д.).
Совершение богослужения
являлось главной обязанностью монашествующих. Поэтому вполне понятен факт
включения в состав соборных старцев священнослужителей-священников и диаконов.
Как правило, служба в монастырях вели сами монашествующие, имеющие сан
священника (иеромонахи). В особо торжественных случаях службу вел «правил» сам
настоятель. Помогали иеромонахам монахи – диаконы (иеродиаконы).
В Далматовом Успенском
монастыре численность иеромонахов была невелика. По данным 1719 г. в монастыре
было 4 иеромонаха, по данным 1735 г. – 3 иеромонаха, по данным 1754 г. – 7
иеромонахов, по данным 1763 г. – 15 иеромонахов. Численность монастырских
иеродиаконов была еще меньшей. В 1719 г. в монастыре был 1 иеродиакон, в 1735
г. – 2, в 1754 г. – 1, в 1763 г. – 4.
Екклесиарх, в России его
называли уставщиком, вел церковную службу и следил за тем, чтобы не было
никаких нарушений устава. Обычно послушание екклесиарха нес старший и
опытнейший иеромонах обители. Помощником екклесиарха в контроле за службой был
пономарь. Он зажигал и гасил свечи, лампады, звонил в колокол, созывая братию
на службу, открывал и закрывал церковные двери, у него хранились ключи от
церкви. Обязанности пономаря в монастырях также возлагались преимущественно на иеромонахов
и иеродиаконов. Так, в 1700 г. обязанности пономаря Далматова монастыря
выполнял иеродиакон Василид, сопровождавший игумена Исаака в Холмогоры во время
визита монастырской делегации к тамошнему архиепископу Афанасию.
Монахи
традиционно трудились в пекарнях, поварнях, конюшнях, садах и огородах,
осуществляя слова апостола Павла: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь».
В общежительных монастырях было очень много разных хозяйственных послушаний и
все достаточно здоровые монашествующие были в них задействованы. Если монахи
сами не работали в каких – то службах, то осуществляли общий надзор за ними:
житный старец – за сбором и сохранностью зерна в амбарах, посельские старцы –
за сельскохозяйственными работами в отдельных населенных пунктах, принадлежащих
монастырю, конюшенный старец – за конюшней, лесной старец – за сохранностью
монастырских лесов. Если у монастыря были промыслы, то старцы жили вдалеке от
обители и несли достаточное сложное хозяйственной послушание, руководя работой
соляных и рыболовецких промыслов, «хмелевым» щипанием и. т. д. Крупные
монастыри имели также подворья в ближайших городах, где должны были
присутствовать монахи – наблюдатели. Далматов Успенский монастырь имел такие
подворья в Тобольске и Шадринской слободе. В Тобольске монастырское подворье из
двух дворов было открыто в 1691 г., в Шадринской слободе в 1712 г. В 1708 г.
временное подворье монастыря появилось в Ирбите на период знаменитой Ирбитской
ярмарки. Во всех подворьях был свой старец – служебник.
Ряд монахов отвечал за
общий порядок в монастыре. Были старцы – будильники, встававшими первыми и
будившие игумена и монахов к заутрене. Специально назначенные настоятелем
старцы – надзиратели следили, чтобы никто не выходил за монастырские ворота без
разрешения игумена, чтобы монахи не стояли без дела и не беседовали, обо всех
нарушениях надзиратели сообщали лично игумену.
Таким образом, следует
отметь, что послушания и монастырская администрация имели главенствующую роль в
жизни монастыря. Большую ответственность за ведение монастырского хозяйства
возлагалось на первого помощника настоятеля монастыря – келаря.