Шамрова О.А.,
преподаватель кафедры хореографии БГУКИ
Тенденции развития современной
хореографии в Беларуси
Анализ состояния
современного танца в Беларуси показал, что среди различных направлений и жанров
хореографического искусства, наиболее распространенными, востребованными и
развивающимися на сегодняшний день являются модерн,
джаз, хип-хоп танец и брейк-данс, как отдельное направление, развивающееся в
рамках хип-хоп культуры. Изучение и сравнительный анализ эволюции
каждого из вышеназванных направлений позволили нам определить некоторые
особенности и тенденции их развития.
Прежде всего, необходимо
отметить активное развитие на современном этапе хип-хоп танца, массовое
распространение которого среди молодежи обусловлено, на наш взгляд,
популяризацией реп и r’n’b музыки во всем мире, несложностью овладения основным лексическим модулем
данного направления, не требующего от исполнителя специальной хореографической
подготовки. Вместе с тем, следует отметить повышение исполнительского уровня
хип-хоп танцоров, обусловленное, на наш взгляд, обилием и доступностью
видеоинформации по данному направлению современного танца, а также хорошо
развитой и активно функционирующей системой мастер-классов не только в странах
ближнего и дальнего зарубежья, но и в Беларуси.
Активное развитие
брейк-данса как наиболее распространенного и ранее возникшего в Беларуси
направления современного танца характеризуется высоким уровнем исполнительского
мастерства и проведением множества фестивалей, конкурсов и «баттлов». Следует
добавить, что на сегодняшний день в брейк-дансе наблюдается тенденция
профессионализации, проявляющаяся в повышении уровня технической сложности
выполняемых элементов, стремлении к музыкальности - комплиментарному типу
соотношения музыки и хореографии при создании танцевального шоу и в сольном
импровизационном исполнении. Среди наиболее известных и способствующих
профессиональному развитию брейк-данса в Беларуси команд необходимо назвать «Hunters», «Street masters», «Warm style» и др.
Наблюдаемый «хип-хоповый бум» обусловил появление новых
фестивалей и конкурсов, проводимых в Беларуси по данному направлению, среди
которых следует отметить наиболее крупные и регулярно проходящие мероприятия:
Баттл Беларуси (брейк-данс), Чемпионат Беларуси по современным танцам (хип-хоп,
диско, современный эстрадный танец), Active Action (брейк-данс, хип-хоп танец), Power of 2 (брейк-данс, хип-хоп танец), Be Energy (брейк-данс), International street dance freestyle (хип-хоп танец), «Абсолютные вилки»
(брейк-данс) и др.
Развитие танца модерн в
Беларуси связано и во многом детерминируется Витебским фестивалем современной
хореографии IFMC, являющимся одним из крупнейших конкурсов на постсоветском пространстве,
проходящим с 1997г. и продолжающим играть доминирующую роль в развитии данного
направления современного танца в Беларуси.
Как известно, модерн -
это направление зарубежной хореографии, которое зародилось в конце 19 - начале
20 века в США и Германии. В переводе
модерн-танец - современный танец. На сегодняшний день наиболее
распространенный в Америке термин "модерн", чаще заменяется термином
contemporary ("современный"). Иногда термин «модерн» применяется при
обозначении нескольких крупных американских школ танца, определивших развитие
данного направления [2].
В белорусском танце модерн, интерес к которому в последнее время
несколько угас как у зрителя, так и у балетмейстеров, наблюдается поиск новых
путей и форм развития. Несмотря на данную тенденцию, в танце модерн
осуществляются активные попытки его профессионализации, популяризации за счет
упрощения содержания и формы с целью доступности модерна массовому зрителю.
Подтверждением вышесказанному является появление театра танца D.O.Z.S.K.I. (рук. Д.Залесский, О.Скворцова),
бюджетное финансирование группы современной хореографии «ТАД» (рук.
Д.Куракулов), обучение танцу модерн в Детской хореографической школе №1 г.Гомеля (педагог И.Асламова).
Вышеуказанная ситуация в
развитии белорусского модерн-танца способствовала появлению интереса
хореографов к джаз-танцу - новому направлению в современном хореографическом
искусстве страны. Общеизвестно, что этимология
слова "джаз", "джазовый танец" включает в себя два корня: в качестве существительного
«джаз» переводится как "сила, порывистость, экстаз", в качестве
глагола - "возбуждать, активизировать, восхищать". Расцвет
джаз-танца в США, где возникло данное направление, приходится на 60-е гг.
вместе с расцветом джазовой музыки. С
момента возникновения данного направления в джаз-танце образовалось множество различных стилей, школ и техник.
Известные джазовые танцовщики, такие как Матт Матокс, Гас Джордан, Луиджи
организовали свои школы джаз-танца, став родоначальниками данного направления.
В результате появлялись термины "техника Матт Матокса",
"Луиджи-джаз", "Саймонс-джаз". Следует отметить, что современный
джаз-танец значительно видоизменился, вобрав в себя элементы хип-хоп танца, фанка, модерна,
брейк-данса [2].
Прошедший длинный путь эволюции в США,
джаз-танец в Беларуси находится на начальном этапе своего развития (освоение
лексического модуля). Распространение и развитие джаз-танца в Беларуси
осуществляется под влиянием мастер-классов приглашенных специалистов из
различных стран, обусловливается, во многом, популяризацией мюзикла, активно
использующего различные стили современной хореографии, включая джаз и стэп, как
доминирующие направления в хореографической лексике. Среди коллективов,
работающих в данном направлении в Беларуси, следует назвать театр танца
«Менада» (рук. А.Максименкова). Становлению и развитию джаза в Беларуси
способствует также изучение данного направления современного танца студентами
кафедры хореографии БГУКИ. Но, следует сказать, что профессиональная подготовка
хореографов – специалистов по современной хореографии, - на сегодняшний день
остается нерешенной проблемой в хореографическом образовании страны.
Обучение различным видам
искусства – музыкальному, театральному, хореографическому – имеет свои
специфические особенности, предполагает особые формы и методики обучения,
специфический язык общения и методы психологического воздействия, своеобразные
приемы развития и воспитания личности. Доминирующее значение в разработке и
совершенствовании системы обучения современному танцу принадлежит американской
хореографической школе, яркими представителями которой являются М.Грэм, Х.Лимон,
М.Канингем, Д.Хамфри, Э.Эйли и др. Профессиональное хореографическое
образование Беларуси, активно используя лучшие творческие и методические
достижения мировых школ, создает собственную систему подготовки специалистов в
сфере танцевального искусства, опираясь на сохранение и развитие традиций
белорусского фольклора.
На
сегодняшний день в стране создана и успешно функционирует система непрерывного
художественного образования, главную роль в котором играют среднеспециальные и
высшие учебные заведения культуры и искусства. Согласно данным на 2002г.
подготовку кадров в сфере культуры и искусства осуществляют 3 вуза и 22 ссуза.
Профессиональная подготовка специалистов в сфере хореографического искусства
осуществляется только в двух высших
учебных заведениях и шести среднеспециальных [1.с.205-206].
Значительную
роль в обучении искусству танца на начальном уровне хореографической
подготовки, творческом развитии и самореализации личности играют школы
искусства, хореографические школы, любительские хореографические коллективы и
студии танца, активно развивающиеся и функционирующие на сегодняшний день.
Согласно данным на 2002г. в стране насчитывалось 2540 хореографических
коллективов, среди которых 101 коллектив имел звание «народный» и «образцовый»
[1,с.135-136]. Анализ состояния
современного любительского хореографического искусства выявил активное открытие
множества частных школ, студий современного танца, подтверждая стремительное
развитие современной хореографии, представленной различными танцевальными направлениями
(модерн, джаз, хип-хоп танец, брейк-данс и др.), являющейся наиболее
востребованной на сегодняшний день.
Как известно, подготовка
специалистов в сфере культуры и искусства должна осуществляться с учетом
тенденций и изменений, происходящих в их
будущей профессиональной деятельности, гибко реагируя на новые требования и
запросы общества. Активное развитие различных направлений современного танца,
обусловливающее спрос на специалистов-хореографов, владеющих знаниями и
методикой обучения модерн, джаз, хип-хоп танцу, детерминирует необходимость
внесения соответствующих изменений в процесс подготовки студентов в данном
направлении. Анализ учебных планов и проведенный среди студентов опрос выявили
недостаточный уровень подготовки хореографов по основным направлениям
современной хореографии, обусловленный незначительным количеством учебных часов
(2,3%), отведенных на ее изучение.
Включение на всех уровнях
системы хореографического образования (хореографическая школа – колледж
искусств - вуз) основных направлений современного танца в процесс обучения
видится нам важным и необходимым этапом на пути развития и профессионализации
современной хореографии, способствующей повышению уровня хореографического
искусства Беларуси в целом.
Литература:
1. Григорович Я.Д., Смолик А.И. Прикладная культурология. – Мн.,2004.
2. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика. -
М.: Изд-во "ГИТИС", 2000- 440с., ил.
3.Чурко Ю.М. Линия, уходящая в
бесконечность: Субъективные заметки о современной хореографии. – Мн.: Полымя, 1999. – 224 с.: ил.