Шамрова Ольга Александровна,
преподаватель кафедры хореографии Белорусского государственного университета
культуры и искусств
Сущность понятия «индивидуальный
стиль
профессиональной деятельности хореографа»
Возникшие противоречия между объективно растущими
требованиями к качеству вузовской подготовки хореографов и недостаточной
разработанностью технологии индивидуального становления
хореографа-профессионала актуализируют необходимость определения педагогических
условий и способов воспитания будущих специалистов, готовых к новаторству,
способных быстро реагировать на происходящие в профессиональной деятельности
изменения, стремящихся к саморазвитию и самосовершенствованию в ней. Решение данной
проблемы видится возможным путем внедрения специально разработанной методики,
обеспечивающей формирование и развитие у студентов-хореографов индивидуального
стиля профессиональной деятельности (далее - ИСПД) – системы способов и средств
индивидуально-неповторимого деятельностного проявления личности.
По происхождению
термин "стиль" восходит
к древнегреческому "стилос"
- палочка для царапания на восковых дощечках, - и соотносится со словом
"почерк". В
общенаучном плане определение понятия "стиль"
раскрывается через диалектику формы и содержания. Так, культурологический
словарь определяет стиль как "устойчивую форму самоопределения
личности", А.Г.Асмолов - как форму выраженности личности в деятельности
[1]. На философском уровне стиль представляет собой диалектическое единство
формы выражения и формы осуществления способа организации функционирования
любой системы, связанной с человеческой деятельностью.
Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова делает
акцент на деятельностной природе стиля, определяя его как «метод, совокупность приемов какой-нибудь
работы, деятельности» [4,с.710]. Психологический словарь определяет
ИСПД как "устойчивую индивидуально-специфическую систему приемов,
навыков, методов, способов выполнения деятельности" [3, С.129]. Наличие и
степень выраженности ИСПД определяется интенсивностью мотивации самой деятельности.
В истории зарубежной психологии понятие «стиль» впервые было использовано в
работах А.Адлера, где стиль рассматривался как индивидуальная стратегия и
тактика поведения человека в жизни. Оказав существенное влияние на последующее изучение
стиля в зарубежной психологии (Г.Олпорт, Р.Стагнер, Х.Уиткин и др.), концепция
А.Адлера стала основой личностного подхода в изучении данного понятия. В
отечественной психологии, теоретические положения которой являются основой
изучения стиля в области педагогики, под влиянием деятельностного подхода
(Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, В.Д.Небылицын, И.П.Павлов,
Б.М.Теплов и др.) сформировалась концепция индивидуального стиля деятельности,
где стиль рассматривался как деятельностная характеристика личности. Одним из первых дал определение
стиля Ю.А.Самарин, который анализировал его как производное трех компонентов:
направленности личности, степени сознательного владения своими психическими
процессами и технических приемов деятельности.
Таким образом, в
исследованиях деятельностного подхода к изучению стиля, являющегося
фундаментальным в нашем понимании данного понятия, ИСПД рассматривается с точки
зрения характеристики способа осуществления деятельности, как
"инструментальная вооруженность" личности: «индивидуальный стиль деятельности –
обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов,
которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной
деятельности» [2, с.143]. Данное определение стиля деятельности, предложенное
Е.А. Климовым, являясь классическим в отечественной психологии, отражает
основное содержание деятельностной концепции, заключающейся в следующем:
а) индивидуальный стиль деятельности –
индивидуально-своеобразная, обусловленная типологическими особенностями
личности система способов и средств осуществления деятельности;
б) данная система осуществления деятельности
обеспечивает успешное ее выполнение;
в) мотивация успешного выполнения деятельности и
самосовершенствования в ней является одной из главных детерминант эффективного
формирования стиля и профессионального развития субъекта.
Теоретической
основой данной концепции в отечественной психологической науке являются
интегрированные идеи Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, В.С.Мерлина,
В.Д.Небылицына, И.П.Павлова, Б.М.Теплова и др. о том, что: 1) каждый человек
обладает стойкими личностными качествами, влияющими на успешность выполнения
деятельности; 2) каждая личность имеет собственные варианты приспособления к
деятельности; 3) слабо выраженные способности личности компенсируются
доминирующими; 4) разные приемы выполнения деятельности могут давать одинаково
высокий результат; 5) стиль является организующим началом, служит средством приспособления
личности к требованиям деятельности; 6)
существенными признаками ИСД являются адаптивность, компенсаторность и
оптимальность.
Индивидуально-психологические особенности субъекта
являются доминирующими, но не единственными детерминантами стиля его
профессиональной деятельности. Профессионально-деятельностные детерминанты,
выражающиеся в объективных условиях и требованиях профессиональной деятельности
хореографа, во многом определяют особенности, специфику и вариативность стиля.
Поскольку индивидуальный стиль деятельности является характеристикой
деятельности и проявления личности в рамках ее объективных условий и требований,
очевидной становится необходимость уточнения содержания данного понятия в сфере
хореографического искусства.
Рассматривая стиль в профессиональной хореографической
деятельности следует отметить ее многоаспектность, детерминирующую выделение в
работе хореографа следующих основных направлений - исполнительского, педагогического и
балетмейстерского, - определяющих
главные составляющие ИСПД хореографа:
·
Индивидуальный
стиль исполнительской деятельности хореографа;
·
Индивидуальный
стиль педагогической деятельности хореографа;
·
Индивидуальный
стиль балетмейстерской деятельности хореографа.
Опираясь на деятельностную концепцию стиля
Климова-Мерлина, существующие в психолого-педагогических исследованиях
определения изучаемого понятия, индивидуальный стиль профессиональной
деятельности хореографа мы определяем как обусловленную
индивидуально-психологическими особенностями и устойчиво предпочитаемую
хореографом систему приемов и средств деятельности, с помощью которых он
успешно решает поставленные профессиональные задачи, создавая условия для
проявления и развития индивидуальности всех ее субъектов. Данное определение
ИСПД, синтезируя два основных подхода в изучении понятия, характеризует стиль с
деятельностной позиции как систему приемов и средств осуществления
деятельности, акцентируя внимание на значимости индивидуального проявления всех
субъектов в ней – с личностной.
Рассматривая структуру индивидуального стиля профессиональной
деятельности хореографа, следует выделить следующие компоненты:
·
личностный
компонент (индивидуально-психологические предпосылки стиля);
·
ценностный
компонент (профессионально-деятельностная и личностная позиции субъекта);
·
когнитивный
компонент (профессиональные знания – теоретический тезаурус хореографа);
·
конструктивный
компонент (профессиональные умения и навыки, конкретные действия субъекта, в
которых реализуется стиль);
·
эмоциональный
компонент (эмоциональные состояния субъекта деятельности).
·
коммуникативный
компонент (система способов и средств взаимодействия в профессиональной
деятельности, определяющая стиль общения хореографа).
Все выше названные структурные компоненты
взаимосвязаны, взаимообусловлены, находятся в постоянном развитии, детерминируемом
меняющимися требованиями деятельности и личностной мотивацией хореографа.
Следует сказать, что каждый ИСПД, вне зависимости от
типа, к которому его можно отнести, должен быть оптимальным для всех субъектов
деятельности. На сущности понятия «оптимальный стиль профессиональной деятельности»
остановимся подробнее.
Основные психологические и
деятельностные детерминанты ИСПД хореографа (индивидуально-психологические
особенности личности хореографа, индивидуально-психологические особенности личности исполнителей, особенности
профессиональной хореографической деятельности) позволили обозначить следующие
требования, обусловливающие оптимальность стиля - педагогическую целесообразность,
психологическую гармоничность и эффективность выполняемой работы:
·
соответствие
ИСПД хореографа условиям и требованиям выбранного аспекта профессиональной
деятельности;
·
учет
индивидуально-психологических особенностей всех субъектов деятельности (ИСПД
должен быть удобным не только для хореографа, но и для исполнителей).
Частичное
невыполнение одного из вышеуказанных требований детерминирует возникновение
педагогически нецелесообразного ИСПД хореографа, ведущего к негативному влиянию
стиля на субъектов деятельности, ее непродуктивности и эмоциональной
негармоничности. В данных случаях необходима коррекция ИСПД, которая
осуществляется хореографом путем самоанализа и саморазвития. Исходя из
основного свойства ИСПД – его вариативности, -
можно утверждать, что любой стиль деятельности возможно скорректировать
до оптимального [5]. Но следует добавить, что оптимальный стиль профессиональной
деятельности хореографа может
сформироваться только при наличии у субъекта положительного отношения к ней. Вариативность, как главное
свойство ИСПД, позволяет хореографу быстро адаптироваться к меняющимся условиям
профессиональной деятельности, соответствовать требованиям оптимальности путем
его коррекции.
Исходя из вышеизложенного следует,
что оптимальный стиль профессиональной деятельности хореографа - стиль, при
котором совпадение объективных требований профессиональной деятельности и
наиболее выраженных индивидуальных особенностей субъектов имеет максимально
возможное значение, определяя высокую эффективность выполняемой работы.
Хореограф
с оптимальным стилем деятельности испытывает эмоциональное удовлетворение от
выполняемой работы, ощущает субъективный комфорт, достигает высоких результатов
с наименьшими затратами, т.к. совпадение объективных требований
профессиональной деятельности и его индивидуальных особенностей максимально.
Необходимо отметить, что оптимальный стиль профессиональной деятельности
хореографа детерминирует продуктивность
учебно-творческого процесса хореографов, способствует эмоциональному раскрепощению
исполнителей, успешному приобретению ими
профессиональных умений и навыков, созданию благоприятного психологического
климата на занятиях. Таким образом, можно утверждать, что любой ИСПД
хореографа, отвечающий требованиям оптимальности, является эффективным стилем,
обеспечивающим хореографу целесообразные сочетания способов стимуляции и мобилизации
исполнителей, гибкое и оптимальное решение педагогических и творческих задач,
высокую продуктивность деятельности.
Литература:
1.
Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. 367 с.
2. Климов Е.А. Индивидуальный стиль
деятельности в зависимости от типологических свойств нервной деятельности. –
Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1969.- 278 с.
3. Краткий
психологический словарь / Под ред. А.В.Петровского и М.Г. Лошевского. Ростов
н/Д., 1998. 512 с.
4.Словарь русского языка. Сост. И.С.Ожегов. – М.,1953. - 848с.
5.Толочек С.А. Стили профессиональной деятельности.- М.:
Смысл, 2000.- 199с.