Коротеев А.Л.
Белорусский государственный
университет культуры и искусств (г. Минск)
МУЗЫКОВЕДЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ В КОНТЕКСТЕ
ДУХОВОГО ИСКУССТВА БЕЛАРУСИ ХХ – начала ХХI
СТОЛЕТИЙ
Из всего разнообразия
перечня направлений музыкального искусства мировое духовое искусство, в том
числе и Беларуси, как объект исследования, пока ещё не стало наиболее
привлекательным для музыковедов. Это обусловлено тем, что специфика духового искусства имеет свои
историко-содержательные, проблемно-тематические, жанрово-стилистические,
художественно-исполнительские аспекты и более всего интересует специалистов
духового искусства – историков и теоретиков (музыковедов, методистов,
культурологов), а также практиков (композиторов и авторов инструментовок,
исполнителей-инструменталистов и дирижеров, преподавателей различных типов
учебных заведений). Благодаря публикациям таких специалистов, в монографиях,
справочных изданиях, учебных и методических пособиях и т.п. так, или иначе,
изложены наиболее проблемные вопросы о специфике духового искусства.
Актуальность исследования различных аспектов развития духового искусства –
вполне очевидна. Необходимо отметить тот факт, что наиболее острая из проблем
функционирования духового искусства в различные эпохи и исторические этапы –
это проблема музыкального инструментария, призванного обеспечить качественный
уровень развития духового искусства как одной из разновидности музыкального
искусства. Эта проблема в нашем исследовании выступает как объект,
а выявление музыковедческих аспектов функционирования музыкального
инструментария духового искусства Беларуси ХХ – начала ХХІ столетия выступает
как предмет исследования.
Анализ специальной литературы позволяет констатировать тот факт,
что исследования теоретиков и практиков музыкального искусства в области
духового искусства посвящены, в
основном, таким аспектам, как:
1)
художественное
воплощение творческих задумок композиторов;
2)
технология
адаптации музыкального материала в различных
формах инструментовки для
исполнителей на духовых и ударных инструментах в оркестровых или ансамблевых
составах;
3)
эволюция музыкального инструментария и его
модификация;
4)
различные
приёмы обучения игре на духовых и ударных
инструментах и совершенствование
технологии исполнительского мастерства.
Особый
интерес для специалистов, например, представляет книга А.Черныха «Советское
духовое инструментальное искусство», в которой содержится интересный
исторический и тематический материал как об эволюции духового инструментария и
его систематизации, так и сведения о наиболее ярких представителях
отечественного духового музыкального искусства [7]. Существенным подспорьем в
популяризации знаний и сведений о проблемах развития духового искусства
является восстановление издания с декабря 2005 года журнала «Оркестр»
заслуженным работником культуры Российской Федерации, заведующим кафедрой
духовых оркестров и ансамблей, профессором МГУКИ, членом директората
международных ассоциаций ITEA , WASBE, шеф-редактором А.Дудиным [6]. В ряде работ мы рассмотрели те
или иные музыковедческие аспекты по вопросам развития духового искусства:
1) духовое
искусство как объект научных исследований [4, с. 33-39];
2) роль научных
исследования в обеспечении качественного уровня развития духового искусства [2,
с. 13-18];
3) особенности
формирования художественно-образного мышления в духовом искусстве [5, с.
152-162];
4) жанрово-стилистические
особенности в духовом искусстве [3, с. 41-45] и другие проблемы. В этих работах
так или иначе был затронут вопрос о духовом музыкальном инструментарии, но
более обстоятельно эта проблема была нами изложена в материале статьи
«Усовершенствование музыкального инструментария как фактор повышения
художественно-исполнительского уровня духовых оркестровых коллективов
(историко-теоретическое осмысление проблемы» [6, с. 32-39]. Научная новизна и значимость
материалов настоящей статьи заключается в том, что они дополняют имеющуюся
информацию и впервые вводят в научный оборот новые факты об особенностях
существования проблем инструментария в духовом искусстве Беларуси ХХ – начала
ХХІ столетия. Отметим только то, что в рамках рассмотрения этой же проблемы
нами был подготовлен и материал для IV международной научно-практической
конференции «Научное пространство
Европы» (Днепропетровске 24-25 апреля
2008 года) «Качественно-конструктивные и художественно-выразительные
особенности музыкального инструментария как необходимое условие
функционирования духового искусства
(историко-аналитический обзор специфики художественно-технологических
аспектов духового искусства начала ХХ –
начала ХХІ вв.)».
Обратимся к основному результату проведённого исследования. Так,
исполнители на духовых и ударных музыкальных инструментах в рассматриваемый
период развития духового искусства постоянно сталкивались с тем
обстоятельством, что материалы, из которых в массовом порядке изготавливались
отечественные музыкальные инструменты, не соответствовали существующим
передовым зарубежным технологиям. Они, например, предусматривали обязательное
использование оптимального сочетания сплавов дорогостоящих металлов,
определенного химического состава пластика для мембран ударных инструментов. А
ведь несоблюдение этих условий оказывало влияние не только на качество
темброво-колористического звучания, но и чистоту интонации даже натуральных
обертонов, особенно для группы основных медных амбушюрных инструментов:
корнеты, альтгорны, тенор-горны, баритон-горны, тубы. В выпускаемых
отечественных духовых инструментах не была отработана технология изготовления
клапанного механизма для лабиальных и язычковых инструментов. Изготовление
слишком жестких пружин приводило к тому, что во время исполнения они зачастую
неожиданно ломались. Абсолютно были непригодны изготавливаемые мундштуки для
исполнения на амбушюрных инструментах. Ниже всякой критики было качество
изготавливаемых тростей к язычковым инструментам, предлагаемых отечественными
производителями – даже после кардинальной обработки к игре оставались
пригодными лишь три – пять тростей из десяти тростевого комплекта. Поэтому
музыканты вынуждены были обращаться к частным мастерам. Как удалось установить,
вопросы повышения качества изготовления отечественных духовых инструментов не
раз освещались во всесоюзной периодической печати 1980-х
годов. Кроме этого, в одном из выпусков популярной
политико-аналитической программы всесоюзного телевидения «Прожектор
перестройки» 1988 года вниманию общественности были предложены факты о весьма
бедственном положении с музыкальным инструментарием в многочисленных – более
60 000, любительских духовых оркестровых коллективах страны. Сложившуюся
ситуацию с музыкальным духовым инструментарием в этот период квалифицированно
прокомментировал ведущий представитель духового искусства – художественный
руководитель и главный дирижер Первого отдельного Образцово-показательного
оркестра Министерства обороны СССР Н.Михайлов: «В ближайшие годы мало что-либо
изменится в лучшую сторону. И дело не только… в том, что министерство или
заводы-изготовители не хотят поправить положение. Суть лежит глубже: на заводах
нет современных станков для изготовления инструментов, не выделяются
необходимые фонды на материалы, от которых прежде всего зависит качество, не
хватает специалистов высокой квалификации и т.д. и т.п. Представляется
целесообразным рассмотреть вопрос о создании совместного предприятия по
производству музыкальных инструментов с какой-либо фирмой, обладающей передовой
технологией. И на её же базе создать специальное профессионально-техническое
училище» [7, с. 8]. На наш взгляд, нельзя было снимать ответственности за сложившееся
положение дел с музыкальным духовым инструментарием с самих
заводов-производителей. Не имея фондов, современных лабораторий, новейших
станков с программным управлением, в стране все же успешно работали десятки
мастеров-самоучек, самодеятельных и профессиональных музыкантов. Они
изготавливали высококачественные трости из отечественного камыша, вытачивали
мундштуки для медных амбушюрных инструментов, намного превосходящих по качеству
фабричные образцы отечественных производителей и приближающихся к мировому
уровню, а также выполняющие сложнейший ремонт как отечественных, так и
импортных духовых инструментов. Так, в 1979 году было официально
зарегистрировано изобретение артиста симфонического оркестра Алтайской краевой
филармонии В.Бубновича. Благодаря своей творческо-исполнительской одержимости,
неравнодушие к поиску прогрессивных вариантов усовершенствования традиционной
конструкции фагота, он предложил мастерам выполнить шесть принципиальных
изменений в конструкции фагота. В
результате создания новой модели расширились технические и художественные
возможности усовершенствованного инструмента, появилась возможность музыкантам
качественно и убедительно исполнять ранее невозможные на предыдущей,
традиционной модели фагота различные мелизмы и сложные пассажи. Необходимо
отметить и то обстоятельство, что более пяти лет потребовалось государственному
ведущему предприятию – Ленинградскому заводу духовых музыкальных инструментов,
для того, чтобы на технически оснащенном предприятии изготовить опытные образцы
инструмента, созданного в кустарных условиях музыкантом-энтузиастом. А ведь
предложенная В.Бубновичем модификация фагота превосходила все известные мировые
на то время образцы такого инструмента. Но несмотря на такую уникальность
прогрессивных предложений, и после этого, в течение длительного времени,
инструмент так и не был внедрен в серийное производство. Показателем того, что
на Ленинградском заводе духовых музыкальных инструментов возможности по
качественному выпуску некоторых моделей духовых инструментов имелись, является
освоенный неравнодушными мастерами выпуск труб и тромбонов из тампака, которые
изготавливались на заказ и пользовались повышенным спросов у отечественных
музыкантов, отдававших предпочтение таким инструментам, а не импортным массовым
моделям. Конечно же, такие инструменты, выпускающиеся только по индивидуальным
заказам, не могли устранить дефицит труб и тромбонов для массового
удовлетворения всех музыкантов-оркестрантов. Среди уникальных специалистов из
Беларуси, которые внесли определенный вклад в улучшение положения дел с
музыкальным инструментарием, следует отметить Е.Обухов из Минска,
обеспечивающего изготовление качественных тростей из вызревавшего на территории
бывшего СССР камыша, а также
мастера-энтузиаста и неутомимого экспериментатора из Минска О.Парфимович.
Являясь одним из ведущих высококвалифицированных специалистов, он обеспечивал
исполнителей на медных духовых инструментах великолепными мундштуками, качество
которых получило высокую оценку даже у зарубежных специалистов.
Таким образом,
проблема обеспеченности музыкальным духовым инструментарием оркестровых и
ансамблевых коллективов – весьма сложная компонента духового искусства.
Проблема качественного изготовления духового инструментария выступает как
актуальная на любом этапе развития духового искусства, в том числе и в
рассматриваемый нами период. Не случайно, один из авторитетных специалистов,
занимающийся таким музыковедческим аспектом духового искусства, как духовое
исполнительство, композитор, теоретик и ведущий доцент Московской
государственной консерватории Д.Браславский подчеркивал, что «главный секрет
роста престижа… – в повышении качества
духовых оркестров… в данном случае рост качества определит рост количества
коллективов» [2, с. 49].
Литература:
1. Браславский, Д. Когда количество
зависит от качества / Д.Браславский // Культ.-просвет. работа. – 1981. – № 5. –
С. 46-49.
2. Коротеев, А. Л. Апробация
научных, научно-методических разработок как условие оптимизации процесса
качественного уровня развития национального и мирового духового искусства / А.Л.Коротеев // Матеріали III
Міжнародноі науково-практічноі конференціі «Навуковий потенціал світу – 2006” /
Дніпропетровськ, 18-29 вересня 2006 року. Том 10. – Дніпропетровськ: Наука і
освіта, 2006. – С. 13-18.
3. Коротеев, А. Л. Духовое искусство
Беларуси: жанрово-стилистические поиски и перспективы развития в XXI веке /
А.Л.Коротеев //
Музыкальное искусство на рубеже столетий: Материалы Международной научной
конференции «Музыкальное творчество и XXI век: традиции, новации и перспективы»
(г. Минск, 21 апреля 2000 г.). /
Сост. Р. И. Сергиенко / - Мн.: УП «Технопринт» , 2000. – С. 41-45.
4. Коротеев,
А.Л. Национальное
и мировое духовое искусство как объект традиционных и инновационных научных
исследований (терминология,
сущность, теория и специфика) / А.Л.Коротеев // Матеріалы II
Міжнародноі науково-практичноі
конференціі «Дні науки—2006».
Дніпропетровськ,17-28 квітня 2006
року. Том 32. Дніпропетровськ: Наука
і освіта, 2006. – С. 33-39.
5.
Коротеев, А.Л. Проблемы формирования
художественно-
образного мышления специалистов
духового искусства /
А.Л.Коротеев
// Вестник Московского государственного
университете культуры и
искусств. № 2 (14). – 2006. – С.
152-162.
6.
Карацееў А.Л. Удасканаленне музычнага iнструментарыя як фактар павышэння мастацка-выканаўчага
ўзроўню духавых аркестравых калектываў (гiсторыка-тэарэтычнае асэнсаванне
праблемы) / А.Л.Карацееў // Пытаннi культуры i мастацтва Беларусi. – Мінск:
Вышэйшая школа, 1991. – Вып. 11. – С. 32-39.
7. Михайлов Н. По главной улице с
оркестром // Труд. – 1988. – 8 мая.
8.
Оркестр.
– 2005 г.
– № 1. – 38 с.
9. Черных А. Советское духовое инструментальное
искусство: Справочник. – М.: Сов. композитор, 1989. – 320 с.: ил.
10. Giardinelli
Band Instrumental Company. Brass, Woodwind and Accessory Catalog. – N.-Y.: Band
Instrument Company, Inc., 1988 [March]. – 18 p.
11. International Trumpet Guild Journal. – Vol.
32, No. 1.
– October 2007; – Vol. 32, No. 2.
– January 2008; –
Vol. 32, No. 3. – March 2008.
12. Orchester-Instrumente. Yamaha mit BG
zubenor. Preisliste 2001-D. – GmbH.: Yamaha
Europa GmbH, 2001. – 70 p.
13. Mehr als 8. 000 Besucher bei Messe-Hremiere in
Ru land // Musik zum lesn. – 2001. – №
7-8. – S. 11.
14. Moore Thomas. Why is it so Difficult to Bend a
Note ? // International Trumpet Guild Journal. – Vol. 32, No. 3. – March 2008.
– P. 55, 77.
15. Why Not TRY the Best. Yamaha
Mouthpieces for Woodwind & Brass Instruments.
– Printed in Japan [WA-28R2, 01315]. – 38 p.
16. Yamaha Signature Series Mouthpieces.
– Printed in Japan [OM-83, 00120]. – 14 p.
17. Yamaha Signature Series Mouthpieces.
– 01320 Printed in Japan [W-210R3]. – 30 p.