Ходинская Н.Н.

Белорусский государственный университет культуры и искусств, г. Минск

Современный национальный музыкальный материал

в курсе полифонии

Вузовский курс полифонии обычно ограничивается подробным рассмотрением баховской фуги и поверхностным ознакомлением с остальными полифоническими жанрами. Современная полифония представлена в основном именами Шостаковича, Щедрина и Хиндемита. Содержание курса полифонии, особенно в регионах России и бывших союзных республиках,  может быть расширено за счет включения полифонического творчества региональных композиторов,  композиторов национальных школ.  Предметом рассмотрения в данной статье является жанр инвенции в камерно-инструментальной музыке белорусских композиторов последней трети ХХ столетия.

Жанр инвенции интенсивно развивается во второй половине ХХ века в творчестве Б.Тищенко, Р.Щедрина, С.Слонимского, А.Хачатуряна, Г.Овунца, Л.Вишкарева, Б.Бартока, А.Берга и других российских и зарубежных композиторов ХХ века [2]. В белорусском композиторском творчестве последней трети ХХ века также наблюдается активный интерес к жанру инвенции. Инвенции сочиняли В.Войтик, Д.Каминский, Г.Горелова, А.Гуров, В.Серых, Э.Носко, Г.Вагнер, А.Безенсон, А.Двилянский.

  Можно выделить три различных подхода к этому жанру в белорусской камерно-инструментальной музыке. Первый представляет инвенцию как полифонический жанр с характерными особенностями, присущими фуге, либо как произведение, написанное с применением  свободной имитации или контрапункта. Второй трактует инвенцию как жанр, главным в определении которого является значение самого слова инвенция  ?  находка, изобретение. Наконец, в третьем сочетаются эти два подхода.

По особенностям формы инвенции можно разделить на следующие типы: небольшие фуги (инвенции В. Войтика, Д. Каминского, Г. Гореловой); пьесы в двух-трехчастной форме, имитационного (инвенции Э.Носко, Г.Вагнера) или контрапунктического склада (инвенции В.Серых, Н.Устиновой); пьесы, свободные по форме и в основном не имеющие полифонической фактуры (инвенции  А. Гурова, А.Двилянского, А.Безенсон).

По характеру тематического материала инвенции разделяются на  тонально-модальные, основанные на фольклорном (или авторском, но близком к фольклорному) материале  (Д.Каминский, В.Войтик, Г.Горелова, Г.Вагнер); тонально-неопределенные (Н.Устинова, Э.Носко, А.Безенсон). Использованием современных техник письма ? алеаторики и сонористики ? отличаются инвенция ?Ямбы? А. Гурова и комбинаторные инвенции А.Безенсон.

Оригинальны и необычны как в отношении тематического материала, так и его развития и формы в целом инвенции, представляющие второй из отмеченных подходов к жанру.  Примерами произведений, трактующих жанр инвенции в буквальном значении этого слова (находка, изобретение), являются ?Семь комбинаторных инвенций для гобоя соло на пять звуков? А.Безенсон, Инвенция ?Ямбы? для мандолины и цимбал А. Гурова.

В этих произведениях практически не используются полифонические приемы, а основу композиции составляет какое-либо ?изобретение? автора. Так, композиционно-техническая идея А. Безенсон состоит в том, что в своих инвенциях она использовала только 5 звуков (f, ges, g, as, a) в разнообразных последовательностях и комбинациях. Такое ограничение материала позволяет соотнести это произведение со стилевым направлением минимализма. В каждой инвенции используется своя ритмическая, фактурная или артикуляционная ?идея?. Изобретательность и владение автором самыми современными техниками письма отличают это сочинение.  

  Инвенция ?Ямбы? А. Гурова ? своеобразные свободные вариации на тему-эпиграф. Жанр инвенции трактуется композитором как возможность увлекательной игры, в которой invention-изобретение выражается в использовании всевозможных приемов исполнения на цимбалах и мандолине, шумовых и других сонористических эффектов, например: поднять и опустить строй одной из струн ?Е? на ¼ тона или удар по разным местам указанных струн круглым гладким предметом (например, карандашом) с последующим скольжением вдоль струны (?мяукающий? эффект). В этой инвенции применяется алеаторика: приблизительная высота звуков, импровизация в заданных пределах. Все эти технические приемы, усложняясь к концу произведения, демонстрируют широкие исполнительские возможности цимбал и мандолины.

Совмещение двух подходов к жанру инвенции (инвенция-фуга и инвенция-изобретение) наблюдается в ярком сочинении Г.Гореловой ? сюите из четырех инвенций ?Старый замок?. Каждая часть этого цикла имеет свое название: ?Баллада старого замка?, ?Солнечный зайчик на черепице?, ?Портрет комедианта?, ?Белая башня над озером (отражение)?. Небольшие пьесы изобилуют различными полифоническими приемами: темы проводятся в обращении, ракоходе, увеличении, уменьшении и стреттном изложении различных вариантов темы. В этом отношении инвенции Г.Гореловой могут послужить небольшим ?пособием? по способам полифонического развития тематизма.

Помимо полифонической изобретательности автор уделяет огромное внимание изобразительности музыки, а в некоторых случаях именно полифонический прием является способом музыкальной живописи. Так, название четвертой инвенции  (?отражение?) в полной мере соответствует принципу музыкального развития. Уже сама тема инвенции  содержит в себе неточную зеркальную симметрию. Ответ проходит в обращении. Интермедия состоит из двух мелодических линий, которые зеркально отражают друг друга. В разработке звучит стретта, в которой на тему в обращении накладывается тема в основном виде. Реприза представляет собой стретту, где во время звучания темы в основном виде вступает тема в обращении. Эти полифонические приемы не только в нотном изложении ? на зрительном уровне, но и на слуховом рисуют картину ?белой башни? и ее разнообразных отражений на зеркальной поверхности озера.

 Сюита ?Старый замок? является замечательным примером образной, интонационной и технической ?сплоченности? частей цикла. Все инвенции ? живописные зарисовки, складывающиеся в единый ?портрет? старого замка. Единство проявляется в тематизме диатонического характера с некоторыми общеславянскими чертами (натуральный, дорийский минор, интонации квинты и кварты  как основа всех тем). Общая конструктивная идея полифонического развития тематизма, а именно ?  использование разнообразных  обращений тем ? основа композиции. Следует отметить, что полифоническая работа, совершаемая во всех частях цикла, намного сложнее, чем предполагает жанр инвенции. Полифоническая и музыкально-живописная изобретательность, которую проявила Г.Горелова в цикле инвенций ?Старый замок?, позволяет отнести его к бесспорным удачам в белорусской камерной музыке.

Жанр инвенции занимает в камерно-инструментальной музыке белорусских композиторов последней трети ХХ века достаточно значительное место. Это свидетельствует о неослабевающем интересе современных белорусских композиторов к полифонии. Яркость, национальная характерность, полифоническая насыщенность многих пьес делают возможным использование этого материала в курсе полифонии.

 

1.      Ахвердава, М. Восем прэлюдый i фуг Д. Камiнскага (да пытання выкана?чай iнтэрпрэтацыi) / М.  Ахвердава // Пытаннi культуры i мастацтва Беларусi. ? Мiнск, 1992. ? Вып. 11. ? С. 20-25

2.      Крупина, Л.Л. Эволюция фуги: Учебное пособие по курсу полифонии /  Л.Л. Крупина. - М.: РАМ, 2001. ? 186 с.

3.      Овсянникова, Т. Инвенция в современной музыке /  Т. Л. Овсянникова // Анализ, концепции, критика: статьи молодых музыковедов. ? Л.: Музыка, 1977. -  С. 43-55.