Шевченко С.А.
СКГУ им. М. Козыбаева
Диалог в процессе
формирования самосознания студентов
Важнейший психологический процесс
юношеского возраста — становление самосознания и устойчивого образа «я». Образ
я формируется через отношение к ситуации, предмету и средствам деятельности,
другим людям.
Человек
становится субъектом отношений по мере того, как он развивается во множестве
жизненных ситуаций в качестве объекта отношений со стороны других людей,
коллектива и руководителей, людей, находившихся в различных социальных позициях
и играющих различные роли в истории его развития. Наиболее поздним (по
сравнению с другими свойствами) является образование отношений формирующегося
человека к самому себе. Во всех видах деятельности и поведения эти отношения
следуют за отношениями к ситуации, предмету и средствам деятельности, другим
людям. Лишь пройдя через многие объекты отношений, сознание становится само
объектом в самосознании [1].
Экспериментальные
данные А.А. Бодалева и его сотрудников показывают,
что на любом уровне и при любой сложности поведения личности существует
взаимозависимость между информацией о людях и межличностных отношениях,
коммуникацией и саморегуляцией поступков человека в
процессе общения, преобразованиями внутреннего мира самой личности. Поведение
человека выступает не только как сложный комплекс видов социальных
деятельностей человека, с помощью, которой опредмечивается
окружающая ого природа, но и как общение, практическое взаимодействие с людьми
в различных социальных структурах. При этом Бодалев
А.А. неоднократно подчеркивает:
«…содержание понятия, которое формируется у нас о личности того или
иного человека, всегда определяется и тем, насколько мы сами сформированы как
личности, как субъекты труда, познания и общения» [3].
У
М. Бубера схожая мысль выражена в следующих словах:
«Личность проявляется, вступая в отношение с другими личностями. ….Человек тем
в большей степени личность, чем сильнее в человеческой двойственности его Я-Я
основного слова Я-Ты». Он отмечает: «…совершенное
сущностное отношение к другой самости имеет лишь тот человек, который стал
одиночкой, самостью, действительной личностью, и что это сущностное отношение
не ниже, но выше проблематики связи человека с человеком, ибо оно охватывает,
включает в себя и преодолевает всю эту проблематику. Великое отношение возможно
лишь между действительными личностями,… однако на уровне личностного бытия,
чтобы познать тайну Ты во всей ее
правде, нужно уметь по- настоящему произнести Я» [4].
У Ю.М. Лотмана эта идея получает развитие: «Я
и Другой – две стороны единого акта самосознания и невозможны друг без
друга» [7].
В
самом факте существования самосознания, как отмечает Столин
В.В., заложена его двойственность, диалогизм «Я». Он
выделяет три предпосылки диалогического строения самосознания:
1)….
делая самого себя объектом своего анализа, субъект как бы отстраняет свое «Я»
превращает его в объект наподобие других объектов.
2)
Другой предпосылкой диалогического строения самосознания является факт
вовлечения субъекта в различные и пересекающиеся, т. е. противоречивые
отношения.
3) И,
наконец, третьей предпосылкой диалогического строения самосознания является тот
способ, в котором происходит его формирование. Этот способ - человеческое
общение, опыт которого закрепляется в его сформированной структуре [9].
С точки зрения М.М. Бахтина любая
мысль человека рождается и формируется в
«процессе диалогических отношений» выраженных в категориях я и другой.
Вне данных категорий невозможен никакой ценностно
весомый поступок. Важной основой диалога выступает общность проблем, которая
задает его значимость для субъектов диалога. Именно общность проблем, по мнению
М.М.Бахтина порождает диалогические отношения между субъектами общения [2]. Действительно,
«чем более расширяются связи субъекта, тем более они перекрещиваются между
собой. Его действия, реализующие одну его деятельность, одно отношение,
объективно оказываются реализующими и какое-то другое его отношение. Необходимость для субъекта ориентироваться в
расширяющейся системе его связей с миром раскрывается теперь в новом своем
значении: как порождающая процесс развертывания общественной сущности, … чем
более открывается для личности общество, тем более наполненным становится его
внутренний мир» [6].
Во Всемирной энциклопедии понятие «диалог» (греч. dialogos
- беседа) трактуется как информативное и экзистенциональное взаимодействие
между коммуницирующими сторонами, посредством
которого происходит понимание. «Диалогизм» -
направление в философии первой половины 20 в., ставившее целью создание нового
типа рефлексии на основе диалога – в качестве отношения к Другому как к
«Ты»…Новое мышление должно базироваться на «отношении» (а не познании) и
ориентироваться на воплощение в «поступок», а не оставаться на уровне
созерцателя. «Диалог культур» - совокупность непосредственных отношений
и связей, которые складываются между различными культурами, а также их
результатов, взаимных изменений, возникающих в ходе этих отношений. Кроме того, ДК возможен и как взаимодействие
актуального типа к с собственной исторически сложившейся культурной традицией.
В повседневной практике ДК, как правило, одновременно реализуется на всех названных уровнях. Следует также отметить,
что реальный диалог культур предполагает участие не двух, а значительно
большего числа участников. Это связано с принципиальной этнически – культурной
неоднородностью любого современного социума, что неизбежно вовлекает в ДК как
большие так и малые нации, а также различные «осколки» иных этносов, образующие
своеобразные «культурные резервации [5]. Единого
понимания диалога культур нет. Библер определял
диалог как «не только эвристический прием усвоения монологического знания и
умения, но определение самой сути и смысла усваиваемых и творчески формируемых
понятий (понятие диалогично по своей логической природе и по своей
психологической для сознания данности ). Важно, однако, помнить, что речь идет
о диалоге, имеющем реальный образовательный и действенный смысл т.е. о диалоге
культур общающихся между собой в контексте современной культуры» [8].
В
педагогической науке и практике понятие диалога присутствует в разных смыслах и
контекстах: как одна из форм воспитания, в основе, которой обмен мнениями,
информацией. Такие формы воспитания (диалоговые) обеспечивают субъектную
позицию детей в воспитательном процессе, формируют у них навыки общения,
уважительного отношения к людям и их суждениям, толерантность и тактичность во
взаимодействии с окружающими, развивают мышление, умения аргументировано
высказывать мнение и т. д.
Диалогическое взаимодействие субъектов педагогического процесса может
быть как непосредственным (парная педагогика В.А. Сухомлинского), так и
опосредованная (педагогика параллельного действия А.С. Макаренко), что определяется
конкретными целями и условиями воспитания.
Понятие «диалог» применительно к обучению, Курганов С.
Ю. в своей книге «Ребенок и взрослый в
учебном диалоге », использует в трех смыслах.
Первое.
Каждое научное понятие (точки и круга, исторического события и бесконечности и
т. д.) рассматривается как диалог различных исторически существовавших логик,
культур, способов понимания (античной, средневековой, нововременной,
современной). Эти логики не навязываются извне, а «всплывают» в репликах,
ведущих учебный диалог. Рассмотрение научных понятий в «промежутке» разных
логик и способов понимания обеспечивает выход учебного диалога на «вечные
проблемы человеческого бытия», сообщает ему продуктивную неразрешимость,
неполноту и в то же время глубинность. В этом смысле
он говорит о диалоге логик.
Второе.
В ходе учебного диалога возникает особое общение между его участниками, в
котором они не просто «проявляют» те или иные грани античного, средневекового,
современного и т. д. мышления, но, прежде всего, нащупывают свой собственный
взгляд на мир.… В таких случаях он говорить о диалоге голосов.
Третье.
Учебный диалог адекватен современному диалогическому мышлению лишь тогда, когда
столкновение логических и культурных блоков, спор и согласие, разведение и
слияние голосов постоянно сопрягается с внутренним диалогом мыслителя с самим
собой. Этот микродиалог с внутренними Собеседниками
(культурами, голосами) протекает в форме особой внутренней речи, не
тождественной речи внешней. Внутренний диалог, диалог в форме внутренней речи
представляет собой предмет психологического исследования учебных диалогов [10].
Рассматривая
общефилософские и собственно педагогические положения о механизмах и условиях
достижения человеческого взаимопонимания, Закирова
А.Ф. пришла к выводу о целесообразности применения герминевтического
подхода в педагогике. Герминевтика сегодня предстает в философии, гуманитарном
знании и культуре в целом как одна из фундаментальных форм осмысления
человеческого духовного опыта, способа его бытия как понимания. Герминевтика
поставила вопрос о постижении человека с помощью искусства, диалога, языка, с
опорой на интуицию и веру, выполняющую теоретико-познавательные функции [11].
Из вышесказанного следует, чем в большей
степени у человека развита способность к диалогу, тем в большей степени
происходит развитие его самосознания, способом существования которого является
человеческое общение. И в этом общении проявляется человеческая личность,
способная относиться к другим как к личностям.
Студенчество
— социальная общность, характеризуемая наивысшей социальной активностью и
достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Следовательно, преподаватель должен строить
отношения со студентом как с партнером педагогического общения, интересной для
преподавателя личности, носителем научного мировоззрения. Мировоззрение —
система взглядов человека не только на мир, но и на свое место в мире. Другими
словами, формирование мировоззрения студента означает развитие его рефлексии,
осознание им себя субъектом деятельности, носителем определенных общественных
ценностей, социально полезной личностью. В свою очередь, это обязывает
преподавателя думать об усилении диалогичности обучения, специальной
организации педагогического общения, с учетом того, что это пора сложнейшего структурирования
интеллекта, в структуре которого наблюдается единство логического и образного,
создания для студентов условий возможности отстаивать свои взгляды, цели,
жизненные позиции в процессе учебно-воспитательной работы в учебном заведении.
Литература:
1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М. 1996.
С. 266.
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.:
Изд – во Моск. ун – та, 1982. С. 116.
4. Бубер М. Два образа веры. Я и Ты. М., 1999. С. 69, 71, 267.
5. Грищанов А.А.
Всемирная энциклопедия: Философия». 2001. 1312 с.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.
Изд. 2-е. М., Политиздат. 1977. C. 226.
7. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
8. Библер В.С. Школа
диалога культур: введение в прграмму. // Пргнозное социальное проектирование:
теоретико-методологические и методические проблемы. М. 1994. С. 241-242.
9. Столин В.В. Самосознание личности.
М.: Изд. Моск. 1983. 284 с.
10. Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном
диалоге: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1989. 127 с.
11. Закирова А. Ф.
Теоретические основы педагогической герминевтики. Мн.
Тюмень: 2001. 152 с.