К.Е.Ибраева, к.п.н.,
доцент Казахской Национальной Академии Искусств им. Т.Жургенова г.Алматы, Республика Казахстан
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В
СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Общеизвестно, что во все
времена вопросы и образованности общества были главными в контексте
приумножения интеллектуального, нравственного потенциала страны, который
становится решающим фактором развития в XXI веке и рассматривается как главное
условие вхождения Республики Казахстан в число наиболее передовых и процветающих
государств мира. Диалектическое взаимодействие образования и различных видов
искусств – одно из главных условий функционирования культуры как социального
феномена, внедрения новых технологий.
Характер преобразований в
современном обществе во многом определяется переосмыслением
нравственно-этических ценностей. В документах последних лет (Концепция
непрерывного образования педагога новой формации РК, Послание Президента РК народу Казахстана и
др.) указывается, что именно образование как сфера, наиболее тесно связанная со
становлением личности человека, в состоянии преодолеть негативные
тенденции в развитии общества. Ключевой
фигурой в этой сфере всегда остается педагог – компетентный специалист,
способный формировать менталитет личности в духе общечеловеческих ценностей,
толерантности и сотрудничества. Именно учителю, в руках которого будущее
государства, отведена особая роль в возрождении культурного компонента
жизнедеятельности общества учителю.
Необходимость поиска
оснований как личностно-индивидуального бытия, так и общества в целом,
обусловливает особую значимость разработки проблемы формирования музыкальной
культуры будущего учителя, как составной части его общей и профессиональной
культуры.
Для рассмотрения
теоретических подходов к проблеме формирования музыкальной культуры будущего
учителя необходимо осмысление сущности понятия «музыкальная культура» через
философское понятие «культура».
Понятие культуры относится к числу фундаментальных понятий, интерес к которым возрастает с каждым годом. Различия в уровне подходов, аспектах анализа, отражающих разные стороны, фиксируют чрезвычайную сложность, противоречивость, многогранность этого понятия. Поэтому к данной проблеме обращаются философия, эстетика, педагогика, психология, методика, а также такие специальные области знания, как антропология и этнография. В этих исследованиях под культурой, соответственно, имеют в виду любой исторический выработанный способ человеческого существования, возникший на биологической основе, но не зависящий от нее; фиксацию общего качественного своеобразия человеческой жизнедеятельности; цивилизацию.
В отечественной науке сформулированы
различные варианты, определяющие понятие «музыкальная культура общества».
Авторы едины во мнении, что музыкальная культура общества, как продукт
специфической духовно-практической деятельности человека есть выражение
общественно-практической жизнедеятельности людей, способ существования и
функционирования их музыкального сознания. В понятие музыкальной культуры
общества входят различные виды музыкальной деятельности и их результат –
музыкальные произведения, их восприятие, исполнение, а также сложившееся в
процессе этой деятельности музыкально-эстетическое сознание людей (интересы,
эмоции, переживания, чувства, оценки, вкусы, взгляды и др.). Кроме того, в
структуру музыкальной культуры общества входит деятельность различных
учреждений, связанных с хранением и распространением музыкальных произведений,
музыкальным образованием и воспитанием, музыковедческими исследованиями.
Согласно трактовке искусствоведов,
музыкальная культура – сложная система, элементами которой являются, с одной
стороны, виды музыкальной деятельности с их инфраструктурой и музыкальные
ценности, с другой стороны – типы музыки, принадлежащие к разным эпохам и
мировым культурам; факторами развития этой системы выступают взаимодействие
элементов и единство музыки с контекстом культуры, в предназначение
характеризуется социальной полифункциональностью, воплощением ценностных
ориентиров культуры и направленностью на духовное совершенствование человека.
Музыкальная культура личности является
выражением художественной культуры человека на уровне конкретного вида
искусства – музыки. Многочисленные исследования генезиса музыкальной культуры
подчеркивают деятельную, практически духовную сторону музыкальной активности
человека, в которых музыкальная культура личности рассматривается как результат
деятельности творящего существа, субъекта производимых во вне и одновременно в
себе преобразований.
В педагогической науке учеными представлены
разнообразные компоненты музыкальной культуры личности различных возрастных
групп:
-
музыкальный опыт, музыкальная грамотность, музыкальное творческое развитие
школьников (Л.В.Школяр);
-
индивидуальный социально-художественный опыт, обусловливающий возникновение
высоких музыкальных потребностей – интегративное свойство, показателями
которого являются «музыкальные развитости» (любовь к музыке, эмоциональное
отношение, потребность в музыке, музыкальная наблюдательность) и музыкальная
образованность (владение способами музыкальной деятельности,
искусствоведческими знаниями, развитость музыкального вкуса, критическое
отношение к музыке и др.) (Ю.Алиев);
-
аудиовизуальное восприятие, эмоциональное переживание, музицирование
(М.Савинова);
-
музыкальная деятельность и музыкальное сознание (Р.Тельчарова).
В
работе Л.А.Тарасовой исследуется формирование
внутренней музыкально-эстетической культуры личности на уровне
художественно-эстетического сознания, а также художественно-образного, абстрактного
мышления и других компонентов, которое происходит
в результате целенаправленного «перехода» музыкально-эстетической культуры общества в
музыкально-эстетическую культуру личности в процессе музыкальной деятельности
путём восприятия музыкальных произведений /1/.
По мнению М.А.Фадеевой, музыкально-эстетическая культура личности
подростка состоит из музыкально-эстетического восприятия, музыкально-творческой
активности, музыкального опыта и музыкальности /2/.
Теоретическими основами исследования музыкальной культуры
личности учителя явились труды, посвященные: изучению культуры личности (Л.Н.
Коган, Е. Визитей, Н.Б. Крылова, А.Н. Сохор и др.), профессиографии
труда учителя (Н. Гоноболин, Н. Кузьмина, В.Сластенин, А. Щербаков и др.), вопросам профессиональной подготовки учителя музыки (Ю.Алиев, Б.Асафьев, Д.Кабалевский, А.Гордийчук, Р.Тельчарова, Л.Школяр и др.).
Анализ
психолого-педагогической литературы позволил выяснить, что, во-первых,
воспитание музыкальной культуры занимает важное место в развитии целостной
личности будущего педагога, во-вторых, эффективность музыкально-эстетического
воспитания зависит от развития музыкальных способностей человека, дающих
возможность ему наиболее полно охватить, понять, осмыслить природу музыки,
доставляя тем самым человеку эстетическое наслаждение, в-третьих,
результативность воздействия музыкального искусства на всестороннее развитие
человека зависит от его умелого использования в педагогическом процессе, т.е.
успех процесса формирования музыкальной культуры будущего учителя опосредуется
уровнем его педагогического обеспечения.
Несмотря
на имеющиеся в современных исследованиях различные подходы к определению
понятия «культура личности» и своеобразие теоретических концепций к выявлению
сущности субъективного уровня культуры (М. Каган, Л. Коган, У. Суна и др.),
незыблемым остается признание деятельной сущности человека, согласно
которой личность формируется в деятельности, в результате которой изменяет
среду, изменяет и развивает себя как субъекта.
Исходя
из вышеизложенного, мы определяем музыкальную культуру будущего учителя как
норму, способ, меру развития его музыкально-деятельностных
сил в процессе их реализации и совершенствования. Таким образом, по нашему
определению музыкальная культура будущего учителя – сложное динамическое
образование, которое характеризуется определенным уровнем музыкального
развития, осознанием способов достижения этого уровня и проявляется в различных
видах деятельности, направленной на овладение выработанным человечеством музыкально-педагогическим
опытом, управляемой музыкально-эстетическим сознанием, с целью формирования у
школьников основ музыкальной культуры как неотъемлемой части их духовной
культуры.
Теоретический
анализ психолого-педагогических исследований по проблеме формирования
музыкальной культуры личности позволяет сделать следующие выводы:
1.
музыкальная культура – феномен духовной культуры,
социальная деятельность человечества в сфере производства, распространения и
потребления результатов творческой деятельности, художественными ценностями
которой являются произведения музыкального искусства;
2.
различные виды музыкальной деятельности, а также
сложившееся в процессе этой деятельности музыкально-эстетическое сознание людей
и деятельность различных учреждений, связанных с музыкальным образованием и
воспитанием, музыкознанием, подготовкой кадров – образуют музыкальную культуру
общества;
3.
музыкальная культура личности – сложное динамическое образование,
которое характеризуется определенным уровнем музыкального развития, осознанием
способов достижения этого уровня и проявляется в различных видах деятельности,
направленной на овладение выработанным человечеством музыкально-педагогическим
опытом, управляемой музыкально-эстетическим сознанием, с целью формирования у
школьников основ музыкальной культуры как неотъемлемой части их духовной
культуры.
4.
Формирование
музыкальной культуры будущих учителей – это сложный процесс, осуществляющийся
на основе взаимодействия социальных и природных факторов развития личности и
выражающейся в особенностях внутренних преобразований личности будущего
учителя, на становление которой влияет музыкальное воспитание в педвузах.
Таким
образом, образование рассматривается как мощный фактор культуры, который должен
способствовать самореализации личности, ее потенциальных возможностей и
способностей. Сегодня личность сама должна быть ответственна за свой
образовательный потенциал и социальную траекторию. Профессиональное образование
становится процессом, в котором рождается личность специалиста, обладающая творческим
типом мышления, развитой музыкально-эстетической культурой, высоким
профессионализмом и нравственными ценностями, обеспечивающими его реальную
конкурентоспособность.
Литература:
1. Тарасова Л.А. Теория и практика музыкального краеведения в
системе современного музыкального образования: Дисс.…докт.пед.наук. – М., 1997. – Т.2. – С.23.
2. Фадеева М.А. Развитие музыкально-эстетической культуры
подростков в условиях дополнительного образования: Автореф.
дисс. …канд.пед.наук. –
Саратов, 2000. – С.10-11.