Скворцова Ю.С.
Волгоградский государственный институт искусств и культуры
Профессиональная этика как ценность
режиссерско-педагогической деятельности
Интенсивные
изменения в социокультурной и
экономической жизни нашей страны, а также общая гуманизация и гуманитаризация
общества потребовали качественного преобразования характера и содержания
профессиональной подготовки современного
специалиста. В настоящее время акцент делается на углубление мобильности
человека в профессиональной сфере, коммуникативности, компетентности,
расширении профессионального поля деятельности специалиста за счет освоения
смежных профессий. Таким образом, в процессе подготовки профессионала зачастую,
должного внимания не уделяется духовному, ценностному, нравственному воспитанию человека. Эта проблема
актуализировала ряд исследований в
области ценностного самоопределения, ценностного отношения, профессиональной
культуры и духовной направленности личности.
Для представителей
творческих профессий развитие нравственных качеств, воспитание ценностного
отношения к своей деятельности является особенно важным, так как продукт творчества хореографа, художника, актера, режиссера
воздействует, прежде всего, на эмоциональную сферу зрителя, способствуя
формированию у человека картины мира, подталкивая к присвоению тех или иных
ценностей. Поэтому, на наш взгляд, подготовка творческого специалиста
предполагает некоторые специфические особенности, связанные с активизацией
духовной составляющей личности.
Специфика профессии режиссер-педагог, заключается в том, что ценностная составляющая деятельности является здесь стержневой, базовой, воздействующей на интеллект, творческую фантазию, чувства человека, пронизывающей всю профессиональную деятельность и определяющей его направленность в творчестве. Поэтому, именно от режиссера зависит то, что увидит зритель на сцене, какой пример для подражания он изберет, посмотрев спектакль, какие ценности он присвоит в собственную картину мира. Режиссер, как создатель общей концепции спектакля должен четко контролировать систему нравственных оценок, смысловых акцентов, ценностных ориентиров в соответствии с тем, чтобы не навредить обществу, как это отчасти произошло в случае с излишней эстетизацией образа «киллера», члена «мафии» - прежде только в Голливуде, а теперь уже и российском кинематографе.
Кроме того, профессия режиссер-педагог кроме специфических творческих функций (постановка, сценического произведения, работа над ролью с артистами, разработка творческого замысла постановки и т.д.) наполнена рядом педагогических функций, реализация которых способствует стабильному функционированию такого сложного сообщества, которым является творческий коллектив (труппа театра). Режиссер-педагог является основным руководителем сценического процесса, регулятором всех творческих взаимоотношений. В процессе своей профессиональной деятельности он осуществляет ряд важных педагогических задач – формирование в актерах интереса к профессии, к культуре и к искусству, этических представлений; воспитание не только умелых профессионалов, но и людей, способных жить и работать в коллективе.
Большое значение в присвоении участниками творческого коллектива профессиональных ценностей имеет этическая позиция режиссера-педагога.
Профессиональная этическая позиция, по мнению Е.А.Маловой, определяет, прежде всего, этическое, моральное, нравственное поведение, которое необходимо в профессиональной деятельности, а также отношения внутри данной деятельности. Эта позиция отражает деятельное отношение человека к своей профессии, в которой он выступает как инициативный носитель и проводник профессиональных этических норм, принципов, ценностей. Она формируется на основе личностных ценностей, потребностей, в процессе поиска смысла жизни, осознания нравственной основы отношений к людям и самому себе.
Личностно-ориентированный характер отношений, присущий процессу творчества, в театральном коллективе, предполагает наличие у режиссера четкой этической позиции, которая будет являться своеобразным регулятором взаимоотношений в коллективе.
В работе
режиссера-педагога невозможно найти
такой стороны деятельности, которая не была бы связана с этическими моментами.
Распределение ролей, объяснение творческой удачи и неудачи, взаимоотношения в труппе - эти и многие другие аспекты
требуют рассмотрения через призму этических установок.
Исследование деятельности режиссера и актера приводит к
пониманию того, что они существуют в
виде общего сознания как общая
совместная деятельность, в которой только
общими усилиями может произойти осмысление пьесы, но только через актера
оно превратится в определенную живую образную систему, которую сможет
почувствовать и понять зритель.
Взаимозависимость этих профессий
обуславливает постоянно существующую проблему – занятости актеров в
больших и хороших ролях. Решение этой проблемы - прерогатива режиссера и его постоянная
проблема, т.к. дать всем такие роли просто невозможно.
М.Л. Соснова
отмечает, что актер по своей природе нуждается в «заполнении» себя ролью - его
жизнь без этого не мыслится, его сознание предполагает поиски, добывание нового
материала, обдумывание, пробы нового психофизического состояния, но всё это зависит от получения или неполучения новой роли. Если другой человек
(режиссер) препятствует осуществлению этого жизненно необходимого процесса, он
не может не восприниматься негативно. А
если учесть, что субъект суждений, оценки – человек (актер) обладает
чрезвычайно подвижной нервной организацией, естественно предположить, что он
приписывает в своем обычно богатом воображении своему оппоненту отрицательные
свойства и качества, что в дальнейшем приводит к конфликтным ситуациям. Также довольно частным явлением в театральном
коллективе являются личные и производственные
конфликты между участниками творческого процесса, в которых режиссер выступает
в роли непосредственного участника,
посредника или судьи.
Поэтому, для того, чтобы грамотно руководить
творческим коллективом, режиссер должен
обладать большим тактом, знанием психологии
людей искусства, чувствовать настроение участников творческого процесса
и заблаговременно проводить необходимую
профилактическую работу на до-конфликтной стадии, когда возможно не допустить
возникновения конфликта, а также рефлексию — анализ на постконфликтной
стадии с целью выявления не только актуальных, но и потенциальных,
нереализованных возможностей его разрешения.
Таким
образом, следование нормам профессиональной этики позволит режиссеру-педагогу
осуществить одну из своих центральных
профессиональных задач – сформировать этические представления учеников(актеров),
воспитать в них преданность и щепетильность по
отношению к искусству, подготовить не только
умелых профессионалов, но и людей, способных жить и работать в коллективе.
Поэтому этические принципы, реализуемые режиссером-педагогом в процессе работы являются ценностями его профессиональной деятельности, своеобразными творческими установками, обеспечивающими воспитание личности актера с пониманием задач театра как школы жизни, как одного из средств воспитания человека.
Литература:
1. Малова Е.А. Этическая позиция
социального работника: сущность и структура. Социально-педагогические проблемы
ценностного самоопределения личности: материалы Всероссийской
научно-практической конференции (Ульяновск, 17-18 мая 2005 г.). – Ульяновск: УлГПУ, 2005. С.101-105.
2. Соснова,
М.Л. Искусство актера: учеб. пособие для вузов /М.Л. Соснова.
– М.: Акад. проект: Фонд «Мир», 2005. – 432 с.