Л.А.Серикова, О.В. Шуляпова
(канд. пед. наук, доценты
кафедры
педагогики начального образования
МГПИ им. М.Е. Евсевьева)
Возможности разработки и реализации авторской программы по
духовно-нравственному воспитанию и религиозному просвещению младших школьников
в контексте традиционной культуры народов
Республики Мордовия
Статья подготовлена при финансовой
поддержке РГНФ «Воспитание младших школьников в контексте традиционной культуры
региона» проект № 08-06-23605 а/В
В результате
анкетирования учителей начальных классов школ Республики Мордовия (были изучены
взгляды педагогов городских, поселковых, сельских школ) нами было установлено,
что на современном этапе процесса организации духовно-нравственного воспитания
и религиозного просвещения младших школьников чрезвычайно актуальна проблема
разработки программ, технологий их реализации и подготовки педагогических
кадров к решению вопросов, возникающих в этой сфере воспитательной
деятельности.
Исходя из понимания
сущности религиозно-нравственных представлений как одной из составляющих
духовной сферы личности, и исследования
особенностей процесса религиозного просвещения нами была разработана авторская
программа, предназначенная для решения актуальных для региона проблем религиозного
воспитания и духовно-нравственного просвещения младших школьников. Реализация
авторской программы “Истина, Добро и Красота” осуществлялась во время
проведения специально разработанных занятий и при включении духовно ценных
видов деятельности в структуру учебно-воспитательного процесса, что особенно
ярко прослеживалось через уроки по дисциплинам гуманитарного цикла и свободное
общение детей и педагогов, на базе экспериментальных школ Республики Мордовия.
Целью реализации
авторской программы “Истина, Добро и Красота” было формирование у младших
школьников содержательных, устойчивых, ярких, осознанных
религиозно-нравственных представлений как одной из основ, обеспечивающих
интенсивное нравственное развитие и возведение ребенка на более высокий уровень
духовности.
Достижение данной цели осуществлялось
нами посредством решения ряда конкретных задач, основными из которых являются:
заложить у детей основы адекватных, полноценных религиозно-нравственных
представлений через анализ образов героев религиозных повествований и раскрытие
смысла притч; привлечь внимание к значимости общечеловеческих ценностей,
независимо от формы их выражения; учить детей судить о поступках по их мотивам,
а не по результатам; развивать эмпатию,
культивировать внимание к состояниям и переживаниям других людей, проявление
сочувствия; уточнить, сделать более четкими и осознанными представления о
явлениях духовно-нравственной сферы жизни, выражающиеся несложными этическими
категориями; заложить эмоционально-нравственные основы отношения детей к
религии как базе национальной культуры, оказывающей непосредственное влияние на
уровень духовного и нравственного развития народа; достичь единого смыслового
определения учащимися явлений нравственной и духовной сфер жизни через описание
признаков (представлений) понятий и употребление категорий; познакомить детей с
литературными, музыкальными произведениями, произведениями изобразительного
искусства на библейские, коранические и другие религиозные темы, сюжеты которых
имеют духовно-нравственную окраску; углубить знания детей об основополагающих
правах и свободах личности в вопросах выбора типа мировоззрения, о технологии
обеспечения религиозной безопасности; обогатить внутренний мир ребенка, палитру
положительных качеств его личности; побуждать детей к самопознанию,
самовоспитанию, самосовершенствованию; обеспечить условия для этической
рефлексии ребенка, освоения им субъектной позиции; расширить кругозор,
обогатить словарный запас детей через введение новых для них нравственных
понятий в активную лексику.
В содержательном плане
авторская программа представляет собой курс факультативных занятий, построенный
по инновационной методике и имеющий сюжетно-игровую основу. Структурными
компонентами предлагаемой программы являются отношенческие
блоки занятий “Я и жизнь”, “Я и мой мир”, “Закон и я”, “Я и любовь”.
Параллельно с
общепедагогическими принципами (учета возрастных особенностей, связи обучения и
воспитания с жизнью, системности и последовательности, единства воспитательных
воздействий, опоры на положительные качества личности и др.), в основу процесса
отбора программного материала по курсу “Истина, Добро и Красота” нами были
заложены принципиально важные моменты, характеризующие специфику совместной
деятельности, результатом которой должно стать формирование
религиозно-нравственных представлений у младших школьников и условия,
призванные обеспечить эффективность
работы в данном направлении. Экспериментальная работа с материалом занятий,
отбор которого происходил в соответствии с гипотетически выстроенной системой
принципов формирования содержательного компонента практической деятельности
педагогов и учащихся, показала, что наиболее оправданными и целесообразными из
“дополнительных” принципов являются: принцип
интегрированного подхода; принцип дополнительности и
диалога мировоззренческих систем; принцип учета региональных и этноконфессиональных особенностей; принцип подбора
материала, способного побудить детей к творческой деятельности, реализации
права свободного выбора.
На совокупность принципов
мы опирались при отборе программного материала
для занятий каждого из разделов программы. Однако в ряде случаев одно из
основополагающих положений, в рамках учета системы принципов, реализовывалось
наиболее плодотворно, ярко и эффективно, что позволяло значительно
интенсифицировать процесс формирования у детей образов изучаемой группы. Исходя
из заявленной темы, целесообразным мы считаем раскрытие сущности отдельных
“дополнительных” принципов, отражающих специфику работы по
духовно-нравственному воспитанию и религиозному просвещению в контексте традиционной
культуры народов Республики Мордовия через иллюстрацию на конкретных
положительных примерах ихо реализации в процессе
работы по программе.
Говоря о принципе дополнительности и диалога мировоззренческих
систем, следует отметить, что мы имели в виду не только
взаимодействие национальных культур, но и процесс взаимообогащения светского и
религиозного типов мировоззрения. Вести речь о реализации этого принципа в
условиях современной общеобразовательной школы очень сложно, поскольку в
течение нескольких десятилетий из программ государственных
учебно-воспитательных учреждений был изъят материл, способствующий формированию
представлений о религии как основе национальной культуры, хранилище
гуманистических ценностей. Поэтому сегодня особенно актуальным становится поиск
точек соприкосновения двух типов мировоззрения, обретение опоры религиозного
просвещения в сотрудничестве светской и религиозной концепций в области
осмысления гуманистических ценностей. Принцип дополнительности
и диалога мировоззренческих систем может быть полноценно реализован на занятиях
в процессе изучения, сопоставления художественных произведений (музыкальных,
литературных, произведений изобразительного искусства), имеющих единый идейный
замысел, описывающих значимость одних и тех же ценностей, но облаченных в
разные формы - одно из них должно носить светский, а другое - религиозный
характер. Мы приведем несколько примеров таких произведений, исходя из
литературного материла, доступного детям младшего школьного возраста : “Каин и
Авель” (библейское повествование) - Г. Сенкевич “Янко-музыкант”;
“Иисус и грешница” - А. Маркуша “Азбука мужества”;
“Суд Соломона” - В.Воробьева “Мама” и др.
Еще более результативной
оказалась реализация данного принципа в случае, когда в качестве дополняющих
друг друга произведений нами были взяты образцы различных отраслей искусства.
Примером такого подхода служит фрагмент проведенного нами занятия, на котором,
для знакомства с одной из главных фигур Библии - пророком Моисеем, мы
предложили детям внимательно изучить фотографии скульптуры С. Эрьзи “Моисей”. Дети самостоятельно определили следующее:
несмотря на то, что скульптор показал суровый взгляд, изрезанное морщинами лицо пожилого человека, этот
мужчина добрый и сильный, справедливый. Они еще более утвердились в своем
мнении после прочтения первой части предания “Моисей”. Ценность такой работы,
по нашим наблюдениям, заключена в более заинтересованном диалоге, возникшем
между педагогом и учащимися: детям было интересно узнать, каков Моисей, какие
поступки он совершал, как жил. С другой стороны, у учителя появляется
возможность сформировать у детей более полные, четкие, целостные представления
о личности, вызвавшей восхищение, стремление к творчеству у светского
скульптора и порождающей благоговение у верующих. Важность применения принципа дополнительности и диалога мировоззренческих систем
объясняется тем, что параллельные воздействия нескольких произведений на
различные сферы сознания ребенка объединяются единой целью - формирование
общечеловеческих ценностей (в рассматриваемом случае таких качеств, как
доброта, справедливость, целеустремленность, стремление жить во имя и для
людей), духовных, в том числе религиозно-нравственных представлений (смысл
жизни в религиозном и светском понимании).
Более того, этот принцип
обеспечивает ребенку возможность изучить
явление с различных позиций и самостоятельно выбрать одну из точек зрения,
возвести ее в ранг собственного убеждения. Особую ценность такой подход
приобретает при рассмотрении вопросов мировоззренческого характера. К примеру,
говоря о том, как возникла Земля и жизнь на планете, мы познакомили детей с
некоторыми гипотезами, среди которых были как светские, так и религиозные
воззрения на решение вопроса. На этом занятии реализация рассмотренного
принципа была дополнена акцентом на положении об учете региональных и этноконфессиональных особенностей республики.
Как отмечалось ранее,
исследование проводилось на базе общеобразовательных школ Мордовии, поэтому мы
сочли целесообразным подход к рассмотрению религии как основы национальных
культур народов, ее населяющих. В республике зафиксирован следующий этнический
состав (в процентах): “мордва - 32,5, русские - 60,8, татары - 4,9, другие
национальности - 1,8” (201, 43). Важно отметить, что такая полиэтничность
носит общереспубликанский характер: в настоящее время в Республике Мордовия нет
ни одного полностью однонационального района. В связи
с этим, опираясь на принцип учета региональных и этноконфессиональных особенностей, мы организовали
занятия, на которых было произведено сравнение не только светской и религиозной
мировоззренческих систем, но и обозначены основные характеристики религиозных
взглядов мордвы, русских и татар (нами рассматривались религиозные воззрения,
традиционно характерные для большинства представителей этих народов: языческое
многобожие мордвы и русских (с периодом, предшествующим христианизации, мы знакомили детей для формирования у них
представлений о своеобразии каждого из
народов, его истории), православное христианство, мусульманство. Например, на
одном из занятий детям был предоставлен материал легенд, преданий трех народов,
рассказывающих о создании мира Чам-Пазом, Богом и
Аллахом. Во время дискуссии были выявлены сходства и различия концепций. Дети
пришли к выводу, что боги всех рассматриваемых религий добрые и первоначально
желали сотворить справедливый, красивый, радостный мир, тем самым на занятии было подчеркнуто единство
религиозных взглядов на ценности. Большой интерес у учащихся вызвали сведения о
календарных праздниках, которые также давались в сопоставительном плане: Троица
- Сабантуй - поклонение богине плодородия Ангепатяй;
Масленица - Науруз и т.д., причем акцент делался на
процессе интеграции этносов. Особенно интенсивно подобная работа велась при
анализе описания в различных источниках (Коран, Библия, Евангелия, легенды и
предания мордвы) норм взаимодейсвия людей во внерелигиозной сфере. Такая группа норм выделяется в каждом
из рассматриваемых вероучений и позволяет полноценно реализовать воспитательный
потенциал ислама, христианства и языческих верований.
Такая работа дала
результаты, в чем мы убедились на занятии “Мордовский народ и его верования”,
на котором, после рассмотрения этнических особенностей мордвы-мокши и
мордвы-эрзи учителем был задан вопрос: “Ребята, а сильно ли отличается мордва
от русских, татар и других народов?”
После короткого раздумья дети пришли к выводу, что есть отличия в костюме, в
национальных украшениях, но “все они люди”. Таким образом, опираясь на принцип
учета региональных и этноконфессиональных особенностей,
нам удалось привить детям представления о религиозной терпимости и заложить
основу для дальнейшего воспитания уважения к обычаям, традициям, культуре,
языку различных народов. Следует подчеркнуть, что это лишь один из
положительных аспектов работы в соответствии с этим принципом.
Таким образом, целостная
методическая система организации процесса
редигиозного просвещения и
духовно-нравственного воспитания младших школьников была сформирована в ходе
реализации авторской программы “Истина, Добро и Красота” на базе
экспериментальных классов, а также в совместной деятельности на занятиях
специального курса “Особенности духовно-нравственного воспитания младших
школьников в современных условиях” для студентов Мордовского государственного
педагогического института имени М.Е. Евсевьева специальности “Педагогика и методика начального
образования” (с 1996-97 учебного года). Результатом работы со студентами стали
самостоятельно подготовленные и проведенные ими занятия с младшими школьниками,
построенные в соответствии с базовыми принципами, заложенными в основу
программы “Истина, Добро и Красота”.