Васильева Т.Е. , Нужина О.А., Девятловский Д.Н.

Лесосибирский филиал Сибирского государственного

технологического университета. Россия

Культура как средство нравственно-эстетического воспитания

Как сокровищница овеществленной человеческой памяти, музей обогащает духовные силы общества, способствует развитию интеллекта нации. При этом он опирается на подлинные памятники материальной и духовной культуры. Используя исторические документы и образцы творческой деятельности человека как средства информационно-логического и эмоционально- образного воздействия, музейные учреждения становятся интеллектуальными центрами, которые помогают людям постигать непреходящие ценности человечества, включаться в социально-культурное творчество.

Определяя тенденции развития музейного дела в XXI веке, С.Н. Иконникова справедливо отмечает, что первая из них характеризует глобальный, культурный универсализм, увеличивающий многосторонность взаимосвязей мира и музея, появление всемирных музейных центров, всеобщих нормативных требований к проектированию музейного пространства, современному арт-дизайну в оформлении залов и экспозиций, к экскурсионной деятельности [1].

Вторая тенденция отражает изменение места и роли музея в локальном пространстве страны, региона, выявляет культурно- историческую обусловленность социального отношения к наследию, доминирование определенных ценностных предпочтений и ориентаций, стремление избежать унификации, обезличивания, сохранить своеобразие. В определенном смысле, музей воплощает в себе идею уникального сосредоточения культурных ценностей на достаточно ограниченной территории.

Третья тенденция заключается в том, что музей приобретает новое значение в системе культуры как способ формирования национального самосознания, социальной идентификации и любви к Отечеству и миру, эмоционального почитания духовных ценностей. Музей способствует не только трансляции культурного наследия, но и создает поле «светской сакральности», целостности мировосприятия всего богатства, созданного человечеством.

Российские музеи ведут поисковую, охранительную, реставрационную, экспозиционную и просветительно-образовательную деятельность в соответствии с современными требованиями. Новое тысячелетие российские музеи встретили в условиях информационной революции. В них стали широко внедряться мультимедийные информационные системы, наряду с традиционными буклетами и альбомами появились визуальные экскурсии по музеям, записанные на компакт-диски. Многие отечественные музеи имеют свои сайты в Интернете.

Как социальный институт формирующегося информационного общества современный музей интегрирует в себе:

- экспонирование научно осмысленного собрания раритетов, несущих, безусловно, достоверную визуальную, вербальную, символическую и иную историко-культурную информацию;

- художественно-просветительную среду, вовлекающую людей в мир непреходящих ценностей;

- открытое и доступное для всех населения место духовно насыщенного общения и рационального досуга.

В музее XXI века существенное значение приобретает проблема визуального восприятия современного человека, его сенсорный опыт, который, как отмечают психологи, испытывает негативные последствия тотального погружения в компьютерное пространство. Это приводит к рассеиванию внимания людей, ослаблению их субъективного мышления.

Как противодействие разрушительным тенденциям в видеосфере человека, для формирования у него экологически значимых умений и навыков визуального мышления необходимо использовать культуросозидающий потенциал музея. В соответствии с концепцией В.П. Зинченко, виртуальное мышление – это разновидность деятельности человека, которая порождает новые образы и создает новые виртуальные формы, несущие определенную смысловую нагрузку. Эти образы отличаются автономностью и свободой по отношению к объекту восприятия [2].

Музейный экспонат – это, по сути, иконический текст с энергоинформационной структурой, многослойным и многомерным содержанием. Для посетителя музея экспозиция – это закодированная при помощи изобразительного языка информация. Задача музея состоит в том, чтобы помочь человеку понять ее природу, усвоить и осмыслить значимость.

Разнообразные психолого-педагогические методики, апробированные в российских музеях, с достаточной степенью достоверности подтверждают, что визуальное мышление отражает сущность зафиксированной в музейном предмете информации лишь в том случае, если ее восприятие соотносится с целостным миром духовно ориентированной личности человека. Эти качества формируются всей  культурной средой, поэтому в музее как ни в одном социальном институте особенно важно взаимодействие со всеми компонентами духовного мира человека.

Успешное функционирование и дальнейшее совершенствование современного музея находятся в прямой зависимости от реализации достижений науки и социальной практики конца XX – начала XXI века, от способности применять не только традиционные формы поисково-охранительной и научно-просветительной деятельности, но и обогатить их разнообразными методами активизации посетителей в процессе их общения с сосредоточенными в музейных учреждениях духовными и материальными ценностями.

Особое значение для музейной практики приобретают исследования культурологов, социальных психологов, педагогов и специалистов смежных наук, которые раскрывают эффект единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия. В музее такой эффект, обеспечивающий успех историко-культурного и художественного просвещения, достигается в процессе вовлечения человека в мир культуры посредством взаимодополняющего воздействия самой экспозиции музея, мастерства экскурсоводов, а также присущей только музею уникальной нравственно-психологической атмосферы высокой духовности и сопричастности к духовным ценностям человечества.

Музей начала XXI века нельзя рассматривать вне влияния социально-экономических факторов, специфики создания и функционирования культурных ценностей в условиях рыночных отношений. Музейные услуги – «товар» особого рода. В них реализуется культурно-просветительная функция. Результат труда музейных специалистов – культурно-просветительная услуга. В ней сконцентрированы информационная, нравственная, психологическая, культуросозидающая и другие составляющие, которые обеспечивают разностороннее развитие личности.

Музейный продукт – это один из видов сферы услуг. Посетитель музея как потребитель этого продукта получает эстетическое удовлетворение, эмоциональный заряд и главным образом историко-культурную, художественную информацию, особая ценность которой в том, что она носит первичный характер.

Духовные искания и рынок – понятия не корреспондирующиеся. Однако реалии начала XXI века заставляют искать компромиссы и находить принципиально новые для российских музеев экономико-правовые и организационно-управленческие решения.

С начала XVIII века, К. Найкель и И. Канольд обратились к природе музея и обосновали его социальные функции, отечественное и мировое музееведение обогатилось рядом фундаментальных монографий, сборников научных трудов, путеводителей, каталогов, учебно-методических пособий и других публикаций, разносторонне раскрывающих технологию поиска, отбора, хранения, реставрации и экспонирования ценностей истории и культуры.

В настоящее время в российских музеях сложилась вполне оправдавшая себя система культурно-просветительной работы. Это циклы лекций, народные университеты культуры, выставки, организованные на основе музейных фондов, «декады», «недели», «дни» музея в культурно-просветительных и образовательных учреждениях, научные семинары, чтения, конференции, презентации и другие виды информационно-просветительной деятельности.

Большинство историко-мемориальных и краеведческих музеев, стали центрами историко-патриотического воспитания молодежи. Музеи естественнонаучного профиля активно занимаются экологическим воспитанием населения. Повседневную работу по нравственно-эстетическому воспитанию ведут музеи различных учебных заведений, предприятий и ведомств, которые на своей базе создают школы общественных экскурсоводов, клубы друзей музея, проводят встречи с интересными людьми, вовлекают посетителей в различные формы социально-культурного творчества.

Несмотря на все положительное, что характеризует российские музеи за последнее время, миллионы россиян, особенно тех, кто проживает в отдалении от больших городов, десятками лет не бывают в музеях и не испытывают в этом потребности. Значительная часть наших сограждан остаются безучастными к шедеврам человеческого гения, не выработали в себе эстетического отношения к искусству. Они не готовы к восприятию прекрасного и не обладают для этого необходимыми культурологическими познаниями. Между тем, результаты экспериментальной работы Российского научно-педагогического центра музейной педагогики при Русском музее свидетельствуют, что за два – три года у каждого учащегося средней школы можно вызвать интерес к искусству.

Признавая значимость этого вопроса, главенствующим должно стать интенсивное развитие музейного комплекса как субъекта историко-патриотического и нравственно-эстетического просвещения, дополняемое методиками прикладной и педагогической культурологи, ориентированной на вовлечение разных групп населения в социально-культурное творчество, в процессе которого приобретенные на просветительных мероприятиях знания преобразуются в убеждения, нормы и принципы поведения.

Многие годы в городах России в скверах, парках, на площадях были популярны воскресные концерты духовной музыки. Они создавали благоприятную психологическую и эстетическую атмосферу, праздничное настроение, вызывали присущее нашим людям чувство единства. В репертуаре оркестров звучала в основном отечественная музыка, и такие концерты становились одной из форм пропаганды национальной музыкальной культуры. Эта традиция вновь возрождается в наши дни, и вызывает самые благожелательные отзывы посетителей. В духовной жизни общества немаловажна взаимосвязь музея и школы. Системами внеклассных мероприятий у каждого без исключения учащегося можно сформировать интерес к музею как сокровищнице истории и культуры, а главное, привить ему навыки и умения восприятия эстетических и, в частности, музейных ценностей. Если добавить к этому культурно-педагогическое просвещение родителей и встречные шаги музея, который учитывает половозрастные особенности своих посетителей, уровень их образования и проявляемые интересы, то успех духовного развития этой группы будет обеспечен. Ценность исторических и художественных раритетов абсолютна, она не меняется со временем. Историко-культурные ценности не исчерпывают себя, не пересматривается их содержание, они не теряют своей сущности. На каждом новом историческом витке музеи включаются в духовный мир более высокого уровня развития. На многие вопросы наших современников ответы могут дать не только герои любимых книг, но и музеи. Все больше места в культурно-образовательном пространстве XXI века занимают детские музеи.

В 1928 году А.У. Зеленко отмечал, что современный музей – это живой, деятельный, общественный институт, а не кладбище искусства и науки [3].

Р.Р. Шварц подчеркивает, что «для того, чтобы каждый ребенок мог реализовать свои способности, необходимо создать такую среду, в которой могли бы проявляться полученные им знания, умения и навыки, такую ауру, в которой активизировались бы его творческие задатки» [4].

Сегодня детский музей – это интерактивная среда, обеспечивающая просветительное воздействие на наглядной, предметной основе, когда дети и подростки свободно, в соответствии с личными интересами, выбирают содержание и формы своего поведения и деятельности.

При любой трансформации содержания и форм музейной деятельности, при самом активном участии музея в социальной жизни региона, в решении образовательных и воспитательных задач это учреждение культуры остается, прежде всего, музеем, и отвечает своему основному назначению до тех пор, пока его использование не противоречит изучению и популяризации природного, культурного и исторического наследия. [5].  Методология функционирования современного музея исходит из учета его природы, которая предполагает безусловную опору социально-культурной деятельности этого центра духовной жизни общества на его экспозицию, органичную связь любых форм его работы с собранными в его стенах ценностями. Однако эти сокровища истории и культуры не будут востребованы, и их культуросозидающий потенциал останется нереализованным, если музей не воспользуется методами художественного просвещения, используемыми в социальной психологии, педагогике, культурологии, искусствознании, теории информации. Подобные методы, могут и должны выйти за рамки традиционных музейных экскурсий и проявить себя в широком диапазоне форм социально-культурной деятельности – от лекций и показа видеофильмов до аттракционов и костюмированных баллов.

Российские музеи давно и прочно заняли достойное место в духовной жизни нашего Отечества. В начале XXI века сконцентрированы усилия музейных учреждений России на решении таких задач:

- разработать государственную программу использования мемориальных ценностей истории и культуры как факторов сохранения и передачи из поколения в поколение исторической памяти и культурного наследия;

- включить музеи в единую систему нравственно-эстетического и историко-патриотического воспитания, обеспечив их тесную связь с учебно-воспитательными учреждениями и другими социальными институтами, которые занимаются обучением и воспитанием подрастающего поколения;

- расширить функции, повысить эффективность их деятельности путем создания на базе музеев общественно-культурных центров, где наряду с экскурсиями будут осуществляться историко-культурное просвещение и вовлечение разных групп населения в социально-культурное творчество, проводиться праздники и другие крупные социальные акции, связанные со знаменательными событиями в отечественной истории и культуре;

- объединить усилия государства, общественности и отдельных граждан в создании благоприятных условий преемственности поколений в области культур, в решении единых задач сохранения традиций и мемориальных ценностей российской культуры как основы ее целостности и самобытности [5].

Литература:

1.                 Иконникова, С.Н. Культурное пространство музея как национальное достояние // Музеи России: поиски, исследования, опыт работы. 2004. Вып.8. С. 25.

2.                 Зинченко, В.П. Образ и деятельность. Воронеж, 608 с.

3.                 Зеленко, А.У. Внешкольное образование. М., 1928. – 525 с.

4.                 Шварц, Р.Р. Только учить – этого мало // Музеи России: поиски, исследования, опыт работы. 1997. Вып. 3. С. 74.

5.                 Нагорский, Н.В. Музей как открытая социально-педагогическая система: дис. … д-ра пед. наук / Н.В. Нагорский. – СПб., 2005. – 509 с.