Ибрагимов Аман Илесович
Казахский национальный педагогический университет имени Абая
Изобразительное искусство в
учебно-воспитательном процессе школы
В условиях обновления
политической, социальной и духовной сфер жизни нашего общества большое значение
придаётся образованию. Именно образование является главным средством сохранения
и трансляции культуры будущим поколениям. В «Концепции государственной политики
в области образования Республики Казахстан» [1] четко показано, что
стратегическим ориентиром реформирования сферы образования должна стать идея
формирования новой генерации людей с инновационным творческим типом мышления, с
развитой мировоззренческой культурой, высококвалифицированных профессионалов с
этически ответственным отношением к миру. В связи с этим, перед современной
школой ставится задача воспитания ответственного гражданина, способного
самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в
соответствии с интересами окружающих его людей.
Успешное выполнение
учебно-воспитательных задач поставленных предметом «изобразительное искусство»,
- повышение эффективности уроков изобразительного искусства – возможно лишь при
строгом соблюдении дидактических принципов в процессе преподавания. Возникает
вопрос, какие задачи могут стоять перед художественным образованием? Все эти
задачи чётко группируются на три категории, в которых изобразительное искусство
раскрывает свои основные педагогические возможности:
1.
Изобразительное
искусство как культура отношения ко всем явлениям жизни – эта группа задач
фактически вбирает в себя содержание искусства выраженные через него
нравственно-эстетические, эмоционально-ценностные критерии общества.
2.
Изобразительное
искусство как творчество – развитие ассоциативно-образного мышления, способности связывать в своём
сознании (работа фантазии) далёкие друг от друга явления, видеть общности,
видеть систему там, где она только в намёке; способность учеников рождать в
своём сознании на основе восприятия жизни художественный образ и уметь его
воспринимать в произведениях искусства.
3.
Изобразительное
искусство как «система языков» в пластических искусствах основывается на таких
исходных элементах, как композиция (конструкция), линия, цвет, объём,
пространство, необходимых для всестороннего развития учащегося.
Успешное обучение
школьников основам изобразительной грамоты требует прочного усвоения как
теоретических знаний в области изобразительного искусства, так и графических
умений и навыков. Например, слабое знание закономерностей перспективы,
светотени, цветоведения и композиции будет сковывать
творческие усилия ребёнка, отрицательно сказываться на грамотности и
выразительности его рисунка. Умение применять различные приёмы работ карандашом
и акварельными красками в зависимости от
конкретной задачи (длительный рисунок, наброски, зарисовки, вспомогательный
аналитический рисунок), умение выполнять
рисунок от общего к частному и основа к общему должны закрепиться и развиваться
до уровня навыка, то есть автоматизированного действия.
Для прочного усвоения
учащимися учебного материала, педагогу необходимо включать такие методы как:
кратковременные графические и живописные упражнения и задания на выполнение
быстрых набросков с натуры, по памяти и представлению; использование наглядных
пособий, бесед в процессе рисования с натуры на темы декоративного рисования.
Для чувственного восприятия изучаемых предметов и явлений необходимо
использовать принцип наглядности, как основы формирования представлений и
понятий.
В качестве натуры на
уроках могут быть использованы предметы кубической, призматической,
пирамидальной, цилиндрической, конусообразной, шарообразной и комбинированной
формы (фрукты, овощи, мебель, посуда, книги, рабочие инструменты, цветы, ваза,
чучела птиц и животных). То есть модели объясняющие конструктивные
закономерности построения предметов, законы перспективы, светотени, цветоведения и декоративной переработки форм растительного
и животного мира.
Важным свидетельством
наличия способностей к изобразительной деятельности служит быстрота усвоения
специальных знаний, умений и навыков. В ходе работы учащийся проходит
определенные стадии своего развития, обусловленные возрастными формами развития
воображения и другим психофизическими и возрастными особенностями. Способный
ученик сразу начинает выделяться среди своих сверстников тем, что он
сравнительно легко и быстро усваивает законы и положения изобразительного
искусства.
Таким образом, о
способностях к художественной деятельности говорит об умении ученика образно
мыслить, так как любая композиция требует умение образно увидеть изображаемое,
будь то изображения с натуры натюрморта, пейзажа или составление узора в круге.
Изобразительное творчество основано на создании новых художественных образов.
Итак, изобразительное
искусство и творчество предусматривает единство обучения языку изобразительного
искусства и широкого нравственно-эстетического воспитания и всестороннего
развития учащегося. Искусство в целом даёт педагогу возможность полнее и лучше
удовлетворять духовные запросы учащихся на уроках изобразительного искусства.