Арябкина И.В.,

                                                                                                    г. Ульяновск, УлГПУ

 

 Основополагающие идеи формирования эстетической субъектности будущих учителей начальных классов в педагогическом вузе

 

Одной из важнейших задач высшего педагогического образования на современном этапе его развития является поиск  новых ориентиров в процессе формирования личности будущего учителя не только как носителя, но и как транслятора и творца духовной культуры общества. Особая роль в ее решении принадлежит воспитанию, которое, согласно  «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», «как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития», причем воспитывать воспитателей в настоящее время – дело в несколько раз еще более  актуальное и ответственное, сложное и многогранное.

Сегодня в понятие педагогической компетентности включаются не только знания, умения и навыки, полученные учителем в вузе, но и те ценности и смыслы, которые он отстаивает в своей профессиональной деятельности, а также перспективы, которые видит перед собой.

Реалии действительности таковы, что учитель на всех этапах своего профессионального становления должен выступать как самоорганизующийся, постоянно развивающийся субъект, то есть человек, соединяющий в себе Личность и Индивидуальность. Таким образом, формирование субъектности будущего учителя, понимаемой как «гармонизация его личностных свойств»  (2, с.11), важнейшим из которых является направленность будущего специалиста на непрерывное профессионально-личностное самосовершенствование, должно стать приоритетным направлением воспитательного процесса  в педагогическом вузе.  

Современной педагогической наукой под понятием «субъект» подразумевается  «активно действующий, познающий, обладающий сознанием человек или коллектив»  (7, с.754).

Однако жить полной во всех отношениях, творчески активной жизнью может лишь  человек развитый эстетически, т. е. «полноценный эстетический субъект», который «постоянно ощущает свою укорененность и уместность в Универсуме, получает мощную духовную подпитку от него и поэтому лишен тех комплексов неполноценности, одиночества, безысходности, которые так хорошо описали и изобразили философы и писатели-экзистенциалисты, изучая жизнь бездуховного, безрелигиозного и не ведающего об эстетической сфере «одномерного человека» (по Г. Маркузе) техногенной цивилизации» (3, с. 165).

Бесспорно, что эстетический субъект имеет реальную возможность стать более полноценной, конкурентноспособной, коммуникабельной, духовно и социально значимой личностью, чем его антипод.  А именно в таких личностях очень нуждается сегодня наше общество в целом и школа, в частности.

Под эстетическим субъектом понимается «инициатор и носитель любой эстетической активности, будь то восприятие или творчество как первопричина эстетического отношения» (3, с. 163). Важным для осмысления стратегии и тактики эстетико-воспитательного процесса в педагогическом вузе является тот факт, что в воле эстетического субъекта  превратить фактически любой предмет, включая и некоторые состояния своего внутреннего мира, в эстетический объект.  Регулярный опыт общения с Универсумом, с природой, с самим собой  способствует нравственному совершенствованию и духовному обогащению личности.

Таким образом, под формированием эстетической субъектности будущего учителя начальных классов мы понимаем целенаправленный процесс развития (и в том числе саморазвития, самосовершенствования) и гармонизации всех эстетических качеств личности, определяющих ее отношения с обществом, другими людьми и способствующих повышению нравственно-этической и профессионально-педагогической культуры.

Одной из важнейших сущностных характеристик эстетического субъекта является наличие у него особого дара, специфической способности – эстетического вкуса. Наличие вкуса или способности к нему присуще практически всем психически здоровым  людям.  Однако у большинства из них он находится на  самой начальной стадии развития и нуждается в совершенствовании. Эстетический вкус – одно из понятий, наиболее сложно поддающихся описанию. В собственно эстетическом смысле термин «вкус» был введен в обиход испанским мыслителем Б. Грассианом  в 1647 году. Он обозначил так одну из способностей  человеческого познания, специально ориентированную на  постижение прекрасного и произведений искусства. С тех пор в большинстве трактатов по эстетике вопросы вкуса занимают видное место.  Среди разнообразных подходов к осмыслению столь сложной эстетической категории нам весьма импонируют дефиниции вкуса как одной из объективно существующих способностей души, данные  известным «берлинским просветителем» 18 века И.Г. Зульцером: «Вкус – по существу не что иное, как способность чувствовать красоту, так же как разум – это способность познавать истинное, совершенное, верное, а нравственное чувство – способность чувствовать добро» (4, с. 491). С точки зрения современной педагогической науки, именно такая эстетическая способность, находящаяся в диалектическом единстве со способностью познания и нравственной способностью, является основой  и эстетического сознания, и творческой деятельности (в том числе не только сугубо в сфере искусства, но и в любой другой сфере).

Эстетический вкус является важнейшим компонентом эстетического сознания, которое представляет собой сложную систему, объединяющую чувства, идеалы, оценки, суждения, взгляды и убеждения человека и тесно связанной с эстетическими потребностями и эстетической деятельностью (5).

Чтобы сформироваться как эстетический субъект, человек должен понимать необходимость развития в себе данных качеств с целью приобщения к духовной культуре человечества, к многообразию художественных открытий.

 

Эстетическое сознание формируется, как известно, посредством накопления человеком эстетического опыта.  

Согласно Новой философской энциклопедии, «в зависимости от трактовки опыта эстетический опыт интерпретируется как опыт сознания (И.Кант), как мистический, религиозный опыт,  или как опыт переживания». ( с. 161)

Обращаясь к эстетическому опыту, философы отмечали одну его формообразующую черту – переживание событий встречи с необходимостью адекватного выражения акта этой встречи.

Понятие «эстетический опыт» охарактеризован В.В.Бычковым в следующих значениях:

    «а) особые «навыки», «умение» воспринимать эстетические ценности и специфическое невербализуемое знание, приобретенные эстетическим субъектом в процессе его предшествующего художественно-эстетического развития (как онто- и филогенетического, так и духовного и социокультурного), т.е. опыт в прямом смысле слова, и

    б) конкретный процесс, акт эстетической деятельности (восприятия или/и творчества), вершащийся  hic et nunc  (в конкретный момент восприятия или творчества) и в принципе невозможный без и вне первого (а) компонента опыта – субъективного генетически данного и накопленного «знания» и «умения». В наиболее общем плане так обозначается некая двуединая процессуальная целостность, включающая в себя оба указанных интенциональных состояния» (3, с.179).

Эстетический опыт  - сложное образование, имеющее два компонента: постоянно изменяющийся, «прирастающий», и процессуально-динамический.      Суть опыта – в специфической системе отношений субъекта и объекта, основанной на конкретно-чувственном восприятии объекта субъектом. Важным при этом является то, что субъект в результате такого взаимодействия с объектом получает духовное наслаждение, эстетическое удовольствие.  По мнению В.В. Бычкова, «эстетический опыт в конечном счете помогает человеку обрести свое место в Универсуме, ощутить себя органической частью природы, не сливающейся с ней, но обладающей своей личностной самобытностью и свободой в структуре бытия» (3, с.179).

Французский эстетик М. Дюфрен был убежден, что только эстетический опыт делает человека полноценным, являясь основой познавательных и нравственных отношений, гармонизуя в человеке все противоположные качества и примиряя его с внешним миром.

Однако когда речь идет о будущем учителе начальных классов, чьей профессиональной задачей, как уже отмечалось выше, является не только получение культурного опыта, но и  передача его своим ученикам, особую актуальность приобретает такая составляющая его эстетического сознания, как эстетико-педагогическая ориентированность, т.е. стремление  к накоплению  собственного эстетико-педагогического опыта, эстетическому саморазвитию и развитию творческого потенциала учеников, созданию собственных программ учебно-воспитательной деятельности, в которых сфера эстетического являлась  бы  основополагающей, а  также способность к рефлексии, самоанализу, научно-исследовательской деятельности в эстетико-педагогической области.  

Литература:

1.Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Книга 1. – Казань, 1996.

2.Борытко Н.М. Система профессионального воспитания в вузе.-М., 2005.

3.Бычков В.В. Эстетика.-М., 2006.

4. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: В 5-ти тт.-Т.2.-М., 1964.

5.Печко Л.П.  Эстетическая культура и воспитание человека.- М., 1991.

6.Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое  образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (вопросы теории).-СПб.-Волгоград, 1997.

7.Современный словарь по педагогике/Сост. Рапацевич Е.С.- Мн., 2001.