АБИЛЬДИНОВА Ж.Б.

 Павлодарский государственный педагогический институт

Автостереотипные представления о русских в анекдотах

 

Большой интерес с точки зрения изучения этнических стереотипов представляют собой  анекдоты о представителях различных этносов.  В.А. Маслова по этому поводу пишет следующее: «На учете стереотипных представлений основано большинство анекдотов о национальном характере, причем объектами оценки в анекдотах могут стать не только черты характера, но и традиции, обычаи (например, ходить в гости), модели повседневного поведения, особенности анатомии» [1, 58].

В данной статье мы бы хотели рассмотреть анекдоты о представителях русского  этноса, в которых зафиксированы представления русских о самих себе, то есть автостереотипные представления. Изучению русского национального характера посвящены работы многих исследований (И.М. Кобозева, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, В.Н. Телия, А.А Залевская, И.А. Стернин, А.А. Леонтьев, В.В. Воробьев и др.) «О русском национальном характере написано много очень много: заметок, наблюдений, эссе и толстых работ; о нем писали с умилением и осуждением, с восторгом и призрением, снисходительно и зло,- писали по-разному и писали различные люди. Словосочетание «русский характер», «русская душа» ассоциируются в нашем сознании с чем-то загадочным неуловимым, таинственным и грандиозным, - и до сих пор продолжает волновать наши чувства» [2, 8].

 Прежде чем обратиться к анализу анекдотов с этнонимом русский необходимо рассмотреть существенное для нас понятие этнического стереотипа.

Этнический стереотип (от греч.  etnos народ, племя и  stereos  твердый +typos отпечаток) – характерное явление обыденного сознания, выражающееся в относительно устойчивых представлениях о моральных, умственных, физических и других качествах, присущих представителям различных этнических групп [3, 250]. Существуют автостереотипы, отражающие то, что думают люди сами о себе,   и гетеростереотипы, относящиеся к другому народу. Этнические автостереотипы содержат большей частью  комплекс положительных оценок, гетеростереотипы могут быть как положительными, так и отрицательными, в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов.

Анекдоты на этническую тематику имеют разное название. А.П. Бурак выделяет международные анекдоты: «Наиболее популярным источником стереотипных представлений о национальных характерах являются так называемые международные анекдоты, т.е. анекдоты, построенные на шаблонном сюжете: представители разных национальностей, попав в одну и ту же ситуацию, реагируют на нее по-разному, в соответствии с теми чертами их национального характера, которые приписывают им на родине анекдота». Так, «Истинный грек нам представляется оборотистым, турок - физически сильным, а поляк – не дураком выпить. Англичане нередко упрекаются в своекорыстии и эгоизме, а немцы рисуются внушающими опасения своей дисциплиной и организованностью, трудолюбием и агрессивностью. К американцу француз испытывает двойственное чувство - уважает его энергию и упорство, завидует деловой хватке и богатству, но посмеивается над безнадежно провинциальной инфантильностью. В русских французы ценят то, чего не хватает иной раз им самим - размах и широту, сердечность и щедрость, выдержку и стойкость» [4, 71].

Г.Б.  Ермаханова выделяет интернациональные анекдоты: «Есть свойства универсальные для анекдотов на разных языках. Осмеянию подвергаются этностереотипы. Например, «интернациональные» анекдоты (встретились американец, француз и русский). В анекдотных встречах с Западом, последний персонаж в ответах на какой-то вопрос или в испытаниях является главным. В сравнении с остальными действующими лицами, тот есть с иностранцами, главное действующее лицо, безусловно, выигрывает, а западные ценности, явленные в туповатой американской деловитости, английской чопорности, галантной французской чувственности, очевидным образом принижаются. Последним может быть не только русский, но часто – еврей или украинец» [5, 365].

     Перейдем к рассмотрению анекдотов о русском этносе. Рассмотрим следующий пример:

-Какой национальности  были Адам и Ева?

-Ну, конечно, русские! Кто бы еще согласился ходить босыми и голыми, есть одно яблоко на двоих и при этом кричать, что они в раю.

Здесь этнический стереотип-терпеливость русского этноса.

Следующий анекдот позволил выявить такое качество русских как находчивость. Это качество раскрывается при сопоставлении с другими этносами, где наблюдается стремление русских оказаться  в представленной ситуации лучше, чем другие:

Встретились немец, француз и русский. Немец говорит:

- Вот наши ученые смогли скрестить корову с курицей. Теперь  молоко, мясо и яйца девать некуда.

- Что у вас,- говорит француз,- вот у нас ученые смогли скрестить пчелу с мухой, теперь она летает по помойкам и мед рекой льется.

-А у нас тоже скрещивают,- вступает в разговор русский, - недавно удалось скрестить арбуз с тараканом. Теперь разрезаешь арбуз… а косточки сами разбегаются!...    

       Такое качество русских как стойкость и упорство характера  также нашло свое отражение в анекдотах. 

Террористы похитили работников оборонных предприятий: американца, француза и русского. После часовой пытки американец объяснил устройство крылатой ракеты. После двухчасовых пыток француз выдал схему новейшего истребителя. После недельных пыток русский нарисовал гайку в трех проекциях.

       Такие качества как простота и щедрость раскрываются при сопоставлении  с другими этносами, например с евреями, отличающимися в анекдотах  хитростью.

Купили еврей и русский по пачке сигарет.  Ну, русский сразу распаковал и закурил. Еврей говорит:

- Слушай, дай сигарету, а то мне пачку распаковывать неохота.

Дал ему русский сигарету. Еврей ее раз за ухо и, потирая руки, говорит:

-А теперь покурим.

Наряду с вышеназванными качествами, русский выступает в анекдоте также честным человеком.

Пришли русский и еврей к святому Петру. Петр  спрашивает у русского:

-У тебя теща была?

-Была.

- Значит, пойдешь в рай. А еврей, подумав, решил схитрить.

  у тебя теща была?

-Аж две.

-Ну в таком случае, отправляйся в ад. Тебе после такого и ад раем покажется.

Широкодушие, как одно из главных качеств приписываемых  русскому этносу,  отразилось в анекдоте:

Недавно в дебрях Амазонки поймали идеального мужчину: у него было тело негра, лицо арийца, трудолюбие китайца, предприимчивость еврея и большая русская душа, которая ему всю жизнь поломала!

Следующее качество, раскрывающее характер русских с точки зрения их самих, это бесшабашность:

Англичанину, французу и русскому было дано задание  научить говорить обезьяну за год. Через год комиссия заходит к англичанину. Он:

- Поил, кормил, ухаживал - не разговаривает.

Зашли к французу- то же самое. Зашли к русскому, а он - пьяный, обезьяна худая и оборванная.

-Поил, кормил, ухаживал - не разговаривает. Обезьяна из- за угла:

-Ой, врет, ой врет!

       Интересно, что в описываемой в анекдоте ситуации о поведении мужчины по отношению к  женщине  в раскаленной пустыне каждый этнос, пытается увидеть свой этнический образ: француз-галантность, англичанин - выдержку, еврей- предприимчивость,   причем русский сразу же узнает в этой ситуации себя,  и  приписываемую ему доброту и, как уже отмечалось, широкодушие: 

Послали представителям разных национальностей фильм: раскаленная пустыня, палящее солнце. С трудом идут мужчина и женщина. И вдруг мужчина достает сочный апельсин и отдает его женщине.

Вопрос: Какой  он национальности?

Француз:

-Только француз мог  так галантно отнестись к даме!

Англичанин:

- Нет, это англичанин - посмотрите, какая выдержка!

Русский:

-Нет, это только русский: Надо же быть таким дураком! Сам бы съел.

Еврей:

-Нет, это еврей: кто бы еще мог достать в пустыне апельсин

Однако среди положительных качеств, отмеченных народом у себя, встречаются и отрицательные: любовь к выпивке, разгулье.

       Национальность в анекдоте может и не называться, но читатель без труда определит о ком идет речь в анекдоте:

       В Германии за рулём задержана иностранка, в крови которой обнаружена трижды смертельная доза алкоголя...
Вся Россия с нетерпением ждёт объявления национальности нарушительницы!

       В анекдотных встречах с Западом, то есть с иностранцами, русский по распитию напитков непременно выигрывает:

       Международный чемпионат по распитию спиртных напитков. В финал вышли четыре спортсмена. Англичанин, американец, немец и русский Кузькин. Начинаются финальные соревнования.
Выходит американец. Выпивает стакан водки, еще стакан, еще полстакана и падает. Выходит англичанин. Выпивает стакан, еще, еще полстакана и падает. Выходит немец. Выпивает стакан, еще, еще полстакана и падает. Выходит Кузькин. Выпивает разом пять стаканов, три бутылки пива, еще полстакана и падает.
Безоговорочная победа российского атлета. На втором месте немец. А вот с третьим местом неясно. Англичанин и американец лежат без сознания. Комментатор в отчаянии восклицает в микрофон.
- Кто же будет третьим???

Кузькин, с трудом отдирая голову от пола:
- Я!

       Как следствие распития спиртных напитков выделяется такое  негативное качество  как склонность к драке, которое проявляется в обычае ходить в гости.  

 Как приходят в гости представители разных национальностей?

Русский приходит с ведром водки, а уходит с подбитым глазом.

Украинец приходит с кольцом колбасы и большим куском сала, а уходит с песнями.

Грузин приходит с ящиком коньяка, мешком мандаринов, а уходит с тостом.

Еврей приходит с двоюродным братом, а уходит с куском торта для тети Песи.

  Несмотря на незначительное число рассмотренных нами анекдотов о русском этносе, можно сделать следующие выводы.  В анекдотах отражены, главным образом, автостереотипные представления. Среди этнических стереотипов, выделенных нами, присутствуют, прежде всего, положительные  качества, указывающие на нравственно-этические характеристики. Это, в первую очередь, терпеливость,  простота и щедрость, честность, широкодушие, бесшабашность.

Среди интеллектуальных качеств русского этноса, можно выделить находчивость русских. К отрицательным качествам относятся  любовь к выпивке, склонность к драке.

         Думаетcя, что языковые средства и приемы, при помощи которых передается в анекдоте этнический колорит  и отражаются стереотипные представления послужат объектом дальнейшего рассмотрения и изучения.

 

Список использованной литературы

 

1.           Маслова В.А. Когнитивная лингвистика. – М.: Тетра Системс, 2004. –с.256

2.           Касьянова К.К. О русском национальном характере. – М., 1994,-265 c.

3.           Словарь социолингвистических терминов.- Алматы, 2007.-330 с.

4.           И. Эренбург. Годы и люди.- Москва, 1979.

5.            Ермаханова Г.Б. О специфике жанра анекдота// Язык- Культура- Человек: материалы научно – практической конференции. – Алматы: Каз УМО и МЯ им.Аблай хана, 2004-410 с.