Каропа И.Г.
ГГУ им. Ф. Скорины, Гомель
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ВИНА И ОТЧАЯНИЕ
ЙОЗЕФА К.
Зародившись на рубеже ХIХ-ХХ веков, экзистенциальный тип
художественного сознания не только отражает глубокий духовно-нравственный
кризис, вызванный крахом религиозных и общественных ценностей, но и пытается
его преодолеть, предлагая новую систему ценностей и нравственных принципов и
вырабатывая, таким образом, собственную систему этической мысли.
Одной из основополагающих категорий
экзистенциалистской этики становится категория вины. В экзистенциализме вина
приравнивается к понятию ответственности, т.е. признанию своего неоспоримого
авторства именно этого, а никакого другого положения дел. В экзистенциалистском
понимании «человек несет вину не только за
преступления против других людей, моральных или социальных правил; но также за преступления
против самого себя» [1, c.313]. Преступлением против самого себя
экзистенциализм полагает неаутентичное существование
– невозможность или отказ реализовывать все открытые нам потенциальные
возможности. Согласно Кьеркегору, нежелание быть собой приводит человека
в состояние отчаяния.
Переживанием
экзистенциальной вины и сопряженными с ней чувствами отчаяния и презрения к
себе насквозь пронизано творчество Франца Кафки. «Процесс» начинается такими
словами: «Кто-то, по-видимому, оклеветал Йозефа К., потому что, не сделав
ничего дурного, он попал под арест» [2]. Йозеф К. оказывается втянут в судебный процесс, но при этом
он совершенно лишен возможности узнать, в чем его обвиняют. Ему предлагают сознаться, но он заявляет: «Я ни в чем не
виновен» [2]. Весь роман Йозеф К. пытается освободиться от суда – он ищет
способ «повлиять на процесс», надеется «из него вырваться, …обойти его,
…начать жить вне процесса» [2]. Он ищет помощи из любого мыслимого источника, но тщетно.
Постепенно читатель осознает, что К. находится не перед обычным гражданским
судом. «Этот процесс не из тех, какие разбирают в обычном суде», – ставит в известность Йозеф своего дядю [2]. По мнению И. Ялома, «Йозеф К. застигнут внутренним судом – тем, что заседает в
его скрытых глубинах» [1, c.320]. «Таинственный суд, о котором он часто
судит столь пренебрежительно, но который все же признает, – это его
совесть, перед судом которой он недоволен своей жизнью, поверхностностью,
вялостью, безучастностью своего земного существования», – комментирует
произведение Макс Брод [3].
Именно потому, что речь
идет не о «какой-то конкретной вине, а о вине экзистенциальной – той
изначальной вине, какой является само человеческое существование», суть
обвинения остается скрытой на протяжении всего романа, а виновность Йозефа К.
постулируется априори [4].
Хайдеггер
называет вину фундаментальной
характеристикой человеческого существования, поскольку человек «неизменно
отстает от собственных возможностей» [1,
c.314]. «Экзистенциальная вина человека
состоит в невозможности выполнить наказ осуществлять все свои возможности», – пишет
Швейцарский психиатр Медард Босс [5]. Этой позиции
созвучны слова самого Кафки: «…проверки боится лишь тот, у кого нечистая
совесть. Человек, не выполняющий задачи своего времени. Однако кто совершенно
точно знает свою задачу? Никто. Потому у каждого из нас нечистая совесть, от
которой хочется убежать –
как можно скорее уснув» [6].
Итак, экзистенциалистская
этика полагает вину изначальной фундаментальной категорией, неотъемлемой
спутницей человеческого существования. Но само по себе переживание
экзистенциальной вины не ведет к отчаянию, гибели. Экзистенциальные философы и
психологи сходятся во мнении, что, при условии ее осознавания,
экзистенциальная вина – «это позитивная конструктивная сила, советчик, возвращающий
нас к себе самим» [1, c.317]. Тот, кто, подобно Йозефу К., оказывается вызванным
на суд экзистенциальной виной, совершил преступление
против своей судьбы. Путь «искупления» такой вины – это путь познания,
принятия и осуществления себя. Это путь подлинного существования, в котором
осуществляется «воля быть собой».
Первый шаг на пути «искупления»
экзистенциальной вины – это ее осознание. Согласно Кьеркегору, осознание вины «умеряет
отчаяние: не знать, что находишься в отчаянии, – это еще более глубокая форма
отчаяния» [1, c.314]. Роман изобилует предупреждениями и намеками на
бессмысленность и тщетность попыток Йозефа К. «обойти
суд, … жить вне процесса», т.е. жить «вне «юрисдикции» собственной совести», не
встречаясь с экзистенциальной виной [1, c.314]. Горничная
адвоката предупреждает К.: «…все равно сопротивляться этому суду бесполезно,
надо сознаться во всем» [2]. Священник советует К. заглянуть внутрь себя: «Ты
слишком много ищешь помощи у других... Неужели ты не замечаешь, что помощь эта
не настоящая?» [2] Но Йозеф К. упрямо стоит на своем: «Но ведь я невиновен. Это
ошибка. И как человек может считаться виновным вообще?» [2] Таким образом,
именно отказ от признания и конфронтирования
своей вины лежит в основе отчаяния и гибели Йозефа К.
1. Ялом,
И. Экзистенциальная психотерапия / И. Ялом. – М.: Класс, 2005. – 576с
2. Кафка,
Ф. Процесс / Ф. Кафка [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://lib.ru/KAFKA/process.txt
3. Брод,
М. Отчаяние и спасение в творчестве Франца Кафки / М. Брод [Электрон.
ресурс]. - Режим доступа: http://www.kafka.ru/about/brod_otch.htm
4. Эмрих, В. Царство сатаны / В. Эмрих
[Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.kafka.ru/about/emrih.htm