Клочкова Т. И.

Сергиенко Т.Н.

препод.иностр.языка Сумского НАУ, Украина

 

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ

КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ.

 

Для функционального стиля научной прозы синтаксическим средством является параллелизм, т.е. семантико-структурное единство, состоящее минимально из двух компонентов (составляющих), которые характеризуются синтаксической тождественностью и логико-смысловой общностью. Параллелизм — лишь один из ряда синтаксически характер­ных способов организации научной прозы, но его выбор для анали­за стилистических характеристик научной прозы, не является слу­чайным: общая синтагматически спаянная система синтаксиса на­учной прозы, сведение в определенную систему нескольких предложений как грамматически самостоятельных единиц, способ­ность к автономной актуализации, логическая спаянность синтактико-семантических элементов, получающая как имплицитное, так и эксплицитное языковое выражение, — все эти черты получают четкое выражение в синтаксической организации параллелизма.

Параллельные конструкции представляют собой один из сти­листических приемов композиции высказывания, в которой от­дельные части предложения или ряд предложений в целом пост­роены однотипно. Синтаксический параллелизм изучен в основ­ном на материале художественной прозы. Английская научная литера­тура широко использует разнообразные синтаксически параллель­ные конструкции, вовлекаемые в высказывания определенного те­матического состава. Так, современная английская научная проза традиционно использует параллелизм, для того чтобы синтакси­чески оформить перечисление тех или иных фактов, обстоя­тельств, аргументов.

The samples of chrysolite selected for analysis were taken from the two rock types... namely: (a) from serpentinized dolomite; (b) from serpen­tinized ultrabasic rock.

Четкая членимость синтаксических параллельных конструк­ций, иx структурная обнаженность и наглядность способствуют то­му, что данные конструкции используются для сопоставления и уточнения.

"From Table 2 it may be seen that subjects RA., P.M., B.W., and E.W. were adapted to night work and back to day work in 4 days in each case. Subjects D.B. and S.S. were adapted to night work in 4 days and back to day work in 6 days».

Современная естественнонаучная проза использует синтакси­чески параллельные конструкции как в функции перечисления и сопоставления исследуемых фактов, так и для их противопоставле­ния, например:

"On Parker's model one would expect a permanent red Doppler shift in Ha of about 10A0., while on the hydromagnetic model one would expect only Doppler broadening of variable amounts»

современная английская естественнонаучная литература расширя­ет рамки употребления полного синтаксического параллелизма для выражения авторских оценочных (положительных и отрица­тельных) характеристик. параллелизм, оказался в настоящее время «местом концентрации» языковых средств, выражающих субъективную эмоциональную оценочность.

"It (the survey) is little more than a catalogue, too superficial for the sci­entist and too technical for non-scientist"

Привлекает внимание тот факт, что параллелизм, используе­мый для выражения авторской оценки, характеризуется четким, нигде не нарушаемым соблюдением лексических и синтаксичес­ких соответствий. См. в примерах: ...faulty in logic // confused in motive // unhappy in phrasing; ...includes too much which is irrelevant // omits too much which is essential; ...too superficial for the scientist // too technical for non-scientist.

ругой особенностью синтаксического параллелизма является его соединение с такими синтаксическими стилистическими прие­мами организации высказывания, как антитеза, хиазм, инверсия, нарастание7, например:

"...they (some scientific workers) prefer the works to the laboratory, so they are rather works scientists' under a works manager than 'scientific workers' under the research manager»

В синтаксической организации современной английской естественнонаучной прозы наблюдаются две противо­положные тенденции: одна из них связана со стремлением авторов естественнонаучных работ избежать лексического повтора в парал­лельных конструкциях, нарушить монотонную повторяемость синтаксического рисунка параллелизмов, в то время как другая, напротив, связана с намеренным внесением четкой ритмической организации в высказывание и с использованием повтора для под­черкнутого выделения тех или иных лексических единиц. Данные две тенденции не отрицают друг друга, они лишь указывают на раз­личные синтаксические и лексические свойства параллелизма, обу­словленные разницей функционального задания. В современный период развития стиля английской научной прозы усилилась тенденция использовать синтаксически парал­лельные конструкции для организации такого крупного речевого отрезка высказывания, каким является абзац. Абзац, темой которого является перечисление тех или иных фактов, обстоятельств, доводов, аргументов, строится на син­таксически параллельных конструкциях, которые своей структу­рой подчеркивают равноценность перечисляемых фактов. Абзац, который строится на параллелизмах, используемых для перечисления тех или иных фактов, обстоятельств, характерен для той части журнальной статьи, в которой дается описание экспери­мента и связанных с ним процедур.

В современный период развития английской научной прозы за­метно усилилась тенденция использовать синтаксически  парал­лельные конструкции для организации такого крупного компози­ционного отрезка высказывания, каким является абзац. Более того, использование абзаца, построенного на ряде параллелизмов, прев­ратилось в структурно-синтаксическую тенденцию языка совре­менной английской научной прозы. В зависимости от жанра такие абзацы имеют различную тематическую и функциональную нап­равленность.

Клочкова Т. И.,

преподаватель иност. языка

Сумского НАУ

 

ТЕМА И ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ЕЕ    ВЫРАЖЕНИЯ

 

Как в сфере научного, так и ненаучного общения тема традиционно понимается лишь в самом обобщенном виде — как предмет  описания, изображения, исследования, разговора. В искусстве (словесном, музыкальном, изобразительном) под темой подразумевается объект художественного изображения, круг жизненных явлений,  отражаемых писателем, художником, композитором и скрепленных авторским замыслом. Лингвисты настойчиво подчеркивают, что целостность текста образуется его тематической структурой. При этом темой целого текста считается смысловое ядро, понимаемое как обобщенный концентрат всего содержания текста. Трудности в определении того, что есть тема, связаны не только с разнородностью установочных позиций в понимании данной проблемы, но также с другим обстоятельством, а именно, с различного рода соображениями относительно того, что тема может рассматриваться лишь в связи с членимостью реализующего ее текста. Представляется, что здесь намечаются два основных направления.

Первое — тема должна рассматриваться в связи со смысловой сегментацией текста; второе - понятие темы должно быть увязано, в первую очередь, с вычленением синтаксических единиц текста, та­ких, как предложение, высказывание, сверхфразовое единство.

Согласно первому подходу тема неизбежно делится на подтемы, выступающие в роли опорных точек для построения целост­ной картины сообщения. Представление о жесткой синтаксической регламентированности в тематической организации текста (тема реализуется в рамках какой-то одной определенной синтаксической единицы) снимает ряд существенных вопросов, а именно, инвариантные и вариативные качества темы, ее динамический и статический аспекты.

Понятие темы связывается не только с такими единицами, как предложение и сверхфразовое единство, но также с абзацем и с построением более сложным, нежели абзац, а именно, абзацной тематической группой, которая представляет собой промежуточное явление между абзацем и целым текстом. Для лингвиста, исследующего принципы отбора языковых средств, с помощью которых в научном произведении регистрируются результаты определенного познавательного процесса, важно каждый раз иметь дело не со всем процессом в целом (это вряд ли возможно), а с его одним определенным этапом, звеном. Последний может иметь различную степень конкретности, может тяготеть либо к анализу, либо к синтезу изучаемых явлений, он может быть направлен на свойства познаваемого объекта, на отношение к нему других объектов. Тема, связанная с констатацией положения вещей, сложив­шегося в той или иной области научного исследования, слагается из ряда подтем.

Обобщенных характеристик темы:

1.  Тема может быть полностью реализована в рамках одного высказывания, состоящего из одного или двух (чаще всего синтак­сически параллельных) предложений;

2.  Тема может быть представлена автором с разной степенью категоричности: от весьма значительной до ослабленной;

3. Тема может реализовать определенный диапазон оценочного усиления, в рамках которого имеет место слияние квантификации (установление степени наличия признака) и оценки;

4. Оценка может иметь как индивидуальный, так и коллектив­ный характер, т.е. быть одинаковой у определенной группы людей, объединенных общими профессиональными, мировоззренчески­ми и другими особенностями;

5. В рамках темы реализуются как эксплицитные, так и импли­цитные значения акта вербальной коммуникации;

6. Наконец, тема (по-видимому, не каждая) специфическим образом реализует затекстовые и текстовые ретроспективные/проспективные связи.

Что касается объема высказывания, то, с точки зрения тематических особенностей, оно способно получить несколько иное осве­щение. Действительно, такие свойства высказывания, как его соотнесенность с определенным тематически оформленным отрезком действительности, приспособленность к той или иной внеязыковой реальности, связь с ситуацией и, как следствие, способность выступать в качестве минимального коммуникативного целого, свидетельствуют, по крайней мере, в рамках рассмотренного выше материала, в пользу того, что высказывание не обязательно должно соотноситься только с одним предложением.

Интересен круг вопросов, возникающих в связи с тематической оформленностью высказывания:

1. Степень устойчивости в отборе языковых средств, используемых для создания высказываний одинаковой или сходной тематической отнесенности; уяснение процессов отбора типизированного как в области лексики, так и в

области синтаксиса.

2. Роль тематического фактора в создании такой устойчивости, которая превращает некоторые элементы высказывания в стереотипные формулы.

3. Синтагматические и парадигматические отношения в пределах тематически целостных высказываний.

4. Модальность (позиция говорящего) как средство создания высказываний определенной тематической направленности.

Понятие темы получает несколько иное освещение, если к нему подойти под углом зрения структуры целого произведения.